Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника*

3278

Аннотация

Статья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и трудности в общении. Влияние стиля воспитания проявилось в том, что доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля взаимосвязано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попустительский и неустойчивый стиль способствуют повышению агрессивности. Показано, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем выявлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»).

Ключевые слова: семья, психология дошкольника, семейное воспитание, развитие дошкольников, личностные особенности детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070201

Для цитаты: Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5–18. DOI: 10.17759/sps.2016070201

Полный текст

S

Статья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и трудности в общении. Влияние стиля воспитания проявилось в том, что доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля взаимосвязано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попу­стительский и неустойчивый стиль способствуют повышению агрессивности. Показано, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем выявлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми.

 

Для современной социальной психологии развития характерно повышение внимания к семье и анализу роли семьи как среде развития и социализации ребенка [Толстых, 2010]. Одной из первых попыток систематизации данных о роли семьи стала типология привязанности М. Эйнсворт, которая показала, что чем надежнее привязанность, тем выше инициативность и уверенность в себе ребенка [Прихожан, 2007]. Выявлены существенные различия в физическом, когнитивном, личностном и социальном развитии детей из семей с разными стилями взаимодействия (Е.С. Шеффер и Р.А. Белл, Д. Бомринд, Е. Маккоби и др.). Так, Д. Бомринд отмечает, что результатом авторитарного и либерального стилей взаимодействия является снижение когнитивной и социальной компетентности ребенка, в работах А.Бандуры и Р. Уолтерса выявлено, что наиболее деструктивное влияние на поведение ребенка оказывает пренебрегающий (индифферентный) стиль [Крайг, 2012]. С. Броуди описано неблагоприятное воздействие непоследовательности материнского поведения, в результате чего ребенок теряет ощущение стабильности, становится тревожным [Савенышева, 2010].

Из современных зарубежных работ необходимо отметить проект Дж. Бель­ского, осуществившего мета-анализ 30 исследований, в которых было задействовано около 6000 диад родителей и детей [Вelsky, 2014]. Результаты этих исследований показали взаимосвязи чувствительности и теплоты со стороны родителей с преобладанием позитивных эмоций, просоциальным поведением и лучшей сформированностью социальной компетентности у детей; нарушений воспитания — с проявлениями раздражительности и агрессивности у подростков.

Обширная феноменология родительских отношений, стилей и типов воспитания, а также их следствия — формирование индивидуальных характерологических особенностей ребенка описана в рамках клинического подхода и отклоняющегося поведения. Среди неблагоприятных или отклоняющихся типов воспитания наиболее часто выделяют гиперопеку и гипоопеку, влияющих на развитие самостоятельности, инициативности ребенка, его подверженность невротическим заболеваниям [Захаров, 1998; Эйдемиллер, 2008].

А.А. Шавыриной эмпирически показано, что непоследовательность семейного воспитания, неудовлетворенность родителя взаимоотношениями с ребенком, конфронтация в семье, отвержение ребенка и тревожность родителя за ребенка могут провоцировать проявления негативизма и упрямства как черт личности у дошкольников [Шавырина, 2012]. Н.И. Корытченкова при изучении младших школьников показала, что отвержение, инфантилизация и авторитарная гиперсоциализация способствуют повышению агрессивности и тревожности, снижению эмпатии и самооценки [Корытченкова, 2000]. М.Н. Поветьева выявила, что в случае эмоционального отвержения у младшего школьника развиваются тревожность и фрустрированность, при инфантилизации — признаки невротич­ности и экстрапунитивное направление агрессии, в случае принимающе-авторитарного типа — интропунитивное направление агрессии, при опекающем типе родительского отношения — оптимистичность и уверенность в себе [Поветьева, 2003].

Помимо перечисленных выше, в качестве факторов семьи, влияющих на развитие детей, рассматривают структурные и статусные характеристики семьи. По данным А.И. Захарова, Е.О. Смирновой и В.С. Собкина, дошкольники из неполных семей склонны к невротическим нарушениям, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы, при этом особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение [Захаров, 1998; Смирнова, 1999]. В то же время в ряде исследований подчеркивается, что указанные особенности характерны не только для детей из неполных семей, в дисфункцио­нальных семьях с высокой конфликтностью супружеских отношений проблем в развитии личности детей не меньше [Клецина, 2015].

Важность сиблинговых позиций с помощью мета-анализа показал Ф. Сал- ловэй, обнаруживший, что порядок рождения предсказывает социальные установки, влияет на личность, прежде всего на характеристики гибкости и отношения к новому [Зырянова, 2008]. В то же время, как отмечают Б.Б. Грюнвальд и Г.В. Макаби, хотя и существует связь между характером детей и порядком их рождения, однако поведение ребенка будет зависеть от того, как он воспринимает себя в семейной группе и каким образом пытается найти там свое место [Грюнвальд, 2008].

Широкий взгляд на ресурсы семьи, ее жизнеспособность и влияние на развитие ребенка развивают в последние годы А.В. Махнач и Ю.В. Постылякова [Махнач, 2012], серьезное внимания уделяется изучению особенностей развития личности ребенка в условиях семейной депривации [Прихожан, 2007].

Следует отметить, что в силу сложности проблемы, разнообразия подходов и измерительного инструментария остается много вопросов в выяснении влияния семьи на развитие личности дошкольника. Заметим, большинство исследований выполнено на подростках и детях с отклонениями в развитии, результаты эмпирических исследований дошкольного возраста носят противоречивый характер и их явно недостаточно.

Особенность предлагаемого исследования состоит в том, что оно выполнено на нормально развивающихся дошкольниках и их родителях. Целью исследования стало изучение личностных особенностей дошкольников в связи с факторами структуры семьи (полная/ неполная семья, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики воспитания и особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми). Мы предположили, что зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии могут выступать в качестве факторов, способствующих благоприятному личностному развитию ребенка дошкольного возраста: формированию адекватной высокой самооценки, меньшей выраженности тревожности и агрессивности. Среди структурных характеристик семьи наиболее важным фактором может выступать ее полнота, которая способствует благоприятному развитию эмоциональной и коммуникативной сфер дошкольника.

Программа исследования

Выборка. В исследовании приняли участие 312 дошкольников и 312 матерей: 232 диады из Санкт-Петербурга, 50 — из Новосибирска и 30 — из Архангельска. Исследование включало 2 основных цикла. В первом (с использованием методик АСВ и ОДРЭВ) приняло участие 172 дошкольника (85 мальчиков и 87 девочек) и 172 матери. Во втором (с использованием ВРР) приняло участие 140 детей (70 мальчиков и 70 девочек) и 140 матерей. Возраст дошкольников — от 4 до 7 лет, средний возраст мальчиков — 5 лет 8 мес., девочек — 5 лет 9 мес. Возраст матерей — от 23 до 49 лет, средний возраст — 33 года. 54% матерей имеют высшее и незаконченное высшее образование, 34% — среднее специальное и 12% — среднее и неполное среднее. В изучении влияния факторов структуры семьи приняли участие 39 неполных семей и 163 полных, 34 семьи с единственным ребенком и 56 семей с 2—3 детьми.

Методы исследования. Для изучения личностного развития дошкольников использовались: методика изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур; тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен (Т-Д-А); методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой [Практикум по возрастной, 2002]; тест «Дом- Дерево-Человек» Дж. Бука (ДДЧ) [Диагностика психических состояний, 2005], методика «Наблюдение общительности детей» [Гамезо, 2003], методика «Социальные 8

эмоции», анкета «Навыки культуры общения» [Урунтаева, 1995] и тест «Уровень агрессивности ребенка» [Психология детства. Практикум, 2004]. Для изучения детско-родительских отношений использовались: методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, опросник «Взаимодействие родитель- ребенок» (ВРР) И.М. Марковской и опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [Лидерс, 2008]. Методы математической статистики включали дисперсионный анализ по факторам «пол ребенка», «полная/неполная семья», «наличие сиблингов», а также корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования

Проведенное исследование выявило высокий уровень самооценки и средний уровень тревожности у дошкольников. Изучение личностных особенностей с помощью теста ДДЧ показало в целом довольно благополучную картину у детей за исключением проявляющихся у многих дошкольников признаков тревожности. У мальчиков выражены трудности в общении.

Навыки общения с взрослыми и сверстниками, по оценке воспитателей, достаточно хорошо сформированы: дети употребляют вежливые слова при обращении, адекватно реагируют на просьбы, умеют слушать других. Наибольшие сложности связаны с разрешением конфликтных ситуаций со сверстниками. Показатели общительности у детей находятся на уровне выше среднего, при этом наиболее сформированными оказались контактность и умение пользоваться средствами общения. При совместной работе в парах выявлен средний уровень ориентации на сотрудничество (дети делились частями мозаики, помогали партнеру, но мало разговаривали друг с другом). Показатели когнитивного и эмоционального компонента социальных эмоций у дошкольников находятся на уровне выше среднего — дети имеют представление о правилах поведения и могут проявить сочувствие к героям ситуаций. Показатели агрессивности соответствуют средним значениям. При благоприятной в целом картине личностного развития выявился довольно большой разброс индивидуальных показателей.

Половые различия проявились в том, что у мальчиков больше трудностей в общении, они меньше нацелены на сотрудничество при совместной работе в паре (p<0,05), на уровне статистической тенденции у них выше тревожность и враждебность.

Перейдем к анализу различий в личностных особенностях детей в связи с факторами структуры семьи. Основные различия выявлены между детьми из полных и неполных семей (табл.).

Тревожность детей по тесту Т-Д-А в неполных семьях соответствует высокому уровню и значимо выше, чем в полных семьях. По данным теста ДДЧ, выявлены значимые различия по всем шкалам: у детей из неполных семей более выражены признаки незащищенности, депрессивно­сти, недоверия к себе, враждебности, чувства неполноценности, конфликтности, тревожности и трудностей в общении. Что касается показателей коммуникативного развития, то на уровне статистической тенденции у детей из полных семей выше умение пользоваться средствами общения, более выражены потребность в общении и контактность.

Фактор наличия сиблингов оказался значимым только для одного показателя — у дошкольников, имеющих сиблин- гов, по сравнению с единственными детьми лучше развито умение пользоваться средствами общения (p<0,05).

Результаты исследования детско- родительских отношений подтвердили наличие высокого эмоционального принятия детей, минимальность запретов и склонность к потворствующей гиперпро­текции, характерные для современных родителей [Головей, 2014]. Проблемы в эмоциональном взаимодействии связаны в основном с блоком чувствительности: выявлено снижение эмпатии (у 31% матерей), способности воспринимать состояние ребенка (26%), трудности с пониманием причин состояния ребенка (20%). Значительному проценту (22%) матерей сложно воздействовать на состояние ребенка.

Для исследования взаимосвязей между показателями личностного развития детей и показателями семейного воспитания был применен корреляционный анализ, выявивший большое количество значимых связей. Учитывая, что структуры взаимосвязей у мальчиков и девочек в целом повторяют структуры, полученные на общих выборках, сделаем акцент на анализе общих результатов.

Рассмотрим взаимосвязи стилевых характеристик воспитания и личностных проблем матерей (АСВ) с личностными особенностями детей. Из стилевых характеристик воспитания наибольшее количество взаимосвязей имеет гиперпротекция. При более выраженной гиперпротекции отмечается повышение недоверия к себе (p<0,01), тревожности по тесту Т-Д-А (p<0,05) и снижение самооценки (p<0,05) у детей. Личностные особенности детей взаимосвязаны также с «недостаточностью требований-запретов» и «чрезмерностью санкций»: чем меньше запретов, тем менее выражены недоверие к себе (p<0,01) и незащищенность (p<0,05). Чем больше санкций, тем выше тревожность (по Т-Д-А) и враждебность (p<0,05). Остальные стилевые характеристики имеют только по одной взаимосвязи. Так, чем более выражено удовлетворение потребностей ребенка, тем больше отмечается у него трудностей в общении (p<0,01). Чем выше показатель «недостаточность требований-обязанностей», тем выше потребность в общении (p<0,05). Чем больше запретов, тем ниже самооценка (p<0,05), но чем меньше санкций, тем выше агрессивность (p<0,05). Неустойчивый стиль воспитания положительно коррелирует с потребностью в общении (p<0,01).

Выявлены взаимосвязи между личностными проблемами матерей и личностными особенностями детей, при этом некоторые из них носят неоднозначный характер. Так, чем выше «неразвитость родительских чувств», тем выше у ребенка агрессивность и враждебность (p<0,05), но тем ниже недоверие к себе и конфликтность (p<0,05). Чем более выражено «расширение сферы родительских чувств», тем выше тревожность (p<0,01), враждебность и трудности в общении (p<0,05) у ребенка. Чем более выражена «фобия утраты ребенка», тем ниже его самооценка (p<0,05).

Мальчики оказались чувствительны к таким показателям стиля, как предпочтение женских или мужских качеств. Оказалось, что чем более выражено «предпочтение женских качеств» при воспитании мальчиков, тем выше их агрессивность (p<0,05), но тем меньше незащищенность и депрессивность (p<0,01). «Предпочтение мужских качеств» способствует меньшей выраженности незащищенности, чувства неполноценности и депрессивности (p<0,01).

Взаимосвязей между показателями взаимодействия родителей с детьми (по ВРР) с личностными особенностями детей выявлено существенно меньше, и они проявились преимущественно во влиянии на сферу Я и коммуникативную сферу. Требовательность и контроль положительно коррелируют с Я-идеальным (p<0,05). Близость в детско-родительских отношениях отрицательно взаимосвязана с навыками общения со сверстниками и с навыками общения в целом (p<0,05). Принятие ребенка также отрицательно коррелирует с навыками общения со сверстниками (p<0,05). В то же время тревожность за ребенка положительно связана с навыками общения со сверстниками и с навыками общения в целом (p<0,01). Чем выше удовлетворенность отношениями с ребенком, тем ниже когнитивный (p<0,01), эмоционально-поведенческий (p<0,05) компоненты социальных эмоций и их общий показатель (p<0,05), но тем выше положительная направленность при совместной работе детей в парах (p<0,05).

Выявлены также взаимосвязи показателей эмоционального взаимодействия родителей с детьми (ОДРЭВ) с их личностными особенностями. Так, общий показатель по блоку «Чувствительность» положительно коррелирует с самооценкой ребенка (ДДЧ) и отрицательно — с чувством неполноценности (p<0,05). Чем выше общий показатель поведенческих проявлений родителей, тем ниже агрессивность ребенка (p<0,05). Оказалось, что эмоциональная чувствительность матери и ее эмоциональное взаимодействие с ребенком в наибольшей мере оказывают влияние на самооценку и самопринятие ребенка, его агрессивность, сферу общения. Эти влияния проявились в следующих взаимосвязях. Понимание причин состояния ребенка способствует снижению чувства неполноценности (p<0,05), эмпатия матери и стремление к телесному контакту с ребенком соответствуют его более высокой самооценке (p<0,05). Безусловное принятие ребенка, преобладание позитивного эмоционального фона, ориентация на состояние ребенка при взаимодействии способствуют уменьшению трудностей в общении (2 связи при p<0,01; одна при p<0,05), развитию умений пользоваться средствами общения и повышению потребности в общении в целом (p<0,05). Враждебность и агрессивность ребенка отрицательно коррелируют с безусловным принятием ребенка, преобладанием позитивного эмоционального фона взаимодействия (p<0,01), оказанием эмоциональной поддержки, стремлением к телесному контакту матери с ребенком, ориентацией на состояние ребенка и умением воздействовать на его состояние (p<0,05).

Таким образом, показано соотношение личностных особенностей детей со стилевыми характеристиками воспитания и параметрами детско-родительского эмоционального взаимодействия.

 

Обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что среди факторов структуры семьи наибольшее влияние на личность дошкольников оказывает полнота семьи. В неполных семьях у детей отмечаются проблемы, как в эмоциональной, так и в коммуникативной сфере. Ребенок не чувствует себя защищенным, проявляются повышенная тревожность, внутренняя конфликтность и трудности в общении. Эти результаты согласуются с данными А.И. Захарова, Е.О. Смирно­вой и В.С. Собкина [Захаров, 1998; Смирнова, 1999]. Возможно, это можно объяснить также высоким уровнем страхов одиноких матерей по поводу личной жизни, низкой самооценкой жизненной успешности, качественной деформацией семейных ценностей в неполной семье, что было отмечено в масштабном исследовании социологии дошкольного возраста [Собкин, 2013]. Фактор наличия сиблингов оказался значимым только для развития коммуникативных умений дошкольников, что закономерно. Выявленные половые различия в личностных особенностях подтверждают данные о большей психической уязвимости мальчиков в дошкольном возрасте [Захаров, 1998].

Полученные результаты о влиянии стилей родительского воспитания подтверждают данные о наиболее негативном влиянии на личностное развитие гиперпротекции [Захаров, 1998; Эйдемиллер, 2008]. При таком стиле воспитания у детей отмечается более низкая самооценка, высокие тревожность и недоверие к себе, трудности в общении. Выраженные характеристики авторитарного стиля: запреты, санкции также взаимосвязаны с более низкой самооценкой ребенка, с проявлениями тревожности, незащищенности, недоверия к себе и враждебности. В то же время характеристики попустительского стиля воспитания со сведением к минимуму наказаний, когда ребенок перестает получать обратную связь от родителей на свое поведение, способствуют проявлениям агрессивности у детей. Неустойчивый стиль воспитания, проявляющийся в неравномерности родительского внимания, не способствует удовлетворению потребности ребенка в общении.

Что касается личностных проблем матерей, то были выявлены негативные эффекты «расширения сферы родительских чувств», проявляющиеся в повышенной тревожности, враждебности и трудностях в общении у дошкольников. Фобия утраты ребенка и постоянные опасения за него способствует формированию заниженной самооценки у детей. Проблема неразвитости родительских чувств, как отмечают исследователи, часто встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития [Эйдемиллер, 2008]. В нашем исследовании выявлена неоднозначная роль этого стиля в воспитании дошкольников. С одной стороны, он усиливает проявления агрессивности и враждебности ребенка, и в то же время этот стиль уменьшает недоверие к себе и конфликтность. Уменьшение конфликтности и недоверия к себе можно объяснить тем, что при использовании этого стиля воспитания нет давления на ребенка, излишних требований и запретов. Что касается предпочтения мужских или женских качеств, то эти особенности воспитания оказались более значимыми для мальчиков. Предпочтение мужских качеств сочетается с меньшей выраженностью у мальчиков чувства неполноценности, в то время как предпочтение женских качеств — с большей выраженностью агрессивности. Это очередной раз подтверждает важность поло-ролевой ясности в воспитании мальчиков.

Выявлено, что строгость во взаимодействии с ребенком, предъявление высоких требований к нему способствуют формированию завышенных притязаний в области Я-идеального. Излишняя близость с ребенком выступает в качестве фактора, затрудняющего формирование навыков общения со сверстниками. В то же время высокая удовлетворенность отношениями с ребенком сочетается с меньшей сформи- рованностью у него социальных эмоций. Эти данные отчасти согласуются с данными Н.В. Горбуновой и Е.Г. Трошихиной, показавших компенсаторный механизм формирования идентификации эмоций у дошкольников в случае недостаточного эмоционального благополучия в отношениях, в частности, связанного с властностью матерей, с их установкой на зависимость ребенка [Горбунова, 2010]. В случае меньшей теплоты в отношениях и, соответственно, меньшей удовлетворенности детско-родительским отношениями с обеих сторон детям приходится подстраиваться под состояние матери и они обучаются лучше распознавать эмоции других людей. В то же время определенная степень тревожности матери за ребенка, являющаяся показателем вклю­ченности матери в процесс воспитания, сочетается с благополучием его эмоционального и коммуникативного развития.

Результаты исследования показывают, что благополучие в эмоциональном взаимодействии родителей с детьми, безусловно, можно рассматривать в качестве важнейшего ресурса для формирования личности ребенка. Особое значение имеет зрелость поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матерей: умение ориентироваться и воздействовать на состояние ребенка, оказывать ему эмоциональную поддержку, устанавливать телесный контакт с ребенком. В случае сформированности этих умений у родителей дошкольники характеризуются меньшей агрессивностью, более высокой самооценкой и более развитыми коммуникативными навыками. Вместе с тем из результатов исследования видно, что почти треть матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми (низкий уровень эмпатии к ребенку, сниженные способности воспринимать состояние ребенка и др.).

Эти данные согласуются с результатами наших исследований развития детей в кризисные периоды, где было показано, что благополучие в эмоциональном взаимодействии и отсутствие незрелых стилевых характеристик воспитания взаимосвязаны с большей выраженностью конструктивных симптомов кризиса и снижением негативистских симптомов и невротических реакций [Головей, 2015].

Выводы

1.   Наибольшее влияние на личностные развитие дошкольников среди факторов структуры семьи оказывает неполная семья. В неполных семьях дети характеризуются более высокими показателями тревожности, незащищенности, депрессивности, недоверия к себе, враждебности, чувства неполноценности, конфликтности и трудностей в общении. В полных семьях у детей лучше сформировано умение пользоваться средствами общения, более выражены потребность в общении и контактность. Фактор наличия сиблингов оказался значимым только для умения пользоваться средствами общения.

2.   Из стилевых характеристик воспитания наибольшее количество взаимосвязей с личностными особенностями получили гиперпротекция и характеристики авторитарного стиля (запреты, санкции). При их выраженности у детей отмечается более низкая самооценка, повышенная тревожность, недоверие к себе и враждебность. При попустительском и неустойчивом стиле воспитания наблюдаются более выраженные проявления агрессивности у детей.

3.   Из личностных проблем матерей наибольшее количество взаимосвязей с личностными особенностями детей имеют неразвитость и расширение сферы родительских чувств. Выявлены положительные корреляции неразвитости родительских чувств с агрессивностью и враждебностью дошкольников и в то же время отрицательные — с недоверием к себе и конфликтностью. В случае расширения сферы родительских чувств у дошкольников отмечаются повышенная тревожность, враждебность и трудности в общении.

4.   Строгость в воспитании приводит к формированию у ребенка завышенных притязаний в отношении Я-идеального. Излишняя близость матери с ребенком может затруднять формирование навыков общения со сверстниками, а высокая удовлетворенность отношениями с ребенком сочетается с меньшей сформи- рованностью у него социальных эмоций.

5.   При сформированности поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матерей дошкольники характеризуются меньшей агрессивностью, более высокой самооценкой и более развитыми коммуникативными навыками. Чувствительность матери положительно взаимосвязана с самооценкой детей, а эмоциональное принятие — с меньшей агрессивностью и лучшей сформирован- ностью коммуникативных навыков.

Таким образом, проведенное исследование показало значимость полноты семьи для личностного развития дошкольников. Получен эмпирический материал, наглядно свидетельствующий о том, что зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии родителей с детьми выступают важнейшими ресурсами для формирования личности ребенка.

 

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психоло- гия. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
  2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 32—43.
  3. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
  4. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 274—278.
  5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2008. 415 с.
  6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-мето- дическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2005. 240 с.
  7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с.
  8. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Пси- хологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения: 25.12.2015).
  9. Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30—45. doi:10.17759/sps.2015060303
  10. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность лич- ности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.
  11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2012. 940 с.
  12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008. 430 с.
  13. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи: психологические ресурсы как защитный фактор семьи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 529—550.
  14. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качества- ми родителя и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. 236 с.
  15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2007. 416 с.
  17. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, ро- дителей / Под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак; Москва: ОлмаПресс, 2004. 224 с.
  18. Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Ни- кифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 223—248.
  19. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999. № 6. C. 18—28.
  20. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошколь- ного детства. Труды по социологии образования. М.: Институт социологии образо- вания РАО, 2013. Т. XVII. Вып. XXIX. 168 с.
  21. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.
  22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просве- щение: Владос, 1995. 291 с.
  23. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление нега- тивизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дисс….канд. психол. наук. М., 2012. 150 с.
  24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб: Питер, 2008. 672 с.
  25. Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting [Электронный ресурс]. Univer- sity of California, Davis, USA, 2014. http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/ according-experts/social-contextual-determinants-parenting (дата обращения 12.01.2016).

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9252-0980, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Василенко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3070-5522, e-mail: v.vasilenko@spbu.ru

Савенышева Светлана Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7529-1493, e-mail: owlsveta@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6244
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 3278
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 14