Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экспертиза игрушек в Германии и в России (Сравнительный анализ критериев оценки) 1615

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Абдулаева Е.А., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия, elena-abdulaeva@mail.ru
Соколова М.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru

Аннотация

Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Это практически единственный доступный детям уже в раннем возрасте предмет, с помощью которого становится возможна организация их самостоятельной деятельности, происходит формирование зоны ближайшего развития ребенка и обеспечивается переход от деятельности, совместной со взрослым, к индивидуальной.

Рубрика: Прикладные исследования

Тип: краткое сообщение

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Это практически единственный доступный детям уже в раннем возрасте предмет, с помощью которого становится возможна организация их самостоятельной деятельности, происходит формирование зоны ближайшего развития ребенка и обеспечивается переход от деятельности, совместной со взрослым, к индивидуальной.

В настоящее время, когда в жизнь наших детей вошли игрушки нового поколения, которые существенно отличаются от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек. Между тем, у большинства взрослых (родителей, педагогов, производителей игрушек) отсутствуют критерии их оценки, с точки зрения влияния на игровую деятельность и психическое развитие ребенка. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, покупатели руководствуются их внешними, поверхностными признаками (визуальной привлекательностью игрушки, ее стоимостью, желанием ребенка и пр.). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на развитии детей.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их санитарно-гигиенические и эстетические свойства, но и возможную психологическую роль в развитии ребенка. В отношении к экспертизе игрушек у специалистов разных стран наблюдаются явные расхождения. В обществе, где ценности множественны и относительны, это отношение может сильно варьироваться. Рекомендации по использованию конкретной игрушки для определенного возраста, а тем более, ее оценка со стороны третьих лиц воспринимается как давление на индивида и нарушение его права свободы выбора. Следует отметить, что дизайн игрушек становится все более популярным направлением деятельности и предметом обучения во многих странах мира (Нидерланды, Франция, Китай и пр.). При этом ценность игрушки зависит, прежде всего, от ее оригинальности, эстетических, технологических качеств и т. п. Как и всякий другой товар, игрушки имеют потребительские качества, которые определяются тем, насколько они востребованы на рынке. Кто и как будет использовать игрушку, какую пользу или вред она принесет — эти моменты практически не волнуют ее производителей и продавцов.

Литература
  1. Психологическая наука и образование, 2008, №3 (Тематический номер «Психолого-педагогические проблемы игры и игрушки»).
  2. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии, 2008, №1. — C. 16—25. 
  3. Alfano K. Making toys for a global market // Toys in educational and socio-cultural contexts. Part 1. — 2003. — Рр. 21—33.
  4. Berg L.E. Defining the good toy — an interactionistic approach // Toys in educational and socio-cultural contexts. Part 1. — 2003. — Рp.139—155.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика