Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О теории и практике дифференцированного обучения (Методологические функции нейропсихологии в совершенствовании педагогической практики) (окончание) * 1427

Еремеева В.Д., кандидат биологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования., Россия

Аннотация

В работе ставится вопрос о необходимости учета в педагогической практике данных нейропсихологии, описывающих закономерности работы головного мозга, динамики его развития. Дается научное обоснование проблемы, приводятся конкретные примеры использования нейропсихологического знания в образовательном процессе.

Рубрика: Психология обучения

Тип: научная статья

* Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» № 3, 4 за 2010 год.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Диалог и другие методики обучения правополушарников

Понятно, что столь разные стили мышления левополушарников и правополушарников требуют адаптированных для них стратегий обучения. В настоящее время в связи с идеей гуманизации образования пришло понимание того, что автократическая педагогика, опирающаяся на технократический стиль мышления, на обезличенность и формализацию обучения, не является единственно возможной. Мало того, она может тормозить развитие когнитивных способностей человека. Она не учитывает индивидуальные, интеллектуально-личностные качества ученика, особенно ученика правополушарного типа.

Ученик-правополушарник опирается на холистическое, дивергентное мышление, использует преимущественно полезависимый и импульсивный когнитивные стили. Он открыт новому и не слишком критичен. Его ум лабилен. Принятие решения часто носит характер спонтанного.

Литература
  1. Боно де Э. Латеральное мышление. — СПб: Питер Паблишинг, 1997.
  2. Венда В.Ф. Проблемы психологического анализа и моделирования динамики познавательного процесса // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М.: Наука, 1983. — С. 181—196.
  3. Вилли К. Биология. — М.: Мир, 1966.
  4. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. — М.: МГУ, 1985.
  5. Еремеева В.Д. Нейропсихология индивидуальности взрослого // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. — Т. 3, кн. 2, гл. 2. — С. 57—109.
  6. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. — 1989. — №6. — С. 128—135.
  7. Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в школе // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. — СПб, 1999. — С. 179—188.
  8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — СПб: Тускарора, 1998.
  9. Иванов В.В. Чет и нечет (асимметрия мозга и знаковых систем). — М.: Советское радио, 1978.
  10. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. — М.: Наука, 1995.
  11. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. — М.: Прогресс, 1984.
  12. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М.: Прогресс, 1983.
  13. Колесникова И.А. Основы технологической культуры современного педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. — СПб: Дрофа, 2002.
  14. Колга В. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Дисс. … канд. психол. наук. — Л., 1976.
  15. Колга В. (Ред.) Когнитивные стили. — Таллинн: Т. пед. ин-т, 1986.
  16. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М., 1960.
  17. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, Per Se, 2000.
  18. Ливер Б.Л. Обучение всего класса. — М.: Новая школа, 1995.
  19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.
  20. Небылицын В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. — 1968. — №4. — С. 29—43.
  21. Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности. Психологические исследования. — Тбилиси, 1973.
  22. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966.
  23. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976.
  24. Николаева Т.И. Опыт классификации ученых: метод-объект // Вопросы кибернетики. Язык логики и логика языка. — М., 1990.
  25. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб, Воронеж, 1995.
  26. Палей А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 1983.
  27. Палей А.И. Эмоциональность и когнитивный стиль: соотношения и психофизиологические характеристики // Психологические проблемы индивидуальности. — Вып.1. — М., Л., 1983.
  28. Поляков В.М., Кораидзе Л.С. О новой области использования нейропсихологического исследования в нейрохирургии // Проблемы нейротравмы и сосудистой патологии головного мозга. — Иркутск: Медицина, 1983.
  29. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / Под ред. Кулюткина Ю.Н. — СПб: ИОВ РАО, 1997.
  30. Психология индивидуальности в трудах В.Д. Небылицына и его последователей // В.Д. Небылицын. Жизнь и научное творчество. — М.: Ладомир, 1996.
  31. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. — М., 1980.
  32. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество. — М.: Наука, 1987. — С. 36—54.
  33. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983.
  34. Тарханов И.Р. Избранные сочинения. — Тбилиси, 1982.
  35. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. — Т. II. — Тбилиси, 1958.
  36. Харрисон А.Ф., Брамсон Р.М. Мышление о мышлении. Думай и достигай. — Минск, 1998. — С. 9—104.
  37. Шейн С.А. Типология стилей педагогического обще� ния и анализ потенциала их развивающего воздействия // Психологические воздействия (проблемы теории и практики). — М., 1989. — С. 77—83.
  38. Commins R.E. Research insights into the relationships between teachers’ acceptance attitudes, their role concepts and students’ acceptance attitudes // J. of Educational Research. — V. 53. — P. 197—198.
  39. Deborah T.W., Fu V.R., Moran J.D. Divergent thinking and hemispheric dominance for language function among preschool children // Percept. and Mot. Skills. — 1983. — V. 56. — №3. — P. 691—698.
  40. Gardner R.W. Cognitive style in categorizing behavior // Journal of Personality. — 1953. — 22. — P. 214—233.
  41. Klein G.S. The personal world through perception // R.R. Blake, A.V. Ramsey (Eds.). Perception: an approach to personality. — New York: Ronald, 1951.
  42. Koestler A. The Act of Creation. — New York: Dell, 1964.
  43. Libin A., Libin E. Construction of the coping multidimensional personality inventory. — 3rd ESPA. — Trier, Germany, 1995.
  44. Miller A. Personality types: A modern synthesis. — Calgary, A.L., Canada: University of Calgary Press, 1991.
  45. Miller A. Toward a theory of personality types // Canadian Psychology. — 1988. — V. 29. — P. 263—283.
  46. Ornstein R. The psychology of consciousness. — New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1977.
  47. Posner M.I., Levitin D.J. Imagining the Future // Solso R. (Ed). Mind and brain sciences in the 21 centure. — Cambridge: A Bradford Book, 1997. — P. 91—109.
  48. Robertson I.I. Human information�processing strategies and styles // Behav. and Inf. Technol. — 1985. — V. 4. — №1. — P. 19—29.
  49. Richardson A. Verbalizer — vizualizer: A cognitive style dimension // J. Mental imagery. — 1977. — V. 1. — P. 109—126.
  50. Semmes J. Hemispheric specialization, a possible clue to mechanism // Neuropsychologia. — 1968. — V. 6. — P. 11—26.
  51. Sperry R.W. Brain bisection and consciousness // Brain and Conscious Experience. — New York: Springer — Verlag, 1966.
  52. Strelau J., Eysenk H.J. Personality dimension and arousal. New York, London: Plenum Press, 1987.
  53. Vernon P.E. Intelligence, cognitive styles and brain lateralization // International J. of Psychology. — 1984. — V.19. — P. 435—455.
  54. Witkin H.A., Dyk R.B. Psychological differentiation: Studies of development. — New York: Wiley, 1974.
  55. Witkin H.A., Moore C.A., Goodenough D.R., Cox R.W. Field dependent and field independent cognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research. — 1977. — V. 47. — P. 1—64.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика