Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 3. С. 164–168
doi:10.17759/sps.2016070312
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Роль и профессиональные функции социального психолога-практика в общеобразовательной школе*
Общая информация
* Данный текст был подготовлен М.Ю. Кондратьевым для проекта (городской экспериментальной площадки, ГЭП) «Создание модели многопрофильной (диверсифицированной) психологической службы “Школы будущего”» в 2009 г., но не был опубликован.
Рубрика издания: Архив. Воспоминания
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070312
Для цитаты: Кондратьев М.Ю. Роль и профессиональные функции социального психолога-практика в общеобразовательной школе // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 164–168. DOI: 10.17759/sps.2016070312
Полный текст
М.Ю. КОНДРАТЬЕВ*
В условиях быстро и кардинально меняющегося современного мира практически все сферы и области жизненной активности человека претерпевают качественные преобразования, ставя как перед отдельной развивающейся личностью, так и перед различными сообществами людей задачи, алгоритм решения которых далеко не всегда может быть заимствован из их прошлого опыта. Понятно, что и сфера современного образования в этом плане не является исключением.
Более того, в связи с реально происходящей сменой учебно-дисциплинарной модели образования на личностно-ориентированную принципиальным образом меняется и расстановка сил в образовательном пространстве, и учащийся постепенно приобретает статус полноценного субъекта образовательного процесса. В этих обстоятельствах совершенно очевидно, что наличие условий для успешного нравственного становления и реального развития личностного потенциала детей, подростков и юношей является решающим показателем подлинной эффективности образования. Адекватная самооценка, самопринятие, способность к адекватному приписыванию ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности, умение конструктивно выстраивать свою систему взаимодействия и общения как со сверстниками, так и с взрослыми, умение соблюдать групповые нормы, не входя в конфронтацию с нормами общечеловеческими, способность избегать деструктивных межличностных конфликтов — далеко не весь личностно-психологический арсенал, которым должен обладать современный школьник.
Понятно, что в определенном смысле поддержка усилий развивающейся личности учащегося в этом направлении выступает как специфическая функциональная задача педагога и, в первую очередь, классного руководителя. И все же, исходя из реальной школьной практики и с профессиональной точки зрения, в решающей степени определяющий акцент педагогической деятельности учителя в условиях предметно-насыщенной программы падает, прежде всего, на обучен- ческую составляющую образовательного процесса. Ни в коей мере не в качестве панацеи для преодоления этих трудностей, но в качестве современного и более чем научно оправданного средства выступило решение о создании психологической службы, которая на сегодняшний день стала неотъемлемой частью современного общего образования в Российской Федерации. Расширение и содержательное углубление функций школьного психолога, в свою очередь, стало в значительной степени тем стимулом, который в значительной мере обеспечивал и обеспечивает бурное развитие практической психологии, а также развертывание полноценной профессиональной подготовки школьных психологов как специалистов, обеспечивающих научно-практическую поддержку образовательного процесса в логике двух его основных взаимосвязанных, но при этом и вполне самоценных сторон — обучения и воспитания.
В то же время сегодня в ситуации подлинного инновационного «бума» в сфере общего образования перед психологической службой встают проблемы, решение которых не формально, а содержательно возможно лишь при качественной детализации профессионального функционала школьного психолога и при существенном переструктурировании самой психологической службы. В данном случае речь идет о создании и профессионально содержательном обеспечении диверсификационной модели психологической службы. Наиболее близко к действительному решению подобной задачи подошел Московский городской психолого-педагогический уни- верситет[2] в связи с тем, что полноценная профессиональная подготовка психологов-практиков в его стенах ведется по целому ряду отраслевых психологических специальностей, в связи с чем выпускники различных психологических факультетов, будучи универсально подготовленными психологами-практиками, при этом являются специалистами углубленно-акцентированно спрофилированными на решение проблем в областях социальной психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, клинической психологии, специальной психологии, юридической психологии. Понятно, что сама идея диверсификационной модели психологической службы, не говоря уже о ее полноценной реализации на практике, оказывается нежизнеспособной без наличия таких базово психологически грамотных, но при этом еще и акцентировано специализированных сотрудников.
Выпускники психологических факультетов, получившие социально-психологическую специализацию и ориентированные на работу в современных образовательных учреждениях, должны располагать, как минимум, следующим набором профессиональных компетенций, которые оказываются остро востребованными прежде всего в условиях диверсификационной психологической службы. Раскроем этот профессиональ- но-компетентностный арсенал через спектр тех задач, которые может решать и решает выпускник МГППУ, социальный психолог-практик в реальном образовательном пространстве:
• осуществлять проработку методологических проблем школьной психологической службы;
• обеспечивать социально-психологическое консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей и учащихся;
• -прогнозировать определяющие тенденции развития субъектов и социальных институтов образовательного процесса с точки зрения возможных тенденций макросоциального развития современного социума
• осуществлять психологически обоснованные проектирование и сопровождение инновационных процессов и обучающе-развивающих ситуаций в современных образовательных системах;
• проводить социально-психологическую экспертизу уровня и направленности развития различных субъектов образовательного процесса и социальных структур;
• психологически обоснованно анализировать индивидуальную и групповую культуры как системы нормативных ситуаций;
• проводить диагностику структуры позиционного поля социальной ситуации развития в образовательных и иных учреждениях социальной сферы и реализовывать позиционный тренинг, направленный на развитие способностей субъектов образовательного процесса к позиционному анализу;
• стимулировать в рамках психологически обоснованных программ развитие способностей становящейся личности как формы взаимодействия субъекта образовательного процесса с социумом и культурой;
• организовывать и курировать осуществление поликультурного образовательного процесса всех субъектов педагогической деятельности, а также социальных организаций, оказывающих психологическую и социальную помощь «беженцам» и вынужденным переселенцам;
• разрабатывать и реализовывать психологически обоснованные программы этнокультурной и этноконфессио- нальной адаптации детей и подростков из семей мигрантов в условиях образовательного пространства московского мегаполиса;
• разрабатывать и внедрять программы организационного развития образовательных учреждений в контексте реформирования современной системы образования;
• психологически обоснованно оптимизировать кадровую политику и систему мотивации персонала образовательных учреждений;
• разрабатывать и реализовывать развивающе-обучающие программы, направленные на повышение социальнопсихологической компетенции управленческих и педагогических кадров в системе образования (индивидуальное консультирование руководителей образовательных организаций, разработка и внедрение эффективных программ, профессиональная ориентация учащихся старших классов, планирование и проведение организационно-деловых игр и тренинговых занятий с персоналом образовательных организаций и т. д.); создавать и психологически обоснованно сопровождать деятельность управленческих команд в условиях образовательных учреждений;
• эффективно разрешать конфликтные ситуации различного уровня, возникающие в образовательных учреждениях.
В данной статье укажем хотя бы кратко основную специфику роли и функциональных возможностей именно социального психолога-практика, работающего в общеобразовательном учреждении.
Социальный школьный психолог — это психолог-специалист, обеспечивающий оптимизацию процессов личностного развития и группообразования, реально в позитивном плане влияющий на повышение просоциальной активности в отношенческих системах «ученик-ученик», «ученик-педагог», «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-администрация», «администрация-педагог», «ученик-родители», «родители-ученик», «педагог-родители», «родители-педа- гог», «администрация-родители», «роди- тели-администрация».
Если говорить об основных функциональных обязанностях социального психолога-практика, работающего в школе, то, конечно, схематично и упрощенно их можно обозначить следующим образом:
• диагностика уровня социальнопсихологического развития ученических групп и педагогического коллектива; прогнозирование как направленности их дальнейшего становления, так и степени интенсивности этого процесса;
• социально-психологическая экспертиза образовательной среды (особенности социально-психологического климата, стержневые параметры корпоративной культуры образовательного учреждения, степень выраженности взаимосвязи «образовательное учреждение-широкий социум» и т. д.);
• диагностика характера межличностных отношений в ученических группах и педагогическом коллективе, особенностей межгрупповых отношений и взаимодействия в рамках как ученического, так и учебно-воспитательного коллективов образовательного учреждения, интенсивности и психологически содержательной наполненности взаимоотношений и взаимодействия в системах «родители-об- разовательное учреждение» и «образовательное учреждение-родители»;
• диагностико-исследовательское создание социально-психологического «портрета» различных категорий и конкретных учащихся (статусно-ролевая позиция во всех универсально-значимых интергрупповых структурах, ценностные ориентации, аттракционные и референтные предпочтения, неформальное «властное» положение, характер атрибуции ответственности в случаях успеха и неудач групповой активности и т. д.);
• профессиональное обеспечение и реализация необходимого уровня социально-психологической по целям и содержанию тренинговой, консультативной и коррекционной работы с группой и отдельными ее членами;
• разработка социально-психологических консультативно-рекомендательных материалов для родителей, педагогического состава и администрации образовательного учреждения.
Безусловно, хоть сколько-нибудь эффективное выполнение этих функций социальным психологом-практиком возможно лишь в том случае, когда в рамках диверсификационной психологической службы он сможет консультироваться и опираться на наработки как «линейных» (работающих с начальной, средней, старшей школой), так и «отраслевых» (возрастной, педагогической, клинической и т. п.) психологов.
[1] Данный текст был подготовлен М.Ю. Кондратьевым для проекта (городской экспериментальной площадки, ГЭП) «Создание модели многопрофильной (диверсифицированной) психологической службы “Школы будущего”» в 2009 г., но не был опубликован.
[2] В настоящее время ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2280
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 43
Скачиваний
Всего: 651
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6