Баянова Лариса Фаритовна

Баянова Лариса Фаритовна

PsyJournalsID: 1444

доктор психологических наук, научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, balan7@yandex.ru

  • Почётная грамота КФУ (2014)
  • Диплом фонда развития отечественного образования за лучшую научную книгу 2005 года (2006)
  • Нагрудный знак Министерства Образования и науки РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2004)
  • Благодарственное письмо Министерства образования республики Башкортостан (2003)

Дата последнего обновления: 01.12.2023

Биография

Старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО.

Приглашенный профессор магистерской программы «Культурно-историческая психология и современные образовательные практики» Московского городского педагогического университета.

Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редколлегии журналов «Филология и культура. Philology and Culture», «Tatarika».

В 1989 г. окончила факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина.

В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника», в 2010 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии XX века».

Заведовала кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования, работала старшим научным сотрудником Научно-образовательного центра мультилингвальных и кросс-культурных исследований Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета. Руководила магистерской программой «Практическая психология в образовании» Института психологии и образования КФУ. Член диссертационного совета КФУ.

Работала в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО (ведущий научный сотрудник).

Научные интересы:

  • психология субъекта культуры в онтогенезе;
  • конструирование диагностических методик для выявления субъектных характеристик ребёнка в нормативной ситуации.

Л.Ф. Баяновой разработаны историко-методологические основания психологии взаимодействия субъекта и культуры; определён категориальный статус субъекта культуры в психологии; разработан диагностический инструментарий для определения психологических характеристик субъекта культуры на ранних этапах онтогенеза в дошкольном детстве.

Руководитель гранта РГНФ «Психологические механизмы взаимодействия дошкольника с правилом в нормативной ситуации» (2015-2017).

Читает курсы:

  • Диагностика психофизического развития ребенка
  • Корпоративная культура и профессиональная этика психолога образования
  • Культурно-историческая психология
  • Методика преподавания психологии
  • Научно-исследовательская работа
  • Общая психология
  • Педагогическая психология
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • Психология дошкольного возраста
  • Психолого-педагогическая практика
  • Современные теории психологии развития
  • Социальная психология
  • Теория детского развития

Профили автора