Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Прогностическая модель социально-психологических факторов укрепления доверия в организации 295

Почебут Л.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Ludmila.pochebut@gmail.com
Гуриева С.Д., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, gurievasv@gmail.com
Чикер В.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра социальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, vchiker@yandex.ru

Аннотация

В статье представлена прогностическая модель социально-психологических факторов укрепления доверия в организации. В науке до сих пор не определена система факторов укрепления и поддержания доверия. В статье дается классификация основных концептуальных подходов к изучению доверия в современной психологии, включающая психологический, социально-психологический, информационный, субъект-объектный подходы. Основная гипотеза исследования заключается в том, что укреплению доверия сотрудников к организации способствует применение особых тактик межличностного поведения. В исследовании участвовали 149 человек (40,5% мужчин и 59,5% женщин) в возрасте от 25 до 45 лет, сотрудники коммерческих организаций Санкт-Петербурга. Проводились анкетный опрос, тестирование и ролевая игра. Была получена регрессионная модель предсказания доверия в фирме, определены социально-психологические факторы его укрепления (личностные и групповые особенности, специфика организационной культуры), а также особые тактики достижения доверия. Основной вывод заключается в том, что установление доверительных отношений между людьми основано на их личностных качествах, организационной культуре и использовании особых тактик поведении в деловом взаимодействии.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ, грант № 17-06-00777

Фрагмент статьи

Проблема доверия в настоящее время становится центральной при изучении как организационного, так и межличностного поведения. Современные организации добиваются высоких результатов в своей деятельности только при условии установления доверительных взаимоотношений руководителей и персонала, клиентов и других участников межличностных отношений.

Литература
  1. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. М.: Флинта, Наука, 2006. 480 с.
  2. Антоненко И.В. Теоретико-методологические основания социально- психологического исследования феномена доверия // Материалы IV межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (г. Санкт-Петербург, 18 марта 2009 г.). СПб., 2009. С. 29—31.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»; М., «ОЛМА- ПРЕСС», 2004. С. 102—103.
  4. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2010. № 3.
  5. Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни. М.: Либеральная миссия, 2010, 164 с.
  6. Галанина О.Н. Доверие работников к стилю управления в организациях // Управление устойчивым развитием. 2016. № 2 (03). С. 54—59.
  7. Глушко И.В. Доверие как нематериальный ресурс организации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25). С. 261—266.
  8. Горбашкова Ю.С. Социальный капитал личности в организационном контексте: дисс. … магистра психол. наук. СПб., 2015. 161 с.
  9. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 126—136.
  10. Дорофеева Л.И., Ермолова О.В. Доверие как фактор конкурентноспособности предприятия // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. 2012. Т. 12. С. 3—8.
  11. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 496 с.
  12. Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., Изд-во психологии РАН, 1998. С. 258—272.
  13. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., Изд- во «Речь», 2001. 100 с.
  14. Корнийчук М.С. Культура доверия в современной организации // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. 2016. № 2. С. 95—104.
  15. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 571 с.
  16. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3—22.
  17. Наумов А.И., Титаренко А.Г. Определение уровня доверия и факторов, влияющих на его формирование в организации // Вестник Московского ун-та, Серия 24: Менеджмент. 2010. № 2. С. 30—59.
  18. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017. 400 с.
  19. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.
  20. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Социальный капитал личности. М., ИНФРА-М, 2014. 250 с.
  21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. 2-е издание. М.: Юрайт, 2017. 300 с.
  22. Сафина Д.М. Доверие в организации // Ученые записки Казанского гос. ун-та. 2005. Т. 147. Кн. 3. С. 196—203.
  23. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., ИЦ «Академия», 2000, 264 с.
  24. Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб.: Речь, 2003. 170 с.
  25. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. М.; СПб., 2003, 222 с.
  26. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы. М.: Дело, 2000. 272 с.
  27. Яхонтова Е.С. Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 117—121.
  28. Aubert B.A., Kelsey B.L. Further understanding of trust and performance in virtual teams // Small Group Research. 2003. Vol. 34. № 5. Р. 575—618.
  29. Carsten E.G., de Dreu K.W., van de Vliert E. No way out or swallow the bait of two-sided exit options in negotiation: the influence of social motives and interpersonal trust // Group Processes & Intergroup Relations. 2003. Vol. 6. № 4. Р. 369—386. doi: 10.1177/13684302030064004
  30. De Cremer D., Snyder M., Dewitte S. The less I trust, the less I contribute (or not)? The effects of trust, accountability and self-monitoring in social dilemmas // European Journal of Social Psychology. 2001. Vol. 31. Р. 93—107.
  31. Dekker P., Ester P., Vinken H. Civil Society, Social Trust and Democratic Involvement // The Cultural Diversity of European Unity / W. Arts, J. Hagenaars, L. Halman (eds). Boston: Brill, 2003. P. 217—253.
  32. Eilam O., Suleiman R. Cooperative, pure, and selfish trusting: Their distinctive effects on the reaction of trust recipients // European Journal of Social Psychology. 2004. Vol. 34. Р. 729—738.
  33. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.Y.: Free Press, 1995. 457 p.
  34. Gambetta D. Can we trust — trust? // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / D. Gambetta (ed.) Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 213—237.
  35. Gibb J.R. Trust: A new view of personal and organizational development. Ladolla, CA: Omicron Press, 1978. 320 p.
  36. Gilbert D.T. Ordinary personology // The Handbook of social psychology / D.T. Gilbert, S.T. Fiske, G. Lindzey (Eds.). N.-Y: McGraw-Hill, 1998. Vol. 2. P. 89—150.
  37. Grabner-Krauter S., Kaluscha E.A. Empirical research in on-line trust: a review and Critical assessment // International Journal Human-Computer Studies. 2003. Vol. 58. № 6. P. 783—812.
  38. Hardin R. Conceptions and Explanations of Trust // Trust in Society / Еd. K. Cook. N.Y, US: Russell Sage Foundation, 2001. P. 193—216.
  39. Hosmer L.T. Trust: The Connecting Link between Organization Theory and Philosophical Ethics // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20. № 2. Р. 379—403.
  40. Jackson M.S. The importance of trust and community in developing and maintaining a community electronic network // International Journal Human-Computer Studies. 2003. Vol. 58. P. 671—696.
  41. Lewicky R.J., Stevenson M., Bunker B.B. The Three Components of Interpersonal Trust: Instrument Development and Differences across Relationships // The Ohio State University: Working Paper Series, 1997. February. P. 438—459.
  42. Luhmann N. Trust and power. N.Y.: J. Wiley, 1979. 400 p.
  43. Miller P.J.E., Rempel J.K. Trust and partner-enhancing attributions in close relationships // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. Vol. 30. № 6. P. 695— 705. doi: 10.1177/0146167203262803
  44. Moreland R.L., Levine J.M. Socialization and trust in work groups// Group Processes & Intergroup Relations. 2002. Vol. 5. № 3. P. 185—201. doi:10.1177/1368430202005003001
  45. Rotenberg K. et al. Construction and Validation of a Children’s Interpersonal Trust Belief Scale // British Journal of Developmental Psychology. 2005. №. 23. Р. 271—292.
  46. Sztompka P. Trust: a sociological theory. Cambridge, 1999. 214 p.
  47. Tanis M., Postmes T. A social identity approach to trust: interpersonal perception, group membership and trusting behavior // European Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 35. P. 413—424. doi: 10.1002/ejsp.256
  48. Trust in Society / Cook K. (ed.) N.Y.: Russel Sage Foundation, 2001. 432 p.
  49. Uslaner E.M. Producing and Consuming Trust // Political Science Quarterly. 2000. Vol. 115. № 4. P. 569—590.
  50. Uslaner E.M. The Moral Foundations of Trust. Cambridge University Press, 2002. 298 p.
  51. Uslaner E.M. Trust as a Moral Value // The Handbook of Social Capital / Еds. D. Castiglione, J.W. van Deth, G. Wolleb. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р. 101—122.
  52. Yamagishi T. Social Exchange Theory. 1987. Р. 149—169.
  53. Zsolnai L. Honesty, Competence and Trust: A Behavioral Approach // Interdisciplinary Yearbook of Business Ethics. Oxford: Peter Lang, 2006. 74 p.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика