Ахутина Татьяна Васильевна

Ахутина Татьяна Васильевна

PsyJournalsID: 1386

доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru

Дата последнего обновления: 04.04.2024

Биография

Родилась 16 августа 1941. Окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В. И. Ленина (1963), работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А. Р. Лурия, затем — в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А. А. Леонтьева). Т. В. Ахутина — сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1972 г.), доктор психологических наук (с 1989), ведущий научный сотрудник, заведующая (с 1991 г.) лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (базы — клиника нервных болезней 1 ММИ им. И. М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы).

Образование и профессиональная деятельность

Родилась 16 августа 1941. Окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина (1963), работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р. Лурия, затем — в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А.А. Леонтьева). Т.В. Ахутина — сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1972 г.), доктор психологических наук (с 1989), ведущий научный сотрудник, заведующая (с 1991 г.) лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (базы — клиника нервных болезней 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы).

Области научных исследований: нейропсихология и психолингвистика. Т.В. Ахутиной было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии (Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии. 1975).
Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена как ее первая публикация (Модель порождения речи по данным афазиологии. 1967), так и докторская диссертация, отраженная в книге (Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса. 1989).

Последние годы Т.В. Ахутина работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика Числовой ряд для развития навыков программирования и контроля (Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. В соавт. с Н.М. Пылаевой и Л.В. Яблоковой. // Школа здоровья. 1995, 4).

Профили автора