Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования

4366

Аннотация

Овладение разнообразными методами психологического исследования малых групп является одним из актуальных направлений в подготовке психолога образования. В процессе изучения малых групп исследователи традиционно обращаются к наблюдению и опросам, в то время как аппаратурным методикам уделяется существенно меньше внимания.

Общая информация

Ключевые слова: методы социальной психологии, методика в психологии

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сарычев С.В., Чернышев А.С. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 112–117. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28289 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Овладение разнообразными методами психологического исследования малых групп является одним из актуальных направлений в подготовке психолога образования. В процессе изучения малых групп исследователи традиционно обращаются к наблюдению и опросам, в то время как аппаратурным методикам уделяется существенно меньше внимания. Однако ряд специалистов (А.Л. Журавлев и др.) отмечают важность применения экспериментальных методик в исследовании совместной деятельности [1 и др.]. Включение приборов-моделей в арсенал методических приемов психологии образования открывает перспективу моделирования сложных социально-психологических явлений, в частности, групповой совместной деятельности [5, 11, 12]. Применение аппаратурных методик в качестве одного из этапов реальной деятельности групп (обучения, соревнования и т. п.) обеспечивает повышение экологической валидности данных. Варьируя инструкцию, психолог может влиять на мотивацию испытуемых, создавая ситуации, личностно и социально значимые для них.

Возможность применения приборов-моделей совместной деятельности позволяет решать широкий спектр задач в рамках различных направлений работы психолога образования: от диагностики до социального обучения. В отечественной социальной психологии сложились определенные подходы к использованию приборов для изучения совместной деятельности. Так, Ф.Д. Горбовым [2] была разработана гомеостатическая методика с целью моделирования совместной деятельности группы. Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др. для исследования психомоторной срабатываемости и психофизиологической совместимости использовали «Кибернометр», модифицированный прибор Р. Ламбера [4, 7]. Отмечено, что приборы-модели актуализируют совместную деятельность группы, позволяют получать объективные данные о ее эффективности. При этом экспериментальная модель должна  соответствовать групповой деятельности, но не представлять собой «копию» конкретного случая (тренажер). На основе данных положений Л.И. Уманским, его сотрудниками и учениками были разработаны, апробированы и описаны приборы-модели групповой совместной деятельности: «Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» (ГСИ), «Стрессор»,  «Самоорганизация», «Эстакада», «Групповой эргограф», «Волюнтограф», каждый из которых предназначен для актуализации тех или иных интегральных свойств коллектива в процессе совместной деятельности [8, 10, 12].

Литература

  1. АбульхановаСлавская К.А., Аллахвердова О.В., Журавлев А.Л. и др. Совместная деятельность: методология, теория, практика. — М., 1988.
  2. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. — Л., 1966. — С. 252—260.
  3. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дисс. ... канд. психол. наук. — Курск, 1991.
  4. Обозов Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы // Вопросы психологии, 1977, №4. — С. 129—133.
  5. Петровский А.В. Некоторые новые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллектива // Вопросы психологии, 1976, №6. — С. 34—44.
  6. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — Курск, 1993.
  7. Терехин В.А. Аппаратурные методы исследования совместимости и  срабатываемости людей: Дисс. ... канд. психол. наук. — Л., 1984.
  8. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. — С. 54—71.
  9. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.
  10. Хащенко В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. — С. 150—190.
  11. Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: Избранные труды. — Курск, 2006.
  12. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В., Корнев А.В. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия // Методики социальнопсихологической диагностики. — М., 1989. — С. 138—149.
  13. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики  психологической диагностики группы в совместной деятельности. — М., 2005.

Информация об авторах

Сарычев Сергей Васильевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: kursk-psychol@narod.ru

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: psychology@kursksu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4053
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 4366
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 19