Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников * 725

Головей Л.А., доктор психологических наук, Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, lgolovey@yandex.ru
Савенышева С.С., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, owlsveta@mail.ru
Энгельгардт Е.Е., Ст. преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, engelena@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния структуры семьи и семейных установок, детско-родительских отношений, стилей семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Уделено внимание анализу влияния пола родителей и детей. Выборку составили 150 детей, 150 матерей и 75 отцов, все семьи проживают в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования выявили существенно большее влияние на интеллектуальное развитие ребенка системы детско-родительских отношений и атмосферы семьи по сравнению с ее структурой. Выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие установок на строгость, суровость, ускорение развития ребенка. Влияние пола родителей на интеллектуальное развитие детей проявилось: в ведущей роли отношений отца в показателях интеллекта девочек и воспитательных установок матерей — в показателях мальчиков. Выявлена значимость адекватности системы регуляции и контроля, строгости требований для развития девочек; отсутствия опеки и достаточность удовлетворения потребностей — для развития мальчиков. Обнаружена значимая роль восприятия дошкольниками, особенно девочками, эмоциональной атмосферы в семье для их интеллектуального развития.

Ключевые слова: семья, дошкольник, семейное воспитание, интеллектуальное развитие детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-06-008480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2016070302

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идеи воспитания ребенка средой существуют в психологии с начала ХХ в. Они основаны на работах Ж. Пиаже, Дж.Г. Мида, Л.С. Выготского, согласно которым существенную роль в развитии интеллекта ребенка играют процессы социального взаимодействия. Влияние семьи на интеллектуальное развитие детей традиционно изучалось в нескольких направлениях.

Литература
  1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 304 с.
  2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений «родитель—ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
  3. Берк Е. Развитие ребенка. СПб: Питер, 2006. 1056 с.
  4. Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование 5-летних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 30—39.
  5. Денисенкова Н.С. Сопряженность детско-родительских отношений и развития познавательных способностей дошкольников // Начальная школа. До и после. 2013. № 4. С. 3—8.
  6. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104—112.
  7. Калинина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2012. 112 с.
  8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Ака- демия», 2008. 432 с.
  9. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб: Питер, 2002. 640 с.
  10. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ, 2006. 496 с.
  11. Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника // Психолог в детском саду. 2000. № 2—3.
  12. Савенышева С.С., Чижова В.Ф. Материнское отношение как фактор психическо- го развития ребенка раннего возраста // Вестник Санкт-Петербургского Универси- тета. Серия 12. 2013. Вып. 3. С. 32—41.
  13. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Психологические особенности детей из многодет- ных семей. Пермь: ПГГПУ, 2013. 160 с.
  14. Филимоненко Ю., Тимофеев В.  Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. СПб: Иматон, 1992. 94 с.
  15. Bradley R.H., Caldwell B.M., Rock. S.L. Home environment and school performance: A ten-year follow-up and examination of three models of environmental action // Child Development. 1988. Vol. 59. P. 852—867. DOI: 10.2307/1130253
  16. Bradley R.H., Caldwell B.M., Rock S.L., Ramey C.T., Barnard K.E., Gray C., Hammond M.A., Mitchell S., Gottfried A.W., Siegel L., Johnson D.L. Home environment and cogni- tive development in the first three years of life: A collaborative study involving six sites and three ethnic groups in North America // Developmental Psychology. 1989, Vol. 25. P. 217—235. DOI: 10.1037/0012-1649.25.2.217
  17. Bronfenbrenner U., Morris P.A. The ecology of developmental processes // W. Damon (Ser. Ed.), R.M. Lerner (Ed.). Handbook of child psychology. Vol. 1: Theory (5-th ed.). New York: Wiley, 1998. P. 993—1028.
  18. Burchinal M.R., Campbell F.A., Bryant D.M., Wasik B.H., Ramey C.T. Early inter- vention and mediating processes in cognitive performance of children of low-income
  19. African American families // Child Development. 1997. Vol. 68. P. 935—954. DOI: 10.1111//1467-8624.1997.tb01972.x
  20. Estrada P., Arsenio W.F., Hess R.D., Holloway S.D. Affective quality of the mother-child relationship: Longitudinal consequences for children’s school-relevant cognitive func- tioning // Developmental Psychology. 1987. Vol. 23. P. 210—215. DOI: 10.1037/0012- 1649.23.2.210
  21. Grolnick W.S., Ryan R.M. Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school // Journal of Educational Psychology. 1989. Vol. 81. P. 143—154. DOI:  10.1037/0022-0663.81.2.143
  22. Hill N.E. Parenting and academic socialization as they relate to school readiness: The roles of ethnicity and family income // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. P. 686—697. DOI: 10.1037//0022-0663.93.4.686
  23. Landry S.H., Smith K.E., Swank P.R., Assel M.A., Vellet S. Does early responsive par- enting have a special importance for children’s development or is consistency across early childhood necessary? // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. P. 387—403. DOI: 10.1037//0012-1649.37.3.387
  24. Morrison F.J., Cooney R.R. Parenting and academic achievement: Multiple paths to early literacy // J.G. Borkowski, C. Ramey, S. Landesman, et al. (Eds.). Parenting and the child’s world: Influences on academic, intellectual, and social-emotional development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002. P. 141—160.
  25. Mulvaney M., McCartney K., Bub K.L., Marshall N.L. Determinants of dyadic scaf- folding and cognitive outcomes in first graders // Parenting: Science and Practice. 2006. Vol. 6. P. 297—320. DOI: 10.1207//15327922par0604_2
  26. Tamis-LeMonda C.S., Bornstein M.H. Maternal responsiveness and early language acquisition // Advances in child development & behavior. 2002. Vol. 29. P. 89—127. DOI:10.1016/S0065-2407(02)80052-0
  27. Zajonc R.B. Family configuration and intelligence // Science. 1976. Vol. 192, Issue 4236, pp. 227-236. DOI: 10.1126/science.192.4236.227
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика