Структура границ Я у детей 2—10 лет*

2248

Аннотация

В статье рассматривается структура границ Я как социально-психологического феномена, описана современная интерпретация границ Я, подчеркивается их значимость в процессе социализации ребенка. Теоретико-эмпирический анализ позволил выделить такие особенности границ Я в детском возрасте, как активность, чувствование и осознанность, регуляция, контроль и способы защиты. В исследовании, проводившемся с 2010 по 2014 год, приняли участие 46 детей в возрасте от 2 до 10 лет. Единицей анализа выступали трансакции между участниками. Сбор информации проводился с помощью качественных методик, позволяющих собрать максимально нюансированную базу данных относительно указанных компонентов границ Я. Статистический анализ показал наличие между выделенными элементами границ Я значимых взаимосвязей, что позволяет сделать вывод о целостности изучаемого феномена. Обсуждаются наиболее и наименее адаптивные типы границ Я в детском возрасте.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 16-06-00239).

Ключевые слова: границы Я, психологические границы детей 2—10 лет, активность, чувствование , регуляция, контроль психологических границ, способы защиты границ Я, структура границ Я

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070406

Для цитаты: Силина О.В. Структура границ Я у детей 2—10 лет // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 83–98. DOI: 10.17759/sps.2016070406

Фрагмент статьи

Границы Я (психологические границы) мы понимаем как систему имплицитных правил, регулирующих отношения человека с окружающими и позволяющих ему поддерживать баланс между своими потребностями и потребностями других людей.

Литература

  1. Балин В. Д. Психическое отражение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 376 с.
  2. Винникот Д. Разговор с родителями. М., «Класс», 2007. 96 с.
  3. Володина Ю. А. Проблема определения границ психологического пространства лич- ности // Вестник Брянского государственного университета. 2010. №. 1. С. 136—141.
  4. Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера «Все о моей матери» [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 2. URL http:// psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2952, (дата обращения: 14.10.16).
  5. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь. 2003. 350 с.
  6. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состоя- ние // Мир психологии. 2008. № 3. С. 55—62.
  7. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 214 с.
  8. Нартова-Бочавер С.К. Развитие жизненного пространства ребенка в онтогене- зе // Материалы научно-практической конференции «Стратегия дошкольного об- разования в XXI веке: проблемы и перспективы». Москва: МПГУ, 2001. С. 280.
  9. Нартова-Бочавер С.К. Современные исследования психологии сиблингов и порядка рождения (birth order) // Материалы Всероссийской научно-практиче- ской конференции «Ребёнок в системе семейных отношений» (г. Анапа, 1—6 июля 2009 г.) / Под общей ред. Л. Н. Ожиговой. Краснодар, Компания Грейд-Принт, 2009. С. 35—41.
  10. Нартова-Бочавер C. Теория приватности как направление зарубежной психо- логии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 5. С. 28—39.
  11. Нартова-Бочавер С.К. Человек  суверенный:  психологическое  исследование субъекта в его бытии. Спб.: Питер, 2008. 400 с.
  12. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания, 2014, № 3. С. 13—28.
  13. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М., «Смысл», 2000. 358 с.
  14. Петровский В.А. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психоло- гии. 2008. № 3. С.10—26.
  15. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Москва, Ad marginem, 1995. 344 с.
  16. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 272 с.
  17. Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследования // Известия Саратовского университета, 2011. Т. 2. Сер. философия, психология, педаго- гика, вып.1. С. 89—94.
  18. Силина О.В. Границы Я в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте: магистерская диссертация. МГППУ, 2012. 150 с.
  19. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., Смысл. 2002. 287 с.
  20. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4. С. 167—173

Информация об авторах

Силина Ольга Владимировна, психолог, МОУ «Гимназия г.Переславля-Залесского», магистр психологии, Переславль-Залесский, Россия, e-mail: omela333@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2804
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2248
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5