Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков

1257

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, целью которого являлось изучение социально-перцептивных представлений подростков о таких социальных группах, как родители, одноклассники, учителя, полицейские и чиновники. В исследовании приняли участие 7000 старшеклассников из различных городов и сел Российской федерации в возрасте от 14 до 18 лет. Отдельно рассматриваются представления подростков, обучающихся в школах для лиц с девиант- ным поведением (127 человек), данные сопоставляются с общей выборкой. Для составления социально-перцептивных образов различных социальных групп была использована методика «80 прилагательных» А.А. Реана. Для оценки связи предпочтений в выборе дескрипторов и специфики группы испытуемых были использованы таблицы сопряженности, статистическая значимость оценивалась с помощью критерия Хи-квадрат. На основании полученных результатов можно сделать вывод о преобладании положительных характеристик при описании родителей, негативных характеристик при описании полицейских и чиновников, при описании одноклассников и учителей использовались как поло- жительные, так и отрицательные характеристики. Выявлены статистически значимые связи предпочтений в частоте выбора различных характеристик при описании представителей социальных групп и специфики испытуемых.

Общая информация

Ключевые слова: социальная перцепция, образ, представления, старшеклассники, асоциальные подростки

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090205

Для цитаты: Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 60–80. DOI: 10.17759/sps.2018090205

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 290 с.
  2. Алёхин А.Н., Локтева А.В., Дубинина Е.А. Образродителейуподростков, склонных к алкоголизации // Тюменский медицинский журнал. 2014. № 1. С. 28—30.
  3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 123 с.
  4. Васильева Н.Л. Исследование образов родителей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). 2012 (12). № 2. С. 45—50.
  5. Водяха Ю.Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1.   С. 119—123.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  7. Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. 560 с.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  9. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа: ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. № 4. С. 53—73
  10. ПисареваА.А.Значимостьобразародителейвпсихологическомконсультировании подростка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 188—192.
  11. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. C. 1—11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301
  12. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Нисская А.К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185—205.
  13. Поливанова К.Н., Королева Д.О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. №. 1. С. 173—182.
  14. Психология подростка: учебник / Под редакцией А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 480 с.
  15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. 656 с.
  16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер» 2000. 624 с.
  17. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
  18. Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности // Национальный психологический журнал. 2017. № 2(26). С. 85—91.
  19. Реан А.А. Семьявструктуреценностеймолодежи// Российскийпсихологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 62—76.
  20. Собкин В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 180—216.
  21. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Представления об идеалах и антиидеалах у учащихся основной и старшей школы // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 20—28.
  22. Собкин В.С. Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию [Электронный ресурс] // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 2. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/6962 (дата обращения 05.10.2017).
  23. Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Oтношение современных старшеклассников к политическим лидерам (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 41—59. doi:10.17759/ sps.2015060404
  24. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999. 672 с.
  25. Щекотуров А.В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. № 1 (21). С. 99—103.
  26. McMahon S. D. et al. Aggressive and prosocial behavior: Community violence, cognitive, and behavioral predictors among urban African American youth // American Journal of Community Psychology. 2013. Т. 51. № 3—4. С. 407—421.
  27. Molano A. et al. Selection and socialization of aggressive and prosocial behavior: The moderating role of Social-Cognitive processes // Journal of Research on Adolescence. 2013. Т. 23. № 3. С. 424—436.

Информация об авторах

Реан Артур Александрович, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Действительный член (академик) РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, e-mail: profrean@yandex.ru

Коновалов Иван Александрович, аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0982-5813, e-mail: iv.konovalov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3654
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1257
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 8