Вестник практической психологии образования
2007. Том 4. № 3. С. 42–45
ISSN: 2658-3100 (online)
Размышления о профессиональном самоопределении молодежи
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 42–45. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28855 (дата обращения: 22.12.2024)
Полный текст
Первый период становления рыночных отношений в Российской Федерации характеризовался недостаточным вниманием к проблемам профессионального самоопределения выпускников школ. В лучшем случае, такая работа строилась на энтузиазме и часто велась стихийно. Это ни в коей мере не перечеркивает позитивного опыта профориентационной работы, который накапливался в сложнейших условиях 90-х годов.
Настоящий период характеризуется возрастающим вниманием со стороны органов власти (включая Минобрнауки России) и администрации школ к возрождению и развитию отечественной профориентации. В частности, это находит свое выражение и во внедрении профильного обучения во многих российских школах [3, 4, 11, 12, 13 и др.]. При всей неоднозначности отношения к профильному обучению главный его «плюс» мы видим в том, что после длительного перерыва в школах официально возобновили профориентацию, на которую в старших классах выделяется около 30 учебных часов в год.
Поскольку развитие профориентации обычно положительно коррелирует с развитием общества [9], есть надежда, что возрожденная профориентация станет со временем основой государственной кадровой политики, которая на сегодняшний день почти отсутствует.
К сожалению, профильное обучение в школах вызывает множество вопросов [10], главный из которых — ранняя про- филизация. Из курса возрастной психологии известно: чем цивилизованнее общество, тем больше времени дается его молодому поколению для подготовки к следующему этапу развития (взрослой трудовой жизни), в отличие от примитивных обществ, где ребенка торопят с началом трудовой жизни. Многие современные родители убеждены в том, что чем раньше их ребенок самоопределится, тем более успешной будет его последующая трудовая жизнь. Профильное обучение активно внедряется в российских школах. Согласно социологическим исследованиям, большинство подростков уже к 9-му классу выбрали профессию. Вызывает серьезные сомнения качество и обоснованность этого выбора. Заметим, что пока ранняя профилизация во многом компенсируется достаточной свободой выпускников в планировании дальнейших профессиональных перспектив и не агрессивным (не обязательным) характером дальнейшего профессионального образования (например, непременно по профилю обучения в школе). Сегодня есть смысл остановиться на некоторых важных концептуальных и теоретических вопросах профориентации и поразмышлять о том, как свести к минимуму негативные последствия массовой про- филизации школ.
Важной особенностью российской профориентации на современном этапе является ее ориентация на рынок труда. При этом можно условно выделить следующие варианты отношения к самоопределению и трудоустройству на рынке труда в процессе профессиональной ориентации:
игнорирование рынка — в основе такого отношения лежит надежда на то, что человека «как-то пристроят» (родители, образовательные учреждения и т.п.);
адаптация к рынку — пассивное принятие существующих правил игры и построение своей профессиональной жизни по существующим общественным стереотипам, стереотипам успеха (к этому призывали выпускников школ в 90-е годы, и именно в этом видели главный смысл профориентационной работы);
отношение к рынку по примеру западных стран — подготовка выпускников школ к активным действиям в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы;
прогнозирование развития отечественного рынка труда — осуществление выбора будущей профессии и планирования профессиональной карьеры на основе анализа социально-экономических тенденций и прогнозирования изменений в кадровых потребностях общества и требований к профессиям.
Признавая важность и необходимость адаптации выпускников к реальной социально-экономической ситуации, Е.И. Головаха [Головаха, 1988], Е.А. Климов [Климов, 1996], Э.Ф. Зеер [Основы профориентологии. –, 2005], А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, С.Н. Чистякова [15] считают, что именно формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору профессии является важнейшей целью профориентационной работы, когда само «профессиональное самоопределение» становится высшим уровнем профориентации. Еще В.В. Давыдов, обсуждая на заседании Президиума РАО в середине 90-х годов
Концепцию профессионального самоопределения молодежи, отмечал, что «вся профориентационная работа с молодежью должна быть ориентирована на будущее», что «молодежь должна понимать недостатки общества и стремиться усовершенствовать свое общество в будущем профессиональном труде», и что, если этого не будет, то «общество обречено на стагнацию».
К сожалению, сейчас довольно много работ, где авторы видят главный смысл профориентации именно в адаптации к существующим условиям. Например, такой известный автор как В.А. Поляков, ссылаясь на другого известного зарубежного автора, в своей книге «Технология карьеры» пишет, обращаясь к читателю: «Вы —товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга» [Поляков, 1995]. Человек рассматривается не как самоопределяющаяся личность, а как товар, который надо подороже продать на рынке труда.
Очень интересные рассуждения по этому поводу можно найти в работах Э. Фромма, который использует термин «рыночный характер» по отношению к человеку, готовому на любую работу, лишь бы за нее хорошо платили. В итоге, все это зачастую приводит человека к «отчуждению» от собственного труда, от главного дела своей жизни, нередко становится причиной его личной трагедии [14].
В основе западного («цивилизованного») отношения к карьере и успеху лежит идея конкурентной борьбы. В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет по этому поводу: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попасться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними... Станьте убийцей, пока не стали жертвой. ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники — коллеги. ведь они-то поступают точно так же. Станьте великим интриганом, умным организатором, расчетливым менеджером, хозяином своей судьбы и карьеры» [Берг, 1998]. При использовании в планировании и реализации своих карьерных замыслов лучших рекомендаций западных авторов, следует помнить о том, что далеко не все из них окажутся эффективными в современных российских условиях, поскольку в России - «специфический рынок». Если в передовых западных странах социально-экономическая ситуация характеризуется относительной стабильностью и предсказуемостью (включая и правовую предсказуемость в вопросах охраны труда и занятости), то в современной России многие вопросы государственного регулирования рынка труда остаются нерешенными. Призывая проводить «активную политику» в сфере занятости, К.Г Кязимов отмечает (ссылаясь и на других авторов), что «государство рано отстранилось от проблем макроэкономического регулирования занятости населения», в результате чего все сводится к мерам по трудоустройству, вместо того, чтобы прогнозировать социально-экономическое развитие страны, и упреждающим образом создавать условия для более эффективного использования имеющегося человеческого ресурса (включая потенциал безработного и незанятого населения) для вовлечения в активную трудовую деятельность [Кязимов, 2005].
При отсутствии продуманной кадровой политики со стороны власти много проблем возникает и в профессиональной ориентации школьников и планировании профессиональной карьеры выпускников профессиональных учебных заведений. Тем более сложно использовать западный опыт профориентации в условиях нынешней России, ведь на Западе идея успешной карьеры является доминирующей на разных уровнях общественного сознания. Правда, еще остается вопрос: согласны ли мы с теми критериями профессионального и жизненного успеха, которые господствуют на Западе. В уже упоминаемой выше работе В. Берга говорится: «Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть...» [Берг, 1998]. Таким образом, у самого В. Берга появляются сомнения в этичности принятых в западном обществе критериев профессионального (карьерного) успеха. Возникает вопрос: всегда ли следует руководствоваться западным опытом, когда мы говорим о перспективах отечественной профориентации?
Главная проблема, с которой сталкиваются самоопределяющиеся школьники, их родители, психологи- профконсультанты — неопределенность перспектив развития российской экономики. Существующие прогнозы развития России при общей оптимистичности страдают малой конкретностью: какие отрасли производства, профессии будут более востребованы, а какие потеряют свою актуальность и т.п. Пока все это определяется на уровне здравого смысла, часто об этом вообще не задумываются. Профориентация на основе прогнозирования развития отечественного рынка труда является наиболее продуктивной, но поскольку реального прогноза российской экономики нет, школьникам и помогающим им профконсультантам остается самим размышлять об этом. Тот, кто сумеет наиболее достоверно определить реальные перспективы социально-экономического развития, сделает правильный выбор в направлении наиболее востребованных в будущем профессий, окажется ближе куспеху (и в карьере, и в жизни), чем тот, кто ориентируется только на потребности сегодняшнего дня.
Реализация варианта прогнозирования развития российского общества (и соответственно — развития рынка труда) в практической работе со школьниками предполагает:
• совместные с учащимися рассуждения о будущем экономики страны, своего региона, своего города;
• обсуждение качеств человека-гражданина-«героя своего времени», которые могут быть востребованы при разных вариантах (пессимистичном, оптимистичном) развития российского общества;
• разработку принципиально новых методик и программ профориентационной работы со школьниками.
Заметим, что рассуждения об экономике невозможны без рассуждений о социальном,политическом развитии страны, что ни в коей мере не вступает в противоречие с Законом об образовании, который не запрещает беседы о политике в стенах образовательных учреждений, а налагает запрет «на создание в учреждениях образования политических организаций». В школах преподаются курсы по правам человека, граждановедению, краеведению, все больший акцент делается на патриотическое воспитание молодежи. Невозможно помочь подростку сориентироваться в пространстве сложного российского социума без размышлений о социально-экономическом развитии общества, важным элементом которого является и политика.
На вопрос, стоит ли вообще рассматривать пессимистичные варианты развития общества, мы отвечаем — «Да», в противном случае разговор будет неполноценным, и дети это почувствуют. В таких беседах полезно рассмотреть, как изменяются представления людей о жизненном и карьерном успехе и их поведение при изменении социально-экономических условий; обсудить возможные варианты поведения субъекта рынка труда при изменении ситуации.
Основными характеристиками новых методов профориентации должны быть: а) простота в использовании, акцент — на «живую» работу, основанную на диалоге; б) более смелое использование таких методов, как специально организованная дискуссия (возможно с элементами деловых игр); в) разработка специальных ситуаций для анализа, которые могли бы использоваться как учебные задачи (на примере их анализа у старшеклассников должен вырабатываться метод решения сложных профориентационных задач, и только тогда, когда выпускники школ сами научатся их решать, можно будет говорить о возможности их профессионального самоопределения); г) практическая доработка профориентационных процедур, что позволило бы постепенно превратить их в образовательные (но уже профориентационные) обучающие технологии.
Заметим, что пока в профориентации явно доминируют тесты, опросники, а также не всегда эффективные тренинги. Мы же видим интересную перспективу использования не только активных методов работы (игровых упражнений, тренингов), но и содержательных, естественных методов (например, специально организованных дискуссий и обсуждений).
Основными проблемами на пути воплощения в жизнь указанных профориентационных подходов, по нашему мнению являются:
• непонимание значительной части ученых и практиков необходимости смещать акценты в профориентационной работе с диагностики и информирования на специально организованные совместные со школьниками обсуждения проблем самоопределения;
• неготовность многих специалистов рассматривать профессиональное самоопределение в контексте жизненного и личностного самоопределения (личностное самоопределение предполагает готовность к нравственным выборам в сложной, меняющейся социально-экономической ситуации);
• явный недостаток времени на практическую профориентацию, особенно — на индивидуальные профконсультации в процессе обучения в образовательном учреждении. Платные услуги по проведению профконсультации на базе коммерческих структур эту проблему решить не могут: в школе гораздо больше возможностей для полноценной, системной помощи самоопределяющемуся школьнику. Выделенных в рамках профильного обучения часов на профориентационную работу (а это около 30 часов в год на один класс) явно не достаточно. Не предусмотрено время на индивидуальные профконсультации;
• отсутствие мотивации педагогов и школьных психологов к проведению профориентационной работы;
• информационно-методическая неподготовленность и психологическая неготовность педагогов и психологов рассматривать более сложные и реальные «пространства» самоопределения, чем традиционный мир профессий и варианты дальнейшего профессионального образования — перспективы социально-экономического развития общества (об этом уже говорилось); творческие и нетворческие варианты профессионального планирования (как противодействие «стадному чувству» при выборе профессии и вуза); возможные перспективы развития самого человека в зависимости от профессиональных и жизненных выборов и т.п.
Существует особая проблема «самоопределения самой психолого-педагогической науки» по отношению к острым вопросам профессионального самоопределения молодежи, выражающаяся в отсутствии четких представлений у самих ученых и практиков о том, на что ориентироваться в профориентационной работе: а) на текущие потребности рынка; б) на официально-бюрократические директивы; в) на собственные представления.
При этом возможен серьезный конфликт между представлениями о профориентации у самого специалиста, его клиентов (их родителей), представителей власти, ученых, для разрешения которого нужна равноправная дискуссия и готовность сторон к компромиссу! Заметим, что по мере приобретения опыта культурных дискуссий в профессиональной среде появляются методические наработки по инициации и проведению культурных дискуссий по вопросам самоопределения в подростковых аудиториях.
На фоне пассивной позиции педагогов и психологов в отношении психолого-педагогического сопровождения самоопределения молодежи в условиях современного рынка труда, заметна нарастающая активность средств массовой информации. На страницах печатных и интернет-изданий, в телепередачах по вопросам профессионального самоопределения, профориентации и т.д. смело, со свойственной неспециалистам категоричностью высказываются журналисты. К сожалению, уровень и качество их публикаций вызывают много сомнений. Но надо отдать им должное — смелости у них хватает. Складывается ситуация, что педагоги и психологи опять оказываются в хвосте событий, опять отдают инициативу не специалистам, хотя реальный шанс взять инициативу в свои руки еще не потерян. Для этого необходимо смелее обращаться к реальным проблемам профессионального, жизненного и личностного самоопределения современных подростков. Это потребует пересмотра некоторых методологических основ профориентационных исследований и практики в ходе постоянных профессиональных дискуссий с коллегами.
Литература
- Берг В. Карьера-суперигра. Нетривиальные советы на каждый день. – М.: АО «Интерэксперт», 1998. – 272 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
- Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
- Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с. 5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О.
- Основы профориентологии. – М.: Высшая школа, 2005. – 159 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
- Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. – М.: Перспектива, 2005. – 368 с.
- Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: «Дело Лтд», 1995. – 128 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2396
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 2259
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2