Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогическое прогнозирование и психопрофилактика в работе педагога-психолога в контексте требований ФГОС и стандартов профессиональной деятельности 349

Пахальян В.Э., кандидат психологических наук, профессор, научный редактор журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, vicp2007@gmail.com

Аннотация

Проведен анализ состояния проблемы места и роли психолого-педагогического прогнозирования в работе практического психолога, актуальность которой связана с внедрением стандартов профессиональной деятельности (ПС). Выделены вопросы методологии практической психологии, связанные с задачами, которые решает, в частности, педагог-психолог. Проведён анализ содержания ФГОС и ПС по утверждённым практикоориентированным психологическим специальностям в отношении трудовой функции, отражающей содержание работы, связанной с психолого-педагогическим прогнозированием. Установлено отсутствие необходимой для будущего профессионального взаимодействия сопряженности в отношении содержания ФГОС и ПС по специальностям «Педагог» и «Педагог-психолог» как по основным видам профессиональной деятельности, так и по характеристикам обобщённых трудовых функций. Выделены основные вопросы, решение которых поможет в работе над новыми ФГОС и совершенствовании стандартов профессиональной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Приступая к обсуждению выделенной темы, важно отметить, что здесь, как и ранее, в моих предыдущих работах (см., например,), термин «практическая психология» обозначает особый вид прикладной деятельности психолога. Он направлен на решение конкретной профессиональной задачи, которая предполагает непосредственное применение имеющегося арсенала психологии для оказания психологической помощи людям (персоналу, сотрудникам, детям и др.). Причем, в соответствии с требованиями той или иной сферы их жизни и деятельности, где происходит их развитие, реализуются их потребности, осуществляются различные функции и т. п.

Литература
  1. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986. — 197 с.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М.: МПСУ, 2014.
  3. Еровенко В.Н., Бондаренко Н.Ю. Проектирование и прогнозирование в современной педагогике // Развитие образования, пеадгогики и психологии в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Выпуск II. — Воронеж, 2015. — С. 161–164.
  4. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1. — №2.
  5. Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического ВУЗа (на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Новокузнецк: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2009. — 24 с.
  6. Пахальян В.Э. Психодидактические аспекты подготовки практических психологов // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №1. — С. 7–13.
  7. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: методология и организация. — М.: ПерСэ, 2003; Саратов: Вузовское образование, 2015.
  8. Подгайский Н.Е. Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2011.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000. — С. 62–70.
  10. Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Б.С. Гершунского. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
  11. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: Дисс. ... доктора пед. наук. — Челябинск, 2006. — 380 с.
  12. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб: Речь, 2003.
  13. Цирель С.В. Прогнозирование и прогноз // История и Математика: концептуальное пространство и направления поиска. — М., 2007. — 272 с.
  14. Шеховцова Т.С., Ромаева Н.Б. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей педагогическому прогнозированию // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012. — №4. — С. 68–74.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика