Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2018 11 место — направление «Психология» 1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,025 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников на вербальные стимулы с различной эмоциональной окраской и условием собственного или навязанного выбора 629
Аюшеева Т.А., магистрант, Гуманитарный институт, Новосибирского государственного университета, Новосибирск, Россия, Ayusheeva.ta@gmail.com
Сапрыгин А.Е., аспирант, НИИ физиологии и фундаментальной медицины, Москва, Россия, saprigyn@mail.ru Савостьянов А.Н., доктор философских наук, ведущий научных сотрудник, Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирск, Россия, Alexander.Savostyanov@gmail.com Степанова В.В., кандидат психологических наук, научный руководитель инновационной площадки и стажерской площадки «Росток», Областной центр информационных технологий Министерства образования и науки Новосибирской области, Смоленск, Россия, stepanowa.valent@yandex.ru АннотацияВ статье представлены результаты исследования, целью которого являлось сопоставление поведенческих и ЭЭГ-реакций у здоровых младших школьников при распознавании синтаксической ошибки в эмоционально (положительно или отрицательно) окрашенных предложениях, которые по-разному апеллируют к выбору ребенка. В исследовании приняли участие 20 испытуемых (дети в возрасте 9,0±0,3 года). Показано, что дети с высоким качеством решения лингвистического задания концентрируют внимание на задаче, а дети с низким качеством выполнения задания испытывают эмоциональные переживания, возможно, связанные со своей неуспешностью. Наиболее выраженная ЭЭГ-реакция в диапазонах альфа- и тета-ритмов зафиксирована у детей с медленной скоростью и плохим качеством решения задачи. Предложения с отрицательными эмоциями распознавались детьми дольше, чем предложения с положительными эмоциями. Ожидание неуспеха и солидаризация с ним повышают эмоциональную нагрузку (синхронизацию в тета-диапазоне) при распознании отрицательно окрашенных предложений. В предложениях, апеллирующих к собственному выбору ребенка, дети находили ошибку лучше, чем в предложениях, связанных с навязанным выбором. Также на ЭЭГ в диапазоне альфа-ритма были зафиксированы десинхронизация (т. е. снижение спектральной мощности) при распознавании предложений, апеллирующих к собственному выбору, и синхронизация (т.е. увеличение мощности) при распознавании предложений, апеллирующих к навязанному выбору. Ключевые слова: вербальные стимулы, ЭЭГ-реакции, поведенческие реакции, эмоции, собственный выбор, навязанный выбор, младшие школьники Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Финансирование
Часть этой работы, связанная с разработкой методов проведения эксперимента, поддержана Российским фондом фундаментальных исследований, грант № 17-06-00055. Другая часть исследования, связанная с коллекцией ЭЭГ-данных, выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-00003). Фрагмент статьи Способность точно воспринимать чужие эмоции, в том числе и запечатленные в речи, а также управлять собственными — ключ к успешному социальному взаимодействию. Необходимые для этого навыки у человека зарождаются в раннем детстве, когда происходит интенсивное формирование эмоциональной сферы. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Психологическая диагностика | Мелёхин А.И., Сергиенко Е.А. Когнитивные смещения при распознавании эмоций по лицу в пожилом возрасте Психология личности, Психология развития | Феоктистова Н.В. Материнские установки и эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста Педагогическая психология, Педагогическое образование | Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |