В помощь директору: какой психолог нужен школе?

1217

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Битянова М.Р. В помощь директору: какой психолог нужен школе? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 68–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29047 (дата обращения: 26.04.2024)

Полный текст

 

Когда-то, не так уж и давно по историческим меркам, была такая профессия: врач. Врач лечил детскую скарлатину и вправлял вывихи, принимал роды и облегчал страдания гипертоников, пуская кровь... А потом медицинским профессиям стало тесно под общей крышей и появились хирурги и терапевты, неврологи и окулисты, физиотерапевты и кардиологи. Чем шире возможности медицины, чем «объемнее» медицинская практика, тем больше разных специалистов нужно для реа- Д’ । лизации имеющихся возможностей.

Примерно то же происходит последние 100—150 лет с психологией. В конце XIX века тоже были психологи. Они изучали особенности запоминания и восприятия, законы мышления, связь внешних черт и особенностей характера, давали рекомендации педагогам, как правильно учить детей мыслить, а политикам — как управлять толпами и большими группами людей.

С развитием науки одни из них стали заниматься политикой и влиянием на людей, другие — производством и отношениями человека с техникой, третьи — проблемами образования. Так появились те, кого по должности «зовут» педагогами-психологами, а по сути определяют как «психологов образования». Педагогам-психологам написали довольно неконкретную должностную инструкцию, определяющую их функционал в образовательном учреждении, положили неубедительный оклад денежного содержания и, с Богом, отправили «служить» в психологические службы школ и детских садов.

И пока никто в школе толком не понимал, что это за птица такая диковинная и чем он может быть школе полезен, для их деятельности более-менее хватало этой инструкции и аргумен­таций в пользу собственной значимости, которые приводил сам специалист.

Но меняются времена, меняется и образовательная система. Школы уже не работают по единому образцу и, что очень важно, начинают осознавать свою индивидуальность, свои задачи и возможности. И просто педагог-психолог с его расплывчато-вселенским функционалом «гуманизатора», «спасителя» и «помогателя» им уже не нужен. А нужен специалист, готовый решать те задачи, которые стоят перед конкретной школой и конкретными детьми. Если продолжить медицинскую аналогию, сейчас «пациентам» нужен не просто врач, а конкретный специалист: ревматолог, или отоларинголог, а то и вообще какой-нибудь экзотический диетолог.

Решать вопрос о том, какой психолог нужен школе, — удел руководителя. На административном уровне должны быть проанализированы и выделены сначала задачи, решение которых без психолога невозможно, а затем сформулированы требования к профессиональным умениям принимаемого на работу специалиста.

В этом статье мы, обращаясь к руководителям образовательных учреждений, представляем некоторый обобщенный набор ответов на следующий вопрос: для решения каких задач школе может объективно «понадобиться» психолог и какой именно деятельностью он должен в ней заниматься?

Ответ первый. В школе много детей, испытывающих трудности в обучении и поведении. Им трудно учиться, их трудно учить. Нужен психолог для оказания специализированной помощи таким учащимся и консультативно-методической помощи педагогам.

С такими проблемами сталкиваются многие школы-новостройки и не только: в каждом районе, округе, небольшом городе есть учебные заведения, которые понимают, что раз они учат всех, то, значит, к ним приходят все. Учителям, работающим в такой школе, не до педагогических изысков: четвертая часть сидящих перед ними учеников может элементарно не знать русского языка на том уровне, на котором требует программа. У других детей, несмотря на то, что русский может быть их родным языком, понимание прочитанного текста все равно будет даваться с трудом, потому что нигде, кроме школы, навыки понимания, рассуждения, формулирования своего мнения, были не востребованы.

Психолог, который нужен такой школе, должен быть специалистом, как минимум, в двух областях. Во-первых, он должен быть «асом» в диагностико­консультативной работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Во-вторых, он должен знать и понимать «механику» учебного процесса для того, чтобы давать педагогам обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию таких детей.

Сегодня нетрудно найти специалиста по консультированию детей и их родителей. Однако среди них не так много тех, кто при этом хорошо разбирается в закономерностях процесса обучения и научения. Кстати, таких психологов больше среди тех, чье первое образование и первый трудовой опыт были педагогическими.

Ответ второй. В школе практикуются разные подходы к содержанию обучения, есть классы обыкновенные и гимназические, есть разные профили, индивидуальные образовательные маршруты и т д. Нужен психолог для определения индивидуальных способностей и склонностей учащихся, разработки рекомендаций по содержанию образования для той или иной учебной группы.

С распространением гимназического образования и введением профильного обучения в старшей школе (а в некоторых из них нечто вроде «профиль­ности» вводится уже в начальном звене!) запрос на такую работу психолога будет возрастать. В такой ситуации объективно востребованы психологические знания и технологии. В первую очередь, на этапах определения способностей и интересов ребенка и дальнейшего мониторинга качества его образования, в ходе разработки содержательных и методических подходов к обучению тех или иных учебных групп, в процессе включения самого ученика и его семьи в процедуру выбора индивидуальной образовательной траектории.

Психолог, который может справиться с таким запросом, должен быть хорошим диагностом, владеть аналитико-исследовательскими навыками (они ему очень потребуются при разработке программы мониторинга) и разбираться в современном образовании (программах, технологиях, методиках). Кроме того, он должен быть готов к тесному сотрудничеству с педагогами-предметниками, детьми и их родителями.

Ответ третий. В школе ведется серьезная инно­вационно-экспериментальная деятельность: внедряются новые подходы к образованию, новые методы и технологии обучения. Нужен психолог для участия в инновационной работе как на содержательном, так и на экспертном уровне (экспертиза психологической грамотности проводимой работы).

Многие современные российские школы выбирают этот путь для своего развития: включаются в международные и российские проекты, становятся экспериментальными площадками, потихонечку сами или с посторонней помощью осваивают некоторое «инновационное поле». Роль психолога в такой деятельности объективно велика. Это и участие в проектировании инновационной деятельности, и реализация особых психологических программ в рамках целостного проекта, и, конечно, психологическая экспертиза содержания и методов реализации проекта.

Далеко не каждый педагог-психолог готов сегодня к осуществлению такой деятельности. Не хватает научно-исследовательких навыков, знаний основ проектирования своей и чужой деятельности. Психологов-проектировщиков в образовании вообще очень мало. Однако, научиться всему этому можно, было бы желание. Главное, чтобы психолог, принимаемый на работу в такую школу, хорошо понимал, что от него требуется не индивидуальная коррекционная работа, а разработка авторских психологических курсов под поставленную задачу. Он должен быть готов включаться в проектирование психологических составляющих образовательной среды и учебного процесса. А для этого нужно очень хорошо знать и понимать механизмы, управляющие этой самой средой и процессами.

Ответ четвертый. В школе сильный педагогический коллектив, который в целом успешно справляется с образовательными задачами. Но в каждой параллели есть такие особые классы... Возможно, они открыто называются коррекционными, интегративными. Возможно, идут под каким-то кодовым номером (буквой). В этих классах работают сильные педагоги, логопеды-дефектологи, но очень нужны и психологи.

Для работы в особых классах нужны особые психологи. Знающие специальную психологию, пато- и нейропсихологию, владеющими основами дефектологии и коррекционной педагогики. Их работа сосредотачивается в этих специальных классах, тесно переплетается с работой педагогов и логопедов. В круг их обязанностей будет входить не только индивидуальная или групповая коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с другими специалистами по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.

Распространять работу таких психологов на всю школу не целесообразно: снизится эффективность работы в специализированных классах, с одной стороны, а с другой — нормально развивающимся детям такие специалисты не нужны.

Ответ пятый. Школа уверенно держит путь на реализацию личностно-ориентированной, гуманистической педагогической системы. Для этого сделано многое: особое внимание уделяется воспитательной работе (возможно, введены ставки освобожденных воспитателей), системе дополнительного образования. Педагоги активно осваивают личностно-ориентированные педагогические технологии и методы, в практику работы введены консилиумы и многое другое. Нужен грамотный психолог для организации системы психологического сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Большому кораблю — большое плавание. Для решения таких серьезных и, главное, масштабных задач потребуются и серьезные управленческие решения. Одно из них — создание в школе куратор­ской психологической службы. Психолог-куратор берет на себя, в сотрудничестве с классным руководителем или освобожденным воспитателем, комплексное психологическое сопровождение 4—6 классов. Сопровождение предполагает систематическое отслеживание процесса развития детей и учебных групп, своевременное оказание психологической помощи, создание условий для дальнейшего развития учащихся, профилактики кризисов и проблем развития.

Это не только непосредственная работа с детьми, с педагогами-предметниками, с родителями, но и проектирование такой образовательной среды, чтобы она через свои характеристики решала задачи развития. Психолог-куратор, возможно, плохо разбирается в том, что связано с отклонениями в развитии, но зато умеет создавать условия для поступательного развития большинства детей курируемых классов (естественно, в сотрудничестве с педагогами!) в данной образовательной среде. Найти такого специалиста не просто, но можно вырастить своего, если обеспечить в школе условия для работы постоянной психологической команды специалистов.

Конечно, предложенные ответы не исчерпывают все многообразие условий, в которых работают сегодня российские школы и все разнообразие решаемых ими образовательных задач. Но мы надеемся, что они помогут руководителям образовательных учреждений в определении своего индивидуального запроса к психологу.

Информация об авторах

Битянова Марина Растиславовна, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Россия, e-mail: alejumary@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1100
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 1217
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3