Поливанова Катерина Николаевна

Поливанова Катерина Николаевна

PsyJournalsID: 1052

доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства; профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kpolivanova@mail.ru

Награды:

  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2007)
  • медали им. Челпанова 1 и 2 степени

Дата последнего обновления: 27.10.2023

Биография

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор департамента образовательных программ, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.

Член Международной психологической организации ISSBD. Эксперт Центра международного сотрудничества по развитию образования CICED.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).

В 1974 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина.

В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия формирования действия контроля у младших школьников», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории)».

В 1974-2013 гг. - научный сотрудник в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО).

С 1999 г. работает в МГППУ.

В 2005-2012 гг. - научный руководитель международных магистерских программ Московской высшей школы социальных и экономических наук (совместно с Манчестерским университетом): «Коммуникации, образование, технологии», «Оценка качества образовательных систем». Эксперт в области образования (Центр содействия развитию образования).

С 2008 г. работает в НИУ ВШЭ, с 2014 г. - руководитель Группы исследования современного детства, заместитель руководителя Центра развития лидерства в образовании Института образования, руководитель междисциплинарного исследовательского семинара «Современное детство: теория и практика», с 2018 г. – научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования.

Сфера научных интересов:

  • психология возраста, возрастная психология
  • психология развития
  • психология кризисов развития
  • психология проектной деятельности
  • проектирование в социальной сфере
  • проектная деятельность школьников
  • готовность детей к школе
  • качество образования, образовательные результаты (в общем образовании)
  • оценка образовательных достижений, международные программы оценки качества образования
  • современные проблемы социализации детей и подростков

Автор ставшей классической в отечественной науке оригинальной концепции критических возрастов, обосновывающей, в рамках культурно-исторического подхода, внутреннюю необходимость кризисов развития.

Проекты:

  • Современное детство: социализация внутри и вне системы образования, ПФИ (2015)
  • Современное детство: новая реальность подросткового общения, ПФИ (2014)

Одна из организаторов ежегодных конференций «Тенденции развития образования» (Москва) и «Педагогика развития» (Красноярск).