Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь взрослой и детской бедности с психологическими характеристиками личности 144

Ефремова М.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, mefremova@hse.ru
Полуэктова О.В., аспирант, Бременская международная высшая школа социальных наук (BIGSSS), Университет Якобса, Бремен, Германия, olga_poluektova@hotmail.com

Аннотация

В данной статье рассматривается взаимосвязь низкого социально-экономического статуса в детстве и во взрослом возрасте с психологическими характеристиками личности, такими как ценности, самоэффективность, самооценка, психологическое благополучие и доверие. Оцениваются эффекты взаимодействия детского и взрослого социально-экономического статуса на психологические показатели. В исследовании приняли участие бедные — люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума (N=162, возраст M=41, 39,5% — женщины), и небед¬ные (N=188, возраст М=34, 58,5% — женщины). Измерение детского социально-экономического статуса производилось по ретроспективной оценке. Результаты показали, что ценности личности и самооценка различаются в зависимости от взрослого социально-экономического статуса. Выявлена взаимосвязь взрослого и детского социально-экономического статуса с удовлетворенностью жизнью и доверием. Взрослый социально-экономический статус связан с доверием только в группе респондентов, не имеющих низкого социально-экономического статуса в детстве. Удовлетворенность жизнью и доверие тех, кто имел низкий социально-экономический статус в детстве, ниже, чем у тех, кто не испытывал бедность никогда.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в реализации исследования Сегера Брейгельманса (Университет Тилбурга).

Литература

 

  1. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. №. 3. С. 16—21.
  2. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Конструирование социальных проблем в СМИ и в представлениях граждан (на примере бедности) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. №. 39 (8). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1085-emelyanova39.html (ддата обращения:: 20.05.2019).
  3. Мареева С.В. О ценностных установках и особенностях морали бедных // Бедность и бедные в современной России / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихонова. М.: Весь мир, 2014. С. 171—190. 320 с.
  4. Мареева С.В., Тихонова Н.Е. Бедность и социальные неравенства в России в общественном сознании // Мир России: Социология, этнология. 2016. № 25 (4). С. 37—67.
  5. Митрофанова С.Ю. Детская бедность: социологические теории детства как основа исследования проблемы // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2010. № 1 (75). С. 32—37.
  6. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственноcти, стратегия совладания и индикаторы депривации // Социологический журнал. 2001. №. 1. С. 5—32.
  7. Овчарова Л. Н. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей [Электронный ресурс] // Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). 2011. С. 1—38. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ folder/zswq512tsm/direct/120052552 (дата обращения: 10.07.2019).
  8. Полуэктова О.В., Ефремова М.В. Адаптация инструментария социально- психологического исследования на выборке людей, пребывающих в бедности // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 179—203. doi:10.17759/ sps.2018090212
  9. Российский статистический ежегодник — 2016 [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 12.07.2019).
  10. Слободенюк Е.Д., Аникин В.А. Где пролегает «черта бедности» в современной России? // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 104—127.
  11. Слободенюк, Е.Д. Особенности и структура социальной группы бедных в современной России // Terra Economicus. 2014. № 12 (4). C. 114—129.
  12. Тихонова Н.Е. Гетерогенность бедности в современной России // Бедность и бедные в современной России / Под ред. Н.Е. Тихоновой, М.К. Горшкова. М.: Весь мир, 2014. 320 с.
  13. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. №. 1. С. 7—19.
  14. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. №. 5. С. 24—35.
  15. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 1. С. 106—127.
  16. Шварцер Р., Ерусалем, М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71—77.
  17. Ainsworth M.D. S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / In Parkes C.M., Stevenson-Hinde J. (eds.). New York: Basic books, 1982. P. 3—30.
  18. Bandura A. Perceived Self-Efficacy in Cognitive Development and Functioning // Educational Psychologist. 1993. Vol. 28(2). P. 117—148. doi: 10.1207/s15326985ep2802_3
  19. Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G., Pastorelli C. Multifaceted Impact of Self- Efficacy Beliefs on Academic Functioning // Child Development. 1996. Vol. 67 (3). P. 1206—1222. doi: 10.2307/1131888
  20. Baumeister R. Rethinking Self-Esteem: Why Nonprofits Should Stop Pushing Self- Esteem and Start Endorsing Self-Control // Stanford Social Innovation Review. 2005. Vol. 3 (4). P. 34—41.
  21. Bowlby J. Attachment and Loss. Vol.1: Attachment. Basic Books, 1969. 312 p.
  22. Brooks-Gunn J., Duncan G.J. The effects of poverty on children // The future of children. 1997. Vol. 7 (2). P. 55—71. doi: 10.2307/1602387
  23. Clark A.E., Oswald A.J. Satisfaction and Comparison Income // Journal of public Economics. 1996. Vol. 61. P. 359—381. doi: 10.1016/0047-2727(95)01564-7
  24. Cohen S., Janicki-Deverts, D., Chen E., Matthews K.A. Childhood socioeconomic status and adult health // Annals of the New York Academy of Sciences. 2010. №. 1186 (1). P. 37—55. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.05334
  25. Diener E., Oishi S., Lucas R. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54 (1). P. 403—425.
  26. Diener E.D., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49 (1). P. 71—75.
  27. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: A general overview // South African Journal of Psychology. 2009. Vol. 39 (4). P. 391—406. doi: 10.1177/008124630903900402
  28. Duncan G.J., Yeung W.J., Brooks-Gunn J., Smith J.R. How much does childhood poverty affect the life chances of children? // American sociological review. 1998. Vol. 63 (3). P. 406—423.
  29. Evans G.W. The environment of childhood poverty // American Psychologist. 2004. Vol. 59 (2). P. 77—92.
  30. Evans G.W., Kim P. Childhood poverty, chronic stress, self-regulation, and coping // Child Development Perspectives. 2013. Vol. 7 (1). P. 43—48.
  31. Griskevicius V., Ackerman J.A., Cantu S.M., Delton A.W., Robertson T.E., Simpson J.A., Tybur J.M. When the economy falters, do people spend or save? Responses to resource scarcity depend on childhood environment // Psychological Science. 2013. Vol. 24. P. 197—205. doi: 10.1177/0956797612451471
  32. Hamamura T. Are cultures becoming individualistic? A cross-temporal comparison of individualism—collectivism in the United States and Japan // Personality and Social Psychology Review. 2012. Vol. 16 (1). P. 3—24.
  33. Haushofer J., Fehr E. On the psychology of poverty // Science. 2014. Vol. 344(6186). P. 862—867. doi:10.1126/science.1232491
  34. Hofmann W., Schmeichel B.J., Baddeley A.D. Executive functions and self-regulation // Trends in cognitive sciences. 2012. Vol. 16 (3). P. 174—180. doi: 10.1016/j.tics.2012.01.006
  35. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. New Jersey: Princeton University Press, 1997. 464 p.
  36. Kohn M.L., Schooler C. Job conditions and personality: A longitudinal assessment of their reciprocal effects // American Journal of Sociology. 1982. Vol. 87. P. 1257—1286. doi:10.1086/227593
  37. Leary M.R., Tambor E.S., Terdal S.K., Downs D.L. Self-esteem as an interpersonal monitor: The sociometer hypothesis // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68. P. 518—530. doi: 10.1037/0022-3514.68.3.518
  38. Mani A., Mullainathan S., Shafir E., Zhao J. Poverty Impedes Cognitive Function // Science. 2013. Vol. 341. P. 976—980. doi: 10.1126/science.1238041
  39. Maslow A. Motivation and personality. 3rd ed. New York: Harper and Row, 1987. 293 p.
  40. Pepper G.V., Nettle D. The behavioural constellation of deprivation: causes and consequences // Behavioral and Brain Sciences. 2017. P. 1—72. doi: 10.1017/S0140525X1600234X
  41. Poluektova O., Efremova M., Breugelmans S. Poverty and psychology // Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP. 2015. Vol. 49. doi: 10.2139/ssrn.2699103
  42. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 438 p.
  43. Rosenberg M. Rosenberg self-esteem scale (RSE). Acceptance and commitment therapy. Measures package. 1965. Vol. 61. 52 p.
  44. Rosenberg M. Misanthropy and Political Ideology // American Sociological Review. 1956. Vol. 21. P. 690—695.
  45. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 25. P. 1—65. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6
  46. Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103 (4). P. 663—688. doi:10.1037/a0029393
  47. Townsend P. Meaning of Poverty. The British Journal of Sociology. 2010. Vol. 61. P. 85—102. doi:10.2307/587266
  48. Uslaner E.M. The moral foundations of trust. New York: Cambridge University Press, 2002. 298 p.
  49. Yamagishi T., Yamagishi M. Trust and commitment in the United States and Japan // Motivation and Emotion. 1994. Vol. 18 (2). P. 129—166.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика