Как подростки слышат советы родителей о будущем?

1168

Аннотация

Тема проектирования будущего соответствует возрастным задачам старших подростков, но становится источником напряжения в семьях задолго до окончания школы детьми. Когда дети достигают подросткового возраста, в семьях перестраивается процесс коммуникации, и диалог между детьми и родителями нередко оказывается затруднен; социальные изменения и невозможность напрямую применять родительский опыт в современных условиях осложняют задачи самоопределения и выстраивания жизненной траектории. В статье обсуждаются представления подростков о родительских высказываниях об их будущем: описываются 20 типичных форм высказываний о будущем, с которыми сталкиваются современные подростки со стороны своих близких и которые имеют разный фокус — на ребенке, на его семье и на социальной среде. Анализируются их достоинства, недостатки и возможные психологические эффекты; сравнивается представленность категорий высказываний в группах подростков разного возраста и пола, обучающихся в разных организациях. Обосновывается необходимость организации конструктивных обсуждений будущего между подростком и его социальным окружением.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, проектирование будущего, профессиональный выбор, высказывание, родительское предписание, обсуждение будущего, поколения, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100212

Для цитаты: Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 157–174. DOI: 10.17759/sps.2019100212

Литература

  1. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с.
  2. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 28—41.
  3. Белоногова Е.В. Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии / Под ред. О.Н. Ертановой, М.М. Гордон. М.: МГППУ, 2011. С. 95—97.
  4. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31—38.
  5. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.
  6. Жилинская А.В. Развитие целеполагания у старших подростков (на материале проектной деятельности): Дис. … канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2015. 180 с.
  7. Жилинская А.В., Бочавер А.А. Три подхода к изучению построения подростками траектории жизненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 19. № 1. С. 36—45.
  8. Захарова И.В. Психологические аспекты воспитательных воздействий в семье: системный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 2. С. 196—201.
  9. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5—15.
  10. Леонтьев Д.А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004. Т. 4. № 1. С. 113—118.
  11. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В., Бастракова А.С. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 30—48.
  12. Ткаченко Е.И. Психологическая помощь старшекласснику в прогнозировании основных этапов жизненного пути: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Армавир: Северо-Кавказский гос. техн. ун-т, 2002. 20 с.
  13. Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 70—78.
  14. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. Киров: «ЭНИОМ», 1991. С. 62—73.
  15. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90—104.
  16. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109—125. doi:10.17759/sps.2016070208
  17. Galambos N.L., Barker E.T., Almeida D.M. Parents do matter: Trajectories of change in externalizing and internalizing problems in early adolescence // Child development. 2003. Vol. 74 (2). P. 578—594.
  18. Kagitcibasi C., Ataca B. Value of Children and Family Change: A Three-Decade Portrait From Turkey // Applied psychology: An international review. 2005. Vol. 54 (3). P. 317—337.
  19. Lu W. Adolescent Depression: National Trends, Risk Factors, and Healthcare Disparities // American journal of health behavior. 2019. Vol. 43 (1). P. 181—194.
  20. Nurmi J.-E. How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning // Developmental Review. 1991. Vol. 11 (1). P. 1—59.
  21. Schmitt-Rodermund E., Schröder E. Antecedents and consequences of adolescents’ motivations to join the family business // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83 (3). P. 476—485.
  22. Trommsdorff G., Nauck B. Introduction to Special Section for Journal of Cross-Cultural Psychology: Value of Children: A Concept for Better Understanding Cross-Cultural Variations in Fertility Behavior and Intergenerational Relationships // Journal of Cross- Cultural Psychology. 2010. Vol. 41 (5-6). P. 637—651. doi: 10.1177/0022022110373335

 

Информация об авторах

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Хломов Кирилл Даниилович, кандидат психологических наук, доцент, начальник психологической службы, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований факультета психологии института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154, e-mail: khlomov-kd@universitas.ru

Корнеев Алексей Андреевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лабораториии нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6389-8215, e-mail: korneeff@gmail.com

Жилинская Алиса Викторовна, кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: alisez@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2065
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1168
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8