«Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (продолжение)

888

Аннотация

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №3 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. «Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 111–117. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27828 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №3 за 2009 год.

Занятие 2. Толерантность

1.     Игра «Приветствия»

Цели: разрядить обстановку; сломать стереотипные формы поведения; повеселиться; познакомиться с приветствиями, принятыми в разных культурах;

сплотить группу.

Ход игры:

Каждый участник получает карточку с описанием одного из следующих приветствий:

— сложить руки (как в молитве) на уровне груди и поклониться (Япония);

— потереться носами (Новая Зеландия);

— пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

— крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

— показать язык (Тибет);

— очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

— помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники читают свои карточки, а затем ходят по комнате и приветствуют друг друга указанными на них способами.

Обсуждение:

— Понравилась ли вам игра?

— Попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

— Было ли трудно здороваться каким-то способом?

— Показались ли какие-то из приветствий смешными?

— Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

— Какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Шерринг (озвучивание своих чувств, мыслей и ожиданий) по кругу.

2.     Игра «Солнце светит для тех, кто...»

Цели: способствовать развитию чувства сплоченности.

Ход игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Его цель — снова получить стул, на который можно сесть.

Участник, стоящий в центре круга, рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо и по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...» В начале игры могут описываться внешние атрибуты, например: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Позднее участники называют индивидуальные пристрастия и антипатии: «Солнце светит для каждого, кто ... любит проводить отпуск на море, . терпеть не может курильщиков, . питается, как вегетарианец, и т. п.» Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, о возможных пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, предпочтениях в любви, политических убеждениях.

Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность в сжатые сроки получить богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение:

— Что стало для вас неожиданностью?

— Чувствуете ли вы, что нашли достаточно «родственных душ»?

— Радует ли вас, что между нами так много общего?

3.    Мини-лекция «Что такое толерантность»

См. Приложение I.

4.    Игра «Российский Экспресс»

Цель: выявить имеющиеся у членов группы предрассудки, помочь осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними.

Оборудование: заранее приготовленный список пассажиров, которые могут оказаться с любым из нас в одном поезде:

—    цыганка;

—    явный гомосексуалист;

—    скинхед;

—   неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;

—    кавказец-мусульманин;

—    человек из деревни с большим мешком;

—    африканский студент;

—    подросток, похожий на наркомана;

—    бывший заключенный;

—    таджик в национальной одежде;

—    милиционер;

— инвалид со складной коляской;

— китаец, который ест странно пахнущую еду;

— человек, говорящий на непонятном языке.

Ход игры:

Каждому участнику показывается список пассажиров. Ведущий задает вопрос «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники должны выделить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора.

Затем ребята делятся на группы по три человека. Каждая группа — «купе». Они ранжируют список в соответствии с тем, какого четвертого попутчика в свое «купе» они хотят выбрать.

После этого группа собирается вместе и обсуждает различные выборы.

Обсуждение:

— Трудно ли было придти к единому мнению?

— Почему у разных групп ответы оказались разными?

— Почему иногда ответы всех групп совпадали?

— Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда — брезгливость, когда — неприязнь?

— Насколько они в каждом случае обоснованы?

— Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

— Может ли кто-нибудь не хотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

— Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?

— Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

— Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

— Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

— Как лучше всего поступать в таких случаях?

5.     Подведение итогов

6.     Анкета обратной связи

См. Приложение II в №3 за 2009 г.

Занятие 3. Ответственность подростков

1.    Игры на сплочение

Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, увидеть друг друга с неожиданных сторон и занять в группе свое место.

Для ведущего такие игры — проективные «тесты», помогающий понять, в каком настроении и эмоциональном состоянии находится каждый ребенок и группа в целом и какие взаимоотношения уже сложились между участниками группы.

Ход игр:

«Цветной город»

Представьте, что вы живете в большом городе, но все районы этого города раскрашены в разные цвета: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. В каком районе вы сейчас живете?

«Копирование приветствия»

Один участник группы показывает, как он приветствует других, вся группа за ним повторяет.

«Передача предмета»

Участники группы по кругу без слов, пользуясь только мимикой и жестами, передают какой-либо предмет. Этот предмет — «подарок», который хочется в знак уважения и дружбы подарить соседу. Затем участник, получивший «подарок», в свою очередь «дарит» какой-либо предмет следующий участнику группы. И т. д. по кругу.

2.    Игра «Представление, или Два качества»

Каждому участнику игры необходимо назвать два своих качества, которые начинаются на буквы его инициалов.

Шерринг (озвучивание своих чувств, мыслей и ожиданий) по кругу.

3.    Беседа на тему «Что такое ответственность»

Вначале ведущий беседует с детьми о том, что они понимают под термином «ответственность». Обсуждаются следующие вопросы.

— Что такое «права» и что такое «обязанности»?

— Что сами участники тренинга подразумевают под словом «ответственность»?

— Какова степень личной ответственности в поступках?

— Когда еще возможно что-либо исправить?

Ведущий объясняет, что и понятие «права», и понятие «обязанности» подразумевают под собой ответственность. Это делегирование ответственности за себя и за свои поступки другому человеку (в частности, работодателю, родителям и др.), принятие на себя ответственности за поступки других, значимых близких людей, умение отвечать за свои поступки, готовность отвечать или отказываться отвечать за поступки других людей.

Затем ведущий вместе с участниками разбирает вопрос о том, какая бывает ответственность (уголовная, административная, личная) и чем они отличаются?

После этого ведущий рассказывает о юридической ответственности. Опираясь на официальные положения законодательства из документа «Ответственность несовершеннолетних за совершение уголовных преступлений, административных правонарушений» (см. Приложение II), он объясняет ребятам, какие права и обязанности имеют подростки при поступлении на работу, увольнении и т. п., какая существует уголовная и административная ответственность за совершенные проступки и какие права и обязанности есть у подростков, их совершивших.

4.    Упражнение «Ответственность»

Цель: помочь в ситуации «здесь и сейчас» почувствовать передачу и принятие на себя ответственности.

Ход упражнения:

Участники группы разбиваются на пары. Один рассказывает про какую-то важную ситуацию, в которой ему пришлось принимать решение. Второй при этом после каждой фразы говорит: «Я готов отвечать за это». Затем участники в парах меняются ролями.

Обсуждение:

— Трудно было брать на себя чужую ответственность?

— Легко ли отдавать ответственность за свои поступки другому человеку?

— Какие ощущения вы испытывали при выполнении этого задания?

5.    Упражнение «Хочу — Должен, Не могу — Не хочу»

Цель: помочь подростку снять негативные установки с действий, начинающихся словами «я не могу», «я должен», осознать собственную ответственность и снять сопротивление значимым социальным установкам («обязан помогать близким», «должен учиться» и т. п.).

Ход упражнения:

Каждый участник пишет на листочке 5 предложений, начинающихся со слов «Я не могу...». Затем эти слова нужно заменить на «Я не хочу...». Потом надо написать 5 предложений, начинающихся словами «Я должен.», которые заменяются словами «Я хочу.».

Обсуждение:

— Что изменилось при смене слов?

— Что мы действительно «не можем», а что «не хотим»?

— Всегда ли мы «не хотим» то, что «должны»?

— Кому именно «должны»?

6.    Упражнение «Люди-животные»

Цель: помочь подростку оценить свои индивидуальные качества, выделить то, что отличает его от остальных, и понять, что в чем-то он похож на других, научить выделять важные аспекты при общении с другими людьми.

Ход упражнения:

Ведущий говорит ребятам: «Каждый человек похож на какое-либо животное. Мы с вами не исключение. Сейчас на минутку загляните внутрь себя и попытайтесь понять, на какое животное вы похожи.

Когда вы общаетесь с другим человеком, постарайтесь разглядеть, на какое животное он похож и, опираясь на это знание, выстраивайте свой разговор с ним».

После этого участники тренируются в выделении у себя и у других значимых признаков, делающих их похожими на какое-либо животное.

7.    Закрепление полученных знаний на практике

Создаются игровые ситуации, в которых принимают участие двое ребят. Например:

—   начальник принимает на работу подростка;

—   начальник ставит подростка в условия, противоречащие законодательству;

—   начальник увольняет подростка;

—   подросток хочет уволиться;

—   подросток стал свидетелем правонарушения;

—   подростка склоняют к совершению правонарушения;

и т. д.

Один из участников выполняет роль подростка, другой — его собеседника (начальника, правонарушителя и пр.). Основываясь на полученных на занятиях юридических знаниях, подросток должен суметь отстоять свои права (или выполнить обязанности) и не нарушить закон.

8.    Игра «Цветной город»

Описание игры см. выше («Игры на сплочение»).

Проводя эту игру сейчас, ведущий должен обратить внимание на то, как изменилось эмоциональное состояние группы после проведенного занятия.

9.   Подведение итогов. Шерринг «одним словом...».

10.    Анкета обратной связи

См. Приложение II в №3 за 2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Если обратиться к семантике термина «tolerantia» (лат.), то имеется три пересекающихся значения: 1. устойчивость, выносливость; 2. терпимость; 3. допуск, допустимое отклонение от нормы.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина «tolerance» (англ.), встречающийся в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Эти определения подразумевают терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Критерии толерантности:

—   равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

—   взаимоуважение членов общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

—   равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

—   сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

—   охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

—   возможность следовать своим традициям представителям всех культур, имеющихся в данном обществе;

—   свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

—   сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

—   использование позитивной лексики в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — ин- толерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.

 

Проявления нетерпимости:

—   оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

—   игнорирование (отказ в беседе, в признании);

—   негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе на основе отрицательных характеристик);

—   этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

—   поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

—   преследования, запугивания, угрозы;

—   дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

—   расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

—   ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигран- тофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

—   национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

—   фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

—   империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

—   эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

—   осквернение религиозных или культурных символов;

—   религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

—   изгнание (официальное или насильственное);

—   сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

—   репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЗА СОВЕРШЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.   Общие условия привлечения к уголовной ответственности.

Основанием уголовной ответственности, по Уголовному кодексу РФ, является совершение деяния (действия или бездействия), содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

По Уголовному кодексу РФ, преступление определяется как виновное совершение общественного опасного деяния, запрещенного УК под угрозой наказания. Такое деяние должно быть сознательным и волевым. Лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, если действовало против своей воли, под влиянием физического или психического принуждения.

Ответственность за приготовление к совершению преступления предусмотрена за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца, в связи с добровольным отказом от преступления (ст. 31 УК РФ).

По Уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители.

Законодательство предписывает, что по делам в отношении несовершеннолетних участие адвоката (защитника) обязательно (п. 2, ч. 1, ст. 52 УПК РФ). При задержании несовершеннолетний может дать первые объяснения лишь после встречи с защитником, но никак до таковой.

Возраст, по достижению которого наступает уголовная ответственность

В соответствии со ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

В РФ за большинство преступлений уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Вместе с тем, за некоторые преступления, указанные в ст. 20, п. 2 УК РФ, уголовная ответственность может наступать по достижении виновным лицом 14­летнего возраста. К таким преступлениям, например, относятся:

—   умышленное убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ);

—   умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ);

—   похищение человека (ст. 126 УК РФ);

—   изнасилование (ст. 131 УК РФ);

—   кража, тайное похищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ);

—   грабеж, открытое похищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ);

—   разбой, нападение в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК РФ);

—   вымогательство, требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких (ст. 163 УК РФ);

—   неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);

—   умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2, ст. 167 УК РФ);

—   терроризм (ст. 205 УК РФ);

—   захват заложника (ст. 206 УК РФ);

—   заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 207 УК РФ);

— хулиганство, грубое нарушение общественно порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, группой лиц по предварительному сговору или организационной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2 ст. 213 УК РФ).

—   вандализм (ст. 214 УК РФ);

—   хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ);

—   хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);

—   приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

В ч. 3 ст. 20 УК РФ установлено правило, согласно которому, если несовершеннолетний достиг возраста, с наступлением которого возможно привлечение его к уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественного опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В этом случае должна быть назначена психолого-психиатрическая экспертиза

2.   Общие положения

об административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Например, противоправное действие применительно к физическому лицу — неисполнение, ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ) или заведомо ложный вызов подростком пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

Вина в совершении административного правонарушения может выражаться в форме умысла и неосторожности.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.

Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Если при привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности окажется, что на момент совершения им административного правонарушения он не достиг шестнадцатилетнего возраста, дело подлежит прекращению по п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие юридического состава административного правонарушения, поскольку субъектом административного правонарушения может быть лишь лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста).

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Часть дел об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ). Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

—   Ст. 5.35 — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

—   Ст. 5.36 — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей;

—   Ст. 6.10 — Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ;

—   Ст. 20.22 — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Несовершеннолетние, привлеченные к административной ответственности, имеют право (ст. 25.1 КоАП РФ):

—   знакомиться со всеми материалами дела;

—   давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

—   заявлять отводы;

—   пользоваться юридической помощью защитника;

—   пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

Защита прав и интересов привлеченных к административной ответственности несовершеннолетних осуществляют их законные представители, которыми являются их родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители по делу об административном правонарушении имеют права и несут обязанности, предусмотренные в отношении представляемых ими лиц (несовершеннолетних правонарушителей).

Труд несовершеннолетних

В соответствии ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора, за некоторыми исключениями, допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Это положение ТК РФ согласуется ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», согласно которой не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста.

В ч. 2 ст. 63 ТК РФ предусматривает возможность заключения трудового договора с лицами, с лицами, достигшими возраста пятнадцати лет, если они получили основное общее образование или продолжают осваивать программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставили в соответствии с федеральным законом образовательное учреждение, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

В ч. 3 ст. 63 ТК РФ предусмотрена возможность с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства заключения трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу только после обязательного медицинского осмотра. В дальнейшем по достижении ими возраста 18 лет они должны обязательно проходить ежегодные медицинские осмотры.

Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическим препаратами). Запрещается переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК РФ).

Отпуска несовершеннолетних работников

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарных день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

Особенности режима труда несовершеннолетних

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

—   для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов.

Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и ви- деосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников (ст. 268 ТК РФ).

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Александров Михаил Федорович, старший преподаватель кафедры психологии безопасности Московского психолого-социального института, Россия

Буланова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, директор ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» СВОУО г. Москвы, Москва, Россия

Прудникова М.С., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1166
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 888
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0