Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6876Ключевые слова 16201 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков * 271

Головей Л.А., доктор психологических наук, Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, lgolovey@yandex.ru
Данилова М.В., кандидат психологических наук, Старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, dan_m@mail.ru
Данилова Ю.Ю., Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, jdanilova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах. Изучаются самоотношение, доверие к себе и отношения со значимыми взрослыми. Выборка: 96 подростков 14—16 лет, (46 живут в детских домах). Методы: Методика самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, Опросник доверия Т.П. Скрипкиной, Опросник детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Динер). Исследование показало, что у воспитанников детских домов доверие к себе в важнейших сферах жизнедеятельности выражено существенно ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семье. В представлениях подростков об их отношениях со значимыми взрослыми также получены достоверные различия, свидетельству- ющие о меньшей эмоциональной и коммуникативной близости подростков-сирот с воспитателем при более высокой авторитарности взрослого и игнорировании материальных потребностей воспитанников. Исследование показало, что уровень удовлетворенности жизнью у воспитанников детского дома существенно ниже среднего значения и достоверно ниже соответствующего показателя у подростков из семей. В роли предикторов удовлетворенности жизнью у воспитанников детского дома выступают позитивное самоотношение, доверие к себе в интеллектуальной деятельности, адекватность образа воспитанника в глазах воспитателя. У подростков из семей в поддержании субъективного благополучия задействовано большее число факторов.

Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, личность, самоотношение, межличностные отношения, среда развития, подростки из семей, подростки из детского дома

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16- 06-00307а «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития»).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2017080107

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Благополучие человека как одна из основополагающих ценностей современного общества является междисциплинарной категорией и находится в фокусе внимания целого ряда наук. Специфика психоло- гического подхода к исследованию благополучия и, в частности, удовлетворенности жизнью заключается, прежде всего, в том, что акцент делается именно на субъективный характер рассматриваемого феномена [35].

Литература
  1. Анисимова О.М., Трошихина Е.Г. Самоуважение и развитие личности // Вестник Санкт-Петрбургского университета. 2008. Вып. 4. С. 65—74.
  2. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  3. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активно- сти личности: кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53—63.
  4. Головей Л.А., Данилова Ю.Ю. Семейные факторы формирования доверия и удов- летворенности жизнью в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия.12, Психология. Социология. Педагогика. 2015. Вып. 1. С. 28—37.
  5. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Становление личности и профес- сиональное самоопределение подростков из детских домов // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Под ред. А.В. Махнач, А.М. При- хожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во ИП РАН, 2015. С. 271—299.
  6. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Ал- тейя, 2001. 240 с.
  7. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации раз- вития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского уни- верситета. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—83.
  8. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социаль- ных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
  9. Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авто- ритета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закры- тых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социаль- ная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
  10. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и полити- ка / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 476—510.
  11. Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимо- шенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьев- ские чтения — 97». СПб.: СПбГУ, 1997. Вып. 3. С. 42—46.
  12. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М: ИП РАН, 2008. 571 с.
  13. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и социальная адаптация под- ростков-сирот // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Инсти- тут психологии РАН», 2015. С.191—222.
  14. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Ака- демия», 2007. 432 с.
  15. Мардасова Т.А., Григорьев Р.А. Психологические особенности удовлетво- ренности жизнью [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru Психологические нау- ки (Электронный журнал). 2015. № 34 (2). URL: http://novainfo.ru/archive/34/ psikhologicheskieosobennosti-udovletvorennosti-zhiznyu (дата обращения: 25.08.2015).
  16. Мардасова Т.А. Специфика ценностно-смысловой сферы личности незамужних женщин с различной степенью одиночества // Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральнико- вой, Д.В. Труевцева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 358 с.
  17. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологические исследования про- блем сиротства // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Инсти- тут психологии РАН», 2015. С.7—61.
  18. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
  19. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
  20. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональ- ное благополучие современных подростков и ресурсы его повышения: опыт между- народного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психоло- гия. № 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 9—21.
  21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 400 с.
  22. Программа диагностики готовности воспитанников к профессиональному само- определению на основе системы критериев, учитывающих особенности развития ребенка и потребности современного рынка труда / Сост. И.А. Бобылева, О.В. Заво- дилкина, Н.П. Иванова. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2005. 80 с.
  23. Психическое развитие воспитанников детского дома / Ред. И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  24. Психология современного подростка / Ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  25. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонко- вой-Ямпольской и др. М.: Медицина 1980. 232 с.
  26. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: статистиче- ский сборник. M.: Росстат, 2015. 311 с.
  27. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): междуна- родный отчет по материалам обследования 2009/2010 гг.». [Электронный ресурс]. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г. [Политика здравоохра- нения для детей и подростков, № 6]. URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/ pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf (дата обращения: 27.06.2016).
  28. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 18 с.
  29. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. 180 с.
  30. Шамионов Р.М. Базовые убеждения и культурные установки как предикторы эмоционального и психологического благополучия горожан и сельчан // Социаль- ная психология и общество. 2015. Т. 6, № 4. С.102—122.
  31. Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учрежде- ний // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 119—125.
  32. Diener E. Subjective wellbeing // Psychological Bulletin, 1984. Vol. 95. P. 542—575.
  33. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment, 1985. Vol. 49. P. 71—75.
  34. Diener E., & Suh E. National differences in subjective well-being // Well-being: The foundations of hedonic psychology / D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (Eds.). New York: Sage, 1999. P. 434—450.
  35. Diener E., Ng W., Harter J., Arora R. Wealth and happiness across the world: material pros- perity predicts life evaluation, whereas psychosocial prosperity predicts positive feeling // Jour- nal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol 99. № 1. P. 52—61. doi: 10.1037/a0018066
  36. Nima A.Al., Archer T., Garcia D. Adolescents’ happiness-increasing strategies, tempera- ment, and character: Mediation models on subjective well-being [Электронный ресурс] // Health. 2012. Vol. 4. № 10. October. P. 802—810. URL: http://dx.doi.org/10.4236/ health.2012.410124 (дата обращения: 25.06.2016). doi: 10.4236/health.2012.410124
  37. Nissim B.D., Adi B., Idit D. Factors That Affect the Feeling of Happiness in Israel // Asian Journal of Empirical Research. 2013. Vol. 3. № 10. P. 1300—1309.
  38. Pavot W., Diener E. The affective and cognitive context of self-reported measures of subjective well-being // Social Indicators Research. 1993. Vol. 28. № 1. P. 1—20.
  39. Ryff C., Singer B. The Contours of Positive Human Health [Электронный ресурс] // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. № 1. P. 1—28. URL: http://links.jstor. org/sici?sici=1047840X (дата обращения: 03.07.2016). doi: 1207/s15327965pli0901_1
  40. Seligman M.E.P., Ernst R.M., Gillham J. et al. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford Review of Education. 2009. Vol. 35. P. 293—311. doi:   10.1080/03054980902934563
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика