Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сказка в работе психолога: определение и типология 2737

Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru

Аннотация

В статье всесторонне анализируется сказка как феномен культуры в историческом и психологическом аспектах. Описываются возможности использования сказки в работе педагога, психолога, психотерапевта.

Рубрика: Психология воспитания

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Что же такое сказка?

Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу. «Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”» [5]. О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства, — о сказках. Мы знаем их, но не обращаем внимания на это знание, считая его уже использованным багажом. Но это не так. В сказках для нас есть еще много неоткрытого и невостребованного.

Выполните простое задание. Возьмите лист бумаги и напишите на нем слово «сказка». А теперь запишите те ассоциации, которые возникли у вас в связи с этим словом, может быть, определения этого понятия, может быть, названия конкретных сказок — в общем, что захотите, что приходит в голову, когда вы слышите «сказка». Что у вас получилось? Наверное, возник ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», «теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно».

<...>

Литература
  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М., 1984. — С. 69.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — М., 1994. — С. 170.
  4. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб, 1998.
  5. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. — М., 1997.
  6. Литературный энциклопедический словарь. — 1988. — С. 383.
  7. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Теория сказки и сказкотерапия. — Кн. 2. Типология сказки. — М.: Эксмо, 2010.
  8. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии // Хрестоматия. Сказки народов мира. — М.: Институт практической психологии, 1996.
  9. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 625.
  10. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа). — М.: Лабиринт, 1998.
  11. Словарь русского языка. — Т. IV. — 1988. — С. 102.
  12. Франц фон М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб, 1998. — С. 28—29.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика