Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 78Рубрики 51Авторы 6840Ключевые слова 16158 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника * 679

Головей Л.А., доктор психологических наук, Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, lgolovey@yandex.ru
Василенко В.Е., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, vasilenko_v@list.ru
Савенышева С.С., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, owlsveta@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и трудности в общении. Влияние стиля воспитания проявилось в том, что доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля взаимосвязано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попустительский и неустойчивый стиль способствуют повышению агрессивности. Показано, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем выявлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми.

Ключевые слова: семья, дошкольник, семейное воспитание, развитие личности дошкольника, личностные особенности детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2016070201

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для современной социальной психологии развития характерно повышение внимания к семье и анализу роли семьи как среде развития и социализации ребенка [21]. Одной из первых попыток систематизации данных о роли семьи стала типология привязанности М. Эйнсворт, которая показала, что чем надежнее привязанность, тем выше инициативность и уверенность в себе ребенка [16].

Литература
  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психоло- гия. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
  2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 32—43.
  3. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
  4. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 274—278.
  5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2008. 415 с.
  6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-мето- дическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2005. 240 с.
  7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с.
  8. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Пси- хологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения: 25.12.2015).
  9. Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30—45. doi:10.17759/sps.2015060303
  10. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность лич- ности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.
  11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2012. 940 с.
  12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008. 430 с.
  13. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи: психологические ресурсы как защитный фактор семьи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 529—550.
  14. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качества- ми родителя и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. 236 с.
  15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2007. 416 с.
  17. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, ро- дителей / Под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак; Москва: ОлмаПресс, 2004. 224 с.
  18. Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Ни- кифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 223—248.
  19. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999. № 6. C. 18—28.
  20. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошколь- ного детства. Труды по социологии образования. М.: Институт социологии образо- вания РАО, 2013. Т. XVII. Вып. XXIX. 168 с.
  21. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.
  22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просве- щение: Владос, 1995. 291 с.
  23. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление нега- тивизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дисс….канд. психол. наук. М., 2012. 150 с.
  24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб: Питер, 2008. 672 с.
  25. Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting [Электронный ресурс]. Univer- sity of California, Davis, USA, 2014. http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/ according-experts/social-contextual-determinants-parenting (дата обращения 12.01.2016).
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика