Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире 237

Солдатова Г.У., доктор психологических наук, Профессор, Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов», Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, soldatova.galina@gmail.com

Аннотация

В настоящей статье раскрываются методология, методы и результаты эмпирических исследований (2010—2018 гг.) социальной ситуации развития представителей цифрового поколения. Цифровое детство и цифровая социализация как социально-психологические феномены концептуализуются в парадигматике культурно-исторического подхода. Рассматриваются современные методы анализа цифровой реальности: метааналитические и лонгитюдные подходы, работающие с большими массивами данных, экспериментальные дизайны на небольших выборках, анализ социальных сетей и ряд других. Предлагается авторская интегративная концепция для изучения феноменологии цифрового детства и социализации (особенностей когнитивного и личностного развития, взаимоотношений с окружающим миром, социальных и культурных практик). В заключение делается вывод о необходимости трансдисциплинарного объединения различных методологических стратегий, соответствующих требованиям стремительно изменяющегося мира и новой социальной ситуации развития детей и подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мир находится на пороге четвертой индустриальной революции, которая фундаментально изменит все культурные практики человека. Третья революция — цифровая, начавшаяся в 1960-х гг. прошлого века, — относительно мягко подготовила к таким трансформациям человечество на значительной части земной суши.

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
  2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 5—91.
  3. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224— 269.
  4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): Дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2002. 379 с.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  6. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  7. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития интернет, 2013. 144 с.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  9. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. 287 p. doi:10.1007/978-981-10-6484-5.
  10. Johnson G., Puplampu K. A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem // Canadian Journal of Learning and Technology. 2008. Vol. 34. P. 19—28.
  11. Johnson G.M. Internet use and child development: Validation of the ecological techno-subsystem // Journal of Educational Technology & Society. 2010.Vol. 13. № 1. P. 176—185.
  12. Making human beings human: Bioecological perspectives on human development / Bronfenbrenner U. (ed.) Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2004. 336 p.
  13. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022—1038.
  14. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233—238. doi:10.1159/000480341.
  15. The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009. 452 p. doi:10.1007/978-0- 230-27468-6.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика