Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи 189

Пищик В.И., доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология образования и организационная психология» факультета психологии, педагогики и дефектологии, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия, vladaph@yandex.ru

Аннотация

В статье описаны полученные с использованием авторского опросника результаты исследования ценностей представителей поколений через актуальные страхи. Обобщаются данные, полученные в результате изучения ценностей в психологии и социологии. Делается вывод, что ценности, ценностные ориентации составляют ядро личности, лежат в основе общественных норм. Обсуждаются имеющиеся методики исследования ценностей, выявляющие их на групповом и личностном уровнях. Обнаруживается связь между ценностями и страхами человека. Представлена рабочая версия авторского опросника исследования ценностей поколений через актуальные страхи: Я, других, природы, культуры, технологии, мистического. Исследование проведено на выборке, состоящей из представителей поколений (180 человек), описаны результаты первичной апробации опросника. Было показано, что у «Переходного» поколения (по классификации Н. Хоува, В. Штрауса — поколение Х) преобладает ценность культуры и страх ее утраты, у «Информационного» поколения (поколение Y) доминирует ценность Я и страх утраты себя, у «Нового» поколения (поколение Z) наиболее ценны информационные технологии и актуализирован страх множественности миров. Делается вывод о том, что разработанный опросник прост в обращении, ускоряет процесс исследования и раскрывает особенности ценностей с глубинных позиций.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (Проект № 18-013-00910 «Динамика ценностей поколений как маркер трансформации социальных отношений в российском обществе»).

Благодарности

Автор благодарит за поддержку в исследовании научного руководителя проекта М.И. Постникову.

Литература
  1. Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Изд-во и консалтинговая группа «Праксис», 2013. 640 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. 304 c.
  3. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 109—111.
  4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  5. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Академический проект, 2017. 154 с.
  6. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М.: Смысл, 1999. 36 с.
  7. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С.13—25.
  8. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Cтрахи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 69—74.
  9. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества: результаты исследовательского проекта: Монография. М.: РУДН, 2017. 400 с.
  10. Парсонс Т. О социальных системах. М.: АкадемКнига, 2002. С. 98.
  11. Пищик В.И. Ментальность поколений в текучей современности. М.: ИНФРА-М, 2019. 150 с. doi: org/10.12737/monography_5ba0ee24675441.11909669
  12. Пищик В.И., Муталимова С.Ш. Особенности конспиративистского менталитета // Когнитивное моделирование: труды второго международного форума по когнитивному моделированию (Словения, г. Изола, 6—13 сентября 2014 г.). Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. Ч. 2. С. 234—238
  13. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 365—391.
  14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 c.
  15. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 349.
  16. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
  17. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: Попурри, 2004. 528 с.
  18. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика (Маленький Ганс). М.: Просвещение, 1989. 79 c.
  19. Хачатрян М.А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 84—98.
  20. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 1994. 760 с.
  21. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. СПб.: Интерсоцис, 2009. 138 с.
  22. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2012. 237 с.
  23. Ячин С.Е. Смысл и ценности. К критике теории ценности в современной философии // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2 (23). С. 27—39.
  24. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. Unit 2. 2011. doi: 10.9707/2307-0919.1014
  25. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. N.Y.: Quill William Morrow, 1991. 538 p.
  26. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 464 p.
  27. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 19—51.
  28. Kluchohn C.K. & Strodtbeck F. Variations in Value Orientations. Evanston, IL: Row, Peterson. 1961.
  29. Live cultural map over time 1981 to 2015 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vividmaps.com/2016/08/live-cultural-map-over-time-1981-to-2015.html (дата обращения 28.05.2019).
  30. Morris M.W. Values as the Essence of Culture Foundation or Fallacy? // Journal of Cross-Cultural Psychology (IACCP). 2014. Vol. 45(1). P. 14—24. doi. org/10.1177/0022022113513400
  31. Oppenheim-Weller S. & Kurman J. Value fulfillment and bicultural identity integration // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. Vol. 48(3). P. 267—286.
  32. Oppenheim-Weller S., Roccas S., Kurman J. Subjective value fulfillment: A new way to study personal values and their consequences // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 76. P. 38—49.
  33. Oyserman D. Culture as situated cognition: Cultural mindsets, cultural fluency, and meaning making // European Review of Social Psychology. 2011. Vol. 22. P. 164—214. doi: 10.1016/j.copsyc.2016.10.002
  34. Oyserman D. Values: Psychological Perspectives // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 36—40. doi: 10.1016/B0-08- 043076-7/01735-6
  35. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants [Электронный ресурс] // On the Horizon. MCB University Press. 2001. Vol. 9. No. 5. URL: http://www.marcprensky. com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20 Part1.pdf (дата обращения: 02.02.2019)
  36. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 438 p.
  37. Rudnev M., Magun V., Schwartz S. Relations Among Higher Order Values Around the World // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49(8). P. 1165—1182. doi: 10.1177/0022022118782644
  38. Sanford L. Drob An axiological model of the relationship between consciousness and value // New Ideas in Psychology. 2016. Vol. 43. P. 57—63. doi: 10.1016/j. newideapsych.2016.02.002
  39. Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications // Comparative Sociology. 2006. Vol. 5. P. 136—182.
  40. Vasanthi S. Multi generations in the workforce: Building collaboration. Original Research Article // IIMB Management Review. 2012. Vol. 24(1). P. 48—66. doi: 10.1016/j.iimb.2012.01.004
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика