IV Гражданский форум по проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ

686

Общая информация

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями развития, гражданский форум

Рубрика издания: Новости, события, документы

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: IV Гражданский форум по проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 64–69.

Полный текст

 

В мероприятиях приняли участие представители департаментов здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики города Москвы, общественных организаций, актерского сообщества, педагоги и руководители образовательных учреждений, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение и дискуссии по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья проходили в течение двух дней в формате научно-практической конференции «Служба ранней помощи в дошкольном образовании города Москвы: психолого-педагогическая помощь детям и развитие образовательного потенциала родителей» (14 декабря 2011 года) и Гражданского форума (15 декабря 2011 года).

14 декабря 2011 года на конференции были рассмотрены вопросы активизации межведомственного взаимодействия для оказания квалифицированной помощи ребенку и его семье, формирования адекватного отношения общества к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, вопросы объединения усилий ученых и практиков разных ведомств и организаций в области оказания помощи семьям детей первых лет жизни, подготовки современных квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста.

15 декабря 2011 года на территории города проходила работа 14 тематических площадок, на которых развернулась работа 26 секций, мастер-классов, круглых столов, консультативных пунктов, освещавших такие интересные темы как дистанционное, инклюзивное образование для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и перспективы профессионального обучения и трудовой занятости молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, региональная система психолого­педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Данные формы организации диалога (круглые столы, мастер-классы) были избраны неслучайно. Необходимо отметить, что тематические площадки находились в различных административных округах города, что сделало более доступным участие в форуме. Кроме того, участники мероприятий смогли увидеть и услышать друг друга посредством использования дистанционных технологий.

ПРОГРАММА IV ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА

по проблемам детей-инвалидов и детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа пленарного заседания

14 декабря 2011 г.

Служба ранней помощи в дошкольном образовании города Москвы

Шерри Наталия Сергеевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы.

Выступление Потяевой Татьяны Александровны, Первого заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Междисциплинарный подход к диагностике и коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни

Приходько Оксана Георгиевна, д.п.н., проф., зав. кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета.

Организация психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста в системе здравоохранения России Лазуренко Светлана Борисовна, зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения научного Центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.

Коррекционно-педагогические технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на этапе раннего детства Екжанова Елена Анатольевна, д.п.н., проф., директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».

Проект Московского стандарта Службы ранней помощи

Казьмин Александр Михайлович, к.мед.н., профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Инновационные методы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Битова Анна Львовна, президент региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики».

Окружная модель организации деятельности служб ранней помощи

Ярыгин Валерий Николаевич, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» САО города Москвы.

Осознанное родительство

Судаева Валентина Ивановна, заведующая отделением «Открытый детский сад» ГУ ЦЕНТР «Надежда», Лебедева Галина Александровна, специалист ГУ ЦЕНТР «Надежда» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Служба ранней помощи: региональный опыт и перспективы

Егорова Марина Оскаровна, президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Образовательный маршрут ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Прочухаева Мария Михайловна, заведующая детским садом № 288 ЦАО города Москвы.

Организация и содержание ранней помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна

Жиянова Полина Львовна, ведущий специалист Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».

Оказание ранней помощи ребенку с синдромом Дауна в центре «Даунсайд Ап»

Рабинович Анатолий Евгеньевич.

Служба ранней помощи - первая ступенька на пути к инклюзии

Пантелеева Надежда Станиславовна.

Программа круглых столов и мастер-классов 15 декабря 2011 года

Круглый стол «Ранее выявление отклонений в развитии и проблема стандартизации психолого-педагогических заключений» Приходько О.Г. д.п.н., проф., зав кафедрой логопедии, декан ф-та специальной педагогики МГПУ.

Мастер-класс «Коррекционно­педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ в условиях детско-родительской группы»

Екжанова Е.А., д.п.н., проф., директор ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»: 1. «Система коррекционно-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ЦППРиК «Ясе­нево».

Директор ЦППРиК «Ясенево», докт. пед.н., проф. Екжанова Е.А.

2.    «Особенности организации коррекци­онно-педагогической помощи в детско- родительских группах». Показ видеоматериалов.

Дефектолог Катревич Н.Ю.

3.    Тренинг «Организация взаимодействия специалиста и родителя с ребенком на индивидуальных занятиях с использованием элементов модели «Портаж».

Педагог-психолог Краснокутская Е.Н.

Круглый стол «Организация деятельности служб ранней помощи и нормативно­правовые аспекты»

Руководители: Ярыгин Валерий Николаевич, директор ГОУ ЦПМСС «Лекотека» САО, Прочухаева Мария Михайловна, заведующая ГОУ детский сад № 288 ЦАО.

Мастер-классы:

«Плавание вместе с мамой»

(дети от 4-х месяцев до 2-х лет).

Инструктор по плаванию Давлетшин Руслан Гамирович.

«Групповой игровой сеанс «Пестушки» с использованием фольклорных игр» (дети от 1,5 до 2,5 лет).

Педагог-психолог Валединская Ангелина Робертовна.

«Продуктивная деятельность

с использованием методов арт-терапии» (для детей 2-3-х лет).

Педагог-психолог Громова Юлия Викторовна.

«Кинезотерапевтическая методика двигательного развития детей в парах мать- ребенок» (дети 2-3-х лет).

Педагог-психолог Радева Радмила Евгеньевна.

Круглый стол «Правовые вопросы реабилитации и образования, социальная работа с семьей»

Социальный адвокат ЦЛП Ларикова И.В.

Мастер-классы:

«Профилактика ранних нарушений развития. Программа «Родители и дети. Первый год» Ведущий специалист ЦЛП Захарова И.Ю.

«Специфика обучения детей раннего возраста со сложными нарушениями развития (в т.ч. с нарушениями зрения)»

Ведущий специалист ЦЛП Пайкова А.М.

Мастер-класс «Психолого-педагогическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна»

Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна

Е. Поле, директор центра ранней помощи «Даунсайд Ап».

Психологическое сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна в структуре ранней помощи

•       Принципы организации психологической поддержки семьи ребенка с синдромом Дауна.

•       Основные направления работы с семьей в первый год жизни ребенка: — проведение первичного приема, — групповая форма поддержки родителей в переживании стресса, связанного с рождением ребенка с синдромом Дауна, — группы детско-родительского взаимодействии,

психолог-методист Киртоки А.Е.

Демонстрация консультации, проводимой в реальном времени специальным педагогом службы Центра ранней помощи Нечаевой Т.Н. Наблюдение за процессом консультирования происходит при использовании видео-трансляции происходящего.

Цели и задачи консультирования семьи ребенка раннего возраста специальный педагог нечаева т.н.

Мастер-класс «Знакомство с окружающим миром ребенка с особыми образовательными потребностями»

Руководитель дошкольного отделения «Ти- нок» Липман Е.Г., логопед Михайлова Н.В.

Круглый стол «Особенности преемственности дошкольного и начального общего образования: интеграция ребенка с ОВЗ в массовый детский и массовую школу» Педагог-психолог Антоновская С.А., педагог-психолог Кучина Е.П.

Мастер—класс «Особенности организации коммуникации с детьми раннего возраста, имеющими трудности в развитии»

Ведущие: Самсонова Елена Валентиновна - руководитель ГРЦИПИО МГППУ, Рыскина Виктория Львовна — научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, Шпиц- берг Игорь Леонидович — ст. научный сотрудник ГРЦИПИО МГППУ, руководитель Центра «Наш солнечный мир», Граматкина Инна Рейнгольдовна — научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.

Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования провёл тематическую площадку в рамках IV Гражданского форума по проблемам детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, который прошёл 15 декабря 2011 года на территории Северного административного округа г. Москвы в Центре образования № 686 «Класс-Центр».

В работе площадки приняли участие более 200 родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов Окружных управлений образования, образовательных учреждений и Центров психолого-медико-педагогического сопровождения детей.

Работа площадки строилась на принципе активного взаимодействия родителей и специалистов. Торжественную часть открыло выступление театра «Пиано» из Нижнего Новгорода, артисты которого наглядно продемонстрировали отсутствие границ и ограничений в творчестве для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Представители Департамента образования города Москвы: Н.С. Шерри, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, С.А. Войтас, начальник управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования, М.М. Цапенко, заместитель начальника управления, Ю.В. Магда, советник управления, подчеркнув важность мероприятия, перешли к активному общению с родителями, отвечая на их, порой непростые, вопросы.

На площадке была развернута работа пяти секций: по инклюзивному и специальному образованию, психолого-педагогическому сопровождению детей, трудовому воспитанию и профессиональной подготовке.

Самой многочисленной была секция «Инклюзивное образование», которой руководила С.В. Алёхина, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования. Кроме родителей в работе секции приняли участие представители Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования и Окружных управлений образования ДО г. Москвы. Основной проблемой, поднятой родителями, является выбор образовательного учреждения и последующее устройство ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский сад и школу. Было предложено расширить информированность Окружных управлений образования и Психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам инклюзивного образования для детей; поддержать учреждения, в которых обучаются дети, специалистами коррекционного профиля; ввести тьютерское сопровождение детей и обеспечить методическую помощь воспитателям и учителям, реализующим инклюзивную практику.

После работы секций родителям была предоставлена возможность получения индивидуальной консультации у сотрудников Департамента образования, Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Работа площадки завершилась принятием резолюции IV Гражданского форума по проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и спектаклем «Вестсайдская история», подготовленным учащимися Центра образования №686 «Класс-Центр».

В настоящее время Департаментом образования города Москвы ставится задача принятия комплексных экспертных решений в области развития системы образования города, что невозможно без межведомственного взаимодействия, мнения родительской общественности. 

Метрики

Просмотров

Всего: 1150
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 686
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2