Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики 116

Васягина Н.Н., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, vasyagina_n@mail.ru

Аннотация

Делинквентное поведение подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, что свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных подходов профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних. В статье обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается специфика и особенности делинквентного поведения подростков, выявлены и описаны экзогенные (совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка) и эндогенные (поло-возрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, личностные особенности) детерминанты делинквентности. Учитывая полидетерминированный характер описываемого явления, автор обосновывает необходимость и предлагает модель межведомственного взаимодействия и социального партнерства в решении вопросов профилактики делинквентности и ресоциализации делинквентных подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современный период исторического развития России характеризуется кризисными явлениями во многих сферах социальной жизни, которые, оказывая значительное воздействие на психику, способствуют распространению в обществе — и особенно в детской и подростковой среде — различных негативных явлений, увеличению частоты встречаемости делинквентного поведения. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, а примерно каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии.

Литература
  1. Агузумцян, Р.В. Психологические аспекты безопасности личности / Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян // Вестник практической психологии образования. — 2009. — №1. — C. 43–47.
  2. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера / Б.Н. Алмазов. — Екатеринбург, 2000.
  3. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — №5. — С. 112–122.
  4. Барденштейн, Л.М. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков / Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. — М.: Зеркало-М., 2000. — 195 с.
  5. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. — М.: Изд_во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 416 с.
  6. Васягина, Н.Н. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. — 2016. — №9.
  7. Васягина, Н.Н. Предикторы деллинквентности подростков / Н.Н. Васягина // Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция. 29-30 октября 2015. Сборник материалов. — Южно-Сахалинск: Изд-во: ИРОСО, 2015. — С. 25–29.
  8. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. — СПб: ЗАО «ПОНИ», 2008. — 207 с.
  9. Егоров, А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии / А.Ю. Егоров // Наркология и аддиктология: Сб. научн. тр. / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. — Казань: Школа, 2004. — С. 80–88.
  10. Змановская, Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. — 2_е изд., испр. — М.: Академия, 2004.
  11. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. — М., 2004.
  12. Миньковский, Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. — М.: Госюриздат, 2009. — 207 с.
  13. Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов. — М.: Юрлитинформ, 2008. — 352 с.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика