Психолого-педагогическая программа системы работы по развитию индивидуальности младших школьников «Лаборатория самопознания и саморазвития»

322

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: документ

Для цитаты: Ереметова О.Л., Борисова А.С., Попова О.А. Психолого-педагогическая программа системы работы по развитию индивидуальности младших школьников «Лаборатория самопознания и саморазвития» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 1. С. 104–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n1/Eremeeva_Borisova_Popova (дата обращения: 26.04.2024)

Полный текст

Программы, рекомендованные ФПОР

О.Л. Ереметова, А.С. Борисова, О.А. Попова

Психолого-педагогическая программа системы работы зпо развитию индивидуальности младших школьников «Лаборатория самопознания и саморазвития»

От редакции: приводим фрагмент программы, вошедшей в число победителей III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». С полной версией программы можно ознакомиться в электронном приложении к журналу (CD-диск).

Ресурсы, необходимые для реализации программы

Специалисты: педагог-психолог, педагог (классный руководитель).

Требования к педагогу-психологу: высшее психологическое образование, стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3-х лет, владение методами научно-исследовательской, экспериментальной работы, опыт применения их в практической деятельности, умение разрабатывать методы и программы психолого-педагогической работы с детьми, родителями и педагогами, адекватные поставленным целям, прохождение курсов повышения квалификации в области диагностической, развивающей, консультативной деятельности.

Требования к педагогу (классному руководителю): высшее педагогическое образование, стаж работы педагогом не менее 4-х лет, знание психолого-педагогических основ работы с детьми младшего школьного возраста, информированность о современных технологиях воспитания и развития, систематическое повышение квалификации в области педагогики и психологии.

Методические материалы:

— программа «Мониторинг развития индивидуальности» — методика «Карта индивидуального развития»

—    методическая разработка классного часа «Я — индивидуальность»

—    методическая разработка родительского собрания «Социальный заказ на развитие индивидуальности»

— программа «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева) — программы внеурочной деятельности — методика «Маршрут индивидуального развития» — методическая разработка классного часа «Мастерская самопознания»

Материально-техническое оснащение:

—    помещение для групповой работы

—    помещение для индивидуальной работы

— зоны творческого развития учащихся: актовый зал, физкультурный зал, художественная студия

— мультимедийное оборудование

Информационная обеспеченность:

— библиотека

— интернет

— сайт образовательного учреждения

Содержание программных мероприятий системы работы «Лаборатория самопознания и саморазвития» (1 класс)

Раздел 1. Диагностико-аналитический этап

1.   Первичная индивидуальная диагностика уровня и особенностей развития интеллектуальной сферы личности учащихся (25 часов в расчёте на 25 учащихся). Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Методика «Моторная память» (Т.В. Эксакусто).

2.   Первичная индивидуальная диагностика уровня и особенностей развития мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности учащихся (25 часов в расчёте на 25 учащихся). Тест «Лесенка» (В.Г. Щур). Анкеты «Отношение к учебе», «Правила поведения». Социометрия. Тест Темл-Дорки.

3.   Первичная групповая диагностика уровня и особенностей развития познавательной и личностной сфер учащихся (1 час). Тест Тулуз-Пьерона. Методика исследования творческого воображения. Тест «Эскизы» (Е.Туник). Эксперимент «Ведущее полушарие».

4.   Экспертная оценка родителями особенностей развития детей (1 час на группу из 25 родителей). Методика «Определение преобладающего типа темперамента» (А. Белов). Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) Наблюдение, экспертная оценка по 10-балльной шкале развития характера.

5.    Экспертная оценка педагогом особенностей развития учащихся (2 часа). Методика «Определение ведущей репрезентативной системы». Методика изучения общительности как характеристики личности (М.В. Гамезо и др.). Наблюдение «Проявление характера в деятельности» (Т.В. Эксакусто и др.). Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Методика «Проявление способностей к самоорганизации». Диагностика морального развития ребёнка (Л. Кольберг). Наблюдение «Изучение умений детей участвовать в совместной деятельности».

6.   Составление заключения о развитии индивидуальности первоклассника (25 часов). Обработка, анализ данных диагностики, составление заключений о развитии индивидуальности первоклассника.

7.    Оформление профиля индивидуальности первоклассника (25 часов). Оформление профиля индивидуальности первоклассника в картах индивидуального развития и индивидуальных листах мониторинга.

Раздел 2. Организационно­проектировочный этап

1.    Психологическое консультирование педагога по результатам психолого-педагогической диагностики (1 час). Количественные и качественные показатели уровня и особенностей развития познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально­волевой и мотивационной сфер личности учащихся. Сравнительная характеристика результатов диагностического обследования и средних возрастных нормативов. Рекомендации по преодолению выявленных отклонений и развитию индивидуальности класса в целом и отдельных учащихся.

2.    Классный час «Я — индивидуальность» (1 час). Знакомство с понятием «индивидуальность». Составление портрета «Я — индивидуальность»: образ « Я — настоящее», образ «Я — будущее». Формулирование цели и задач развития ребёнка «Тропинка к моей мечте»: каким я хочу стать? Что нужно сделать мне, чтобы стать таким? Рефлексия: Что общего и чем мы отличаемся друг от друга?

3.    Родительское собрание «Социальный заказ на развитие индивидуальности» (2 часа). Введение (уточнение) понятия «индивидуальность». Выявление ресурсов развития ребёнка. Формулировка цели и задач развития индивидуальности ребёнка. Планирование индивидуального развития. Рефлексия.

4.    Психологическое консультирование родителей по результатам психолого-педагогической диагностики (10 часов). Определение запроса на консультирование. Ознакомление с особенностями и уровнем развития показателей индивидуальности: психофизиологические особенности, адекватность самооценки, направленность личности (ведущие мотивы, идеалы), эмоционально-волевое развитие, формирование индивидуального стиля познания, общения, творчества. Рекомендации по запросу.

5.    Составление программы развития класса (6 часов). Составление сводной таблицы «Социальный заказ родителей класса». Описание ресурсов развития класса. Формулировка цели и задач программы развития. Определение необходимых материально-технических средств и методического инструментария. Планирование мероприятий, способствующих развитию индивидуальности младших школьников.

Раздел 3. Практический этап

1.    Составление родителями совместно с ребёнком маршрута индивидуального развития учащихся (1 час). Введение понятий «режим дня», «маршрут». Совместный выбор курсов, кружков, программ в соответствии с целью развития ребёнка. Оформление бланка «Маршрут индивидуального развития». Заключение договора родителя с ребёнком об ответственности за посещение выбранных мероприятий, о необходимой помощи и контроле взрослых.

2.    Психологическое консультирование родителей по оказанию помощи в составлении маршрута индивидуального развития (10 часов). Определение запроса на консультацию. Конкретизация трудностей в составлении маршрута индивидуального развития: разное видение индивидуальности ребёнка родителями, отсутствие согласия между родителем и ребёнком в целях развития, родительская неуверенность и др. Использование методов консультирования, помогающих родителю видеть индивидуальность ребёнка и направления её развития. Рефлексия.

3.    Развивающие занятия «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева) (24 часа).

 

Тема 1. «Я — школьник».

— Знакомство. Имена.

—    Введение в мир психологии. Правила групповой работы.

—    Мотивация учебной деятельности.

—    Моя школа и мой класс.

—    Школьные трудности.

—    Мы — первоклассники.

—    Друзья, дружба, дружелюбные отношения.

—    Школьные успехи.

—    Учебные ресурсы.

Тема 2. «Мои чувства».

—    Радость. Выражение радости с помощью мимики, жестов. Как и для чего доставлять радость другому человеку. Передача радости прикосновением, взглядом, словом. Умение принимать поддержку.

—    Грусть, что её вызывает, как утешить грустящего. — Страх. Виды страхов. Все люди чего-либо боятся.

Страх за другого человека. Полезная сторона чувства страха. Как совладать со страхом. Отреаги­рование страхов.

—    Гнев. Страх и обида могут вызвать гнев. Право чувствовать гнев. Полезная сторона чувства гнева. Гневом можно управлять.

—    Обида. Причины и виды обид. Поведение обиженного человека.

4.   Внеурочная деятельность по направлениям (64 часа).

— Спортивно-оздоровительное: ЛФК, бассейн, тхэк­вондо.

— Художественно-эстетическое: театральная студия «Радуга», вокальная студия «Вдохновение», духовой оркестр, хореографическая студия «Синяя птица». ИЗО-студия «Юный художник», клуб юных журналистов «Добрята».

— Научно-познавательное: шахматы, кружок «Открытый мир», «Семь шагов в мир экономики».

5.    Психолого-педагогическое консультирование учащихся, родителей, педагогов по преодолению трудностей продвижения ребёнка по маршруту индивидуального развития (25 часов). Определение запроса на консультацию. Анализ причин возникновения трудностей продвижения ребёнка по маршруту индивидуального развития. Прогнозирование возможных вариантов преодоления трудностей. Выбор оптимального способа продвижения по маршруту индивидуального развития или корректировка маршрута.

6.    Классный час «Мастерская самопознания» (2 часа). Обозначение успехов и неудач, соотнесение достижений с поставленной целью, определение приоритетов и постановка промежуточных задач.

7.          Фестиваль достижений (1 час).

Раздел 4. Диагностико-аналитический этап

1.   Повторная групповая диагностика уровня и особенностей развития интеллектуальной сферы личности учащихся (1 час). Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Прогноз и профилактика проблем обучения.

2.   Повторная групповая диагностика уровня и особенностей развития мотивационной, коммуникативной сфер личности учащихся (1 час). Тест «Лесенка» (В.Г.Щур). Анкеты «Отношение к учебе», «Правила поведения». Социометрия.

3.   Повторная групповая диагностика уровня и особенностей развития познавательной и творческой сфер учащихся (1 час). Тест Тулуз-Пьерона. Методика «Моторная память» (Т.В. Эксакусто). Методика исследования творческого воображения. Тест «Эскизы» (Е.Туник). Эксперимент «Ведущее полушарие».

4.   Повторная индивидуальная диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся (2 часа в расчёте на 25 учащихся). Тест Темл-Дорки.

5.    Экспертная оценка родителями особенностей развития детей (1 час). Методика «Определение преобладающего типа темперамента» (А. Белов). Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков). Наблюдение, экспертная оценка по 10-балльной шкале развития характера.

6.    Экспертная оценка педагогом особенностей развития учащихся (1 час). Методика «Определение ведущей репрезентативной системы». Методика изучения общительности как характеристики личности (М.В. Гамезо и др.). Наблюдение «Проявление характера в деятельности» (Т.В. Эксакусто и др.). Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Методика «Проявление способностей к самоорганизации». Диагностика морального развития ребёнка (Л. Кольберг). Наблюдение «Изучение умений детей участвовать в совместной деятельности».

7.    Составление заключения о развитии индивидуальности первоклассника (25 часов). Обработка, анализ данных диагностики, составление заключений о развитии индивидуальности первоклассника.

 

8.   Оформление профиля индивидуальности первоклассника (25 часов). Оформление профиля индивидуальности первоклассника в картах индивидуального развития и индивидуальных листах мониторинга.

Раздел 5. Организационно­проектировочный этап

1.   Консультирование педагога по результатам психолого-педагогической диагностики (1 час). Количественные и качественные показатели уровня и особенностей развития познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой и мотива­ционной сфер личности учащихся. Динамика развития индивидуальности учащихся класса. Рекомендации по преодолению выявленных отклонений и развитию индивидуальности класса в целом и отдельных учащихся.

2.   Классный час «Я — индивидуальность» (1 час). Уточнение понятия «индивидуальность». Составление портрета «Я — индивидуальность»: образ «Я-настоящее», образ «Я-будущее». Формулирование цели и задач развития ребёнка «Тропинка к моей мечте»: каким я хочу стать? Что нужно сделать мне, чтобы стать таким? Рефлексия: что общего и чем мы отличаемся друг от друга?

3.   Родительское собрание «Социальный заказ на развитие индивидуальности» (2 часа). Уточнение понятия «индивидуальность». Выявление ресурсов развития ребёнка. Формулировка цели и задач развития индивидуальности ребёнка. Планирование индивидуального развития. Рефлексия.

4.   Психологическое консультирование родителей по результатам психолого-педагогической диагностики (10 часов). Определение запроса на консультирование. Ознакомление с особенностями и уровнем развития показателей индивидуальности: психофизиологические особенности, адекватность самооценки, направленность личности (ведущие мотивы, идеалы), эмоционально-волевое развитие, формирование индивидуального стиля познания, общения, творчества. Рекомендации по запросу.

5.   Составление программы развития класса (6 часов). Составление сводной таблицы «Карта социального заказа родителей класса». Описание ресурсов развития класса. Формулировка цели и задач программы развития. Определение необходимых материально-технических средств и методического инструментария. Планирование мероприятий, способствующих развитию индивидуальности младших школьников.

Содержание программных мероприятий системы работы «Лаборатория самопознания и саморазвития» (2 класс)

Раздел 1. Практический этап

1.   Составление родителями совместно с ребёнком маршрутов индивидуального развития учащихся (1 час). Уточнение понятий «режим дня», «маршрут». Совместный выбор курсов, кружков, программ в соответствии с целью развития ребёнка. Оформление бланка «Маршрут индивидуального развития». Заключение договора родителя с ребёнком об ответственности за посещение выбранных мероприятий, о необходимой помощи и контроле взрослых.

2.   Психологическое консультирование родителей по оказанию помощи в составлении маршрута индивидуального развития (10 часов). Определение запроса на консультацию. Конкретизация трудностей в составлении маршрута индивидуального развития: разное видение индивидуальности ребёнка между родителями, отсутствие согласия между родителем и ребёнком в целях развития, родительская неуверенность и др. Использование методов консультирования, помогающих родителю видеть индивидуальность ребёнка и направления её развития. Рефлексия.

3.    Развивающие занятия «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева) (24 часа).

Тема 1. Вспомним чувства.

— Выражение чувств радости, гнева, грусти, страха, обиды через мимику и жесты.

— Как и зачем понимать чувства другого.

— Люди испытывают разные чувства.

Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.

— Качества личности.

— Хорошие качества — внутренняя сила человека. Сердечность. Доброжелательность.

— Видим хорошие качества окружающих.

— Мы похожи и мы отличаемся. Чувство общности с окружающими.

— Светлые и темные качества человека. Право быть несовершенным.

Тема 3. Какой я — какой ты?

— У каждого человека есть разные положительные качества. Для того чтобы иметь друзей ,необходимо научиться слушать сердцем и прислушиваться к людям. Отработка умения видеть положительные качества личности в себе и в окружающих. Внимание к другим людям.

— Осознание своих отличительных качеств. В школе у всех второклассников возникают те или иные трудные ситуации. Нельзя научиться всему сразу и без труда. Приятно получать заботу и заботиться о других. Чтобы изменить ситуацию, нужно измениться самому. Домашние трудности помогут преодолеть вера, усердие, старание, трудолюбие.

4.   Внеурочная деятельность по направлениям (68 часов).

— Спортивно-оздоровительное: ЛФК, бассейн, тхэк­вондо.

— Художественно-эстетическое: театральная студия «Радуга», вокальная студия «Вдохновение», духовой оркестр, хореографическая студия «Синяя птица». ИЗО-студия «Юный художник», клуб юных журналистов «Добрята»

— Научно-познавательное: шахматы, кружок «Открытый мир», «Семь шагов в мир экономики»

5.    Психолого-педагогическое консультирование учащихся, родителей, педагогов по преодолению трудностей продвижения ребёнка по маршруту индивидуального развития (25 часов). Определение запроса на консультацию. Анализ причин возникновения трудностей продвижения ребёнка по маршруту индивидуального развития. Прогнозирование возможных вариантов преодоления трудностей. Выбор оптимального способа продвижения по маршруту индивидуального развития или корректировка маршрута.

6.    Классный час «Мастерская самопознания» (3 часа). Обозначение успехов и неудач, соотнесение достижений с поставленной целью, определение приоритетов и постановка промежуточных задач.

7.          Фестиваль достижений (1 час).

Раздел 2. Диагностико-аналитический этап

1.    Групповая диагностика уровня и особенностей развития интеллектуальной сферы личности учащихся (2 часа). Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Прогноз и профилактика проблем обучения. Тест Тулуз-Пьерона. Методика «Моторная память» (Т.В. Эксакусто). Анализ индивидуальных предпочтений в способах познавательной деятельности «Кто я: зритель, слушатель, деятель?». Обсуждение индивидуальных особенностей процессов внимания и памяти.

2.    Групповая диагностика уровня и особенностей развития мотивационной, коммуникативной сфер личности учащихся (1 час). Тест «Лесенка» (В.Г. Щур). Анкеты «Отношение к учебе», «Правила поведения». Социометрия. Обсуждение темы «Мой характер»: самооценка черт характера.

3.    Групповая диагностика уровня и особенностей развития познавательной и творческой сфер учащихся (2 часа). Методика исследования творческого воображения. Тест «Эскизы» (Е.Туник). Эксперимент «Ведущее полушарие». Анализ индивидуальных особенностей творческой деятельности «Я в творчестве».

4.    Индивидуальная диагностика эмоционально­волевой сферы учащихся (2 часа в расчёте на 25 учащихся). Тест Темл-Дорки. Обсуждение темы «Мои эмоции». Самодиагностика преобладающих эмоций в разных ситуациях, анализ способности к эмоциям.

5.    Экспертная оценка родителями особенностей развития детей (1 час). Методика «Определение преобладающего типа темперамента» (А. Белов). Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков). Наблюдение, экспертная оценка по 10-балльной шкале развития характера.

6.    Экспертная оценка педагогом особенностей развития учащихся (2 часа). Методика «Определение ведущей репрезентативной системы». Методика изучения общительности как характеристики личности (М.В. Гамезо и др.). Наблюдение «Проявление характера в деятельности» (Т.В. Эксакусто и др.). Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Методика «Проявление способностей к самоорганизации». Диагностика морального развития ребёнка (Л. Кольберг). Наблюдение «Изучение умений детей участвовать в совместной деятельности».

7.   Составление заключения о развитии индивидуальности второклассника (25 часов). Обработка, анализ данных диагностики, составление заключений о развитии индивидуальности первоклассника.

8.   Оформление профилей индивидуальности второклассников (25 часов). Оформление профиля индивидуальности первоклассника в картах индивидуального развития и индивидуальных листах мониторинга.

Раздел 3. Организационно­проектировочный этап

1.   Консультирование педагога по результатам психолого-педагогической диагностики (1 час). Количественные и качественные показатели уровня и особенностей развития познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой и мотива­ционной сфер личности учащихся. Динамика развития индивидуальности учащихся класса. Рекомендации по преодолению выявленных отклонений и развитию индивидуальности класса в целом и отдельных учащихся.

2.   Классный час «Я — индивидуальность» (1 час). Уточнение понятия «индивидуальность». Составление портрета «Я — индивидуальность»: образ « Я-настоящее», образ «Я-будущее». Формулирование цели и задач развития ребёнка «Тропинка к моей мечте»: каким я хочу стать? Что нужно сделать мне, чтобы стать таким? Рефлексия: что общего и чем мы отличаемся друг от друга?

3.   Родительское собрание «Социальный заказ на развитие индивидуальности» (2 часа). Уточнение понятия «индивидуальность». Выявление ресурсов развития ребёнка. Формулировка цели и задач развития индивидуальности ребёнка. Планирование индивидуального развития. Рефлексия.

4.   Психологическое консультирование родителей по результатам психолого-педагогической диагностики (10 часов). Определение запроса на консультирование. Ознакомление с особенностями и уровнем развития показателей индивидуальности: психофизиологические особенности, адекватность самооценки, направленность личности (ведущие мотивы, идеалы), эмоционально-волевое развитие, формирование индивидуального стиля познания, общения, творчества. Рекомендации по запросу.

5.   Составление программы развития класса (6 часов). Составление сводной таблицы «Карта социального заказа родителей класса». Описание ресурсов развития класса. Формулировка цели и задач программы развития. Определение необходимых материально-технических средств и методического инструментария. Планирование мероприятий, способствующих развитию индивидуальности младших школьников.

Литература

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001.
  3. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. — СПб, 2004.
  4. Выявление уровней общественной активности младших школьников: Методические рекомендации. — Свердловск: Свердл. пед. ин_т., 1988..
  5. Гамезо М.В., Герасимова, В.С., Орлова, Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: ИПП, 1998.
  6. Гребёнюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. — М.: ИП РАН, 1996.
  7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  9. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие / Под ред. С.Н. Чистяковой и др. — М., 1997.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997.
  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
  12. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания // Классный руководитель. — 2006. — №6.
  13. Туник Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. — М.: Чистые пруды, 2006.
  14. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  15. Ясюкова Л.А. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. — СПб: Иматон, 1998.
  16. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. — СПб: Иматон, 1997.
  17. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3–6 классы). — СПб: Иматон, 1998.

Информация об авторах

Ереметова Ольга Леонидовна, педагог-психолог, МБ НОУ «Лицей №111», Новокузнецк, Россия

Борисова Альбина Сергеевна, учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №111», Новокузнецк, Россия

Попова Оксана Александровна, учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №111», Новокузнецк, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 557
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 322
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4