Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования 3305

Сарычев С.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Курского гос. университета, член-корреспондент Академии гуманитарных наук по Курскому региональному отделению, Курск, Россия
Чернышев А.С., доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Курского государственного университета, Россия

Аннотация

Овладение разнообразными методами психологического исследования малых групп является одним из актуальных направлений в подготовке психолога образования. В процессе изучения малых групп исследователи традиционно обращаются к наблюдению и опросам, в то время как аппаратурным методикам уделяется существенно меньше внимания.

Ключевые слова: методы социальной психологии, методика в психологии

Рубрика: Инструментарий

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Овладение разнообразными методами психологического исследования малых групп является одним из актуальных направлений в подготовке психолога образования. В процессе изучения малых групп исследователи традиционно обращаются к наблюдению и опросам, в то время как аппаратурным методикам уделяется существенно меньше внимания. Однако ряд специалистов (А.Л. Журавлев и др.) отмечают важность применения экспериментальных методик в исследовании совместной деятельности [1 и др.]. Включение приборов-моделей в арсенал методических приемов психологии образования открывает перспективу моделирования сложных социально-психологических явлений, в частности, групповой совместной деятельности [5, 11, 12]. Применение аппаратурных методик в качестве одного из этапов реальной деятельности групп (обучения, соревнования и т. п.) обеспечивает повышение экологической валидности данных. Варьируя инструкцию, психолог может влиять на мотивацию испытуемых, создавая ситуации, личностно и социально значимые для них.

Возможность применения приборов-моделей совместной деятельности позволяет решать широкий спектр задач в рамках различных направлений работы психолога образования: от диагностики до социального обучения. В отечественной социальной психологии сложились определенные подходы к использованию приборов для изучения совместной деятельности. Так, Ф.Д. Горбовым [2] была разработана гомеостатическая методика с целью моделирования совместной деятельности группы. Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др. для исследования психомоторной срабатываемости и психофизиологической совместимости использовали «Кибернометр», модифицированный прибор Р. Ламбера [4, 7]. Отмечено, что приборы-модели актуализируют совместную деятельность группы, позволяют получать объективные данные о ее эффективности. При этом экспериментальная модель должна  соответствовать групповой деятельности, но не представлять собой «копию» конкретного случая (тренажер). На основе данных положений Л.И. Уманским, его сотрудниками и учениками были разработаны, апробированы и описаны приборы-модели групповой совместной деятельности: «Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» (ГСИ), «Стрессор»,  «Самоорганизация», «Эстакада», «Групповой эргограф», «Волюнтограф», каждый из которых предназначен для актуализации тех или иных интегральных свойств коллектива в процессе совместной деятельности [8, 10, 12].

Литература
  1. АбульхановаСлавская К.А., Аллахвердова О.В., Журавлев А.Л. и др. Совместная деятельность: методология, теория, практика. — М., 1988.
  2. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. — Л., 1966. — С. 252—260.
  3. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дисс. ... канд. психол. наук. — Курск, 1991.
  4. Обозов Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы // Вопросы психологии, 1977, №4. — С. 129—133.
  5. Петровский А.В. Некоторые новые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллектива // Вопросы психологии, 1976, №6. — С. 34—44.
  6. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — Курск, 1993.
  7. Терехин В.А. Аппаратурные методы исследования совместимости и  срабатываемости людей: Дисс. ... канд. психол. наук. — Л., 1984.
  8. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. — С. 54—71.
  9. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.
  10. Хащенко В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. — С. 150—190.
  11. Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: Избранные труды. — Курск, 2006.
  12. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В., Корнев А.В. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия // Методики социальнопсихологической диагностики. — М., 1989. — С. 138—149.
  13. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики  психологической диагностики группы в совместной деятельности. — М., 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика