Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра

4674

Аннотация

В основе авторского метода соматосенсорной коррекции лежит концепция периферического акцента, формируемого ребенком с нарушениями в механизме функционирования каждого сенсорного канала в отдельности при выделении наименее информативного, периферического, направления в качестве основного. Специалист формирует стимулы в соответствующих зонах периферической и фронтальной чувствительности, стимулируя последовательное адекватное развитие сенсорных систем, что в итоге приводит к ослаблению тревожности и повышению обучаемости ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: соматосенсорная коррекция, аутистическое развитие, гиперсензитивное восприятие, искаженное сенсорное восприятие, коммуникативный стереотип, синтез сенсорных сигналов

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2013. Том 11. № 2. С. 33–45.

Фрагмент статьи

Аутичный ребенок идет сквозь мир, наполненный яркими сенсорными переживаниями, своим собственным коридором, освещенным тусклым светом. Стены этого коридора, незримо воздвигнутые ребенком, не пропускают ни света, ни звука. Коридор полон отголосков, отзвуков, отблесков. Отраженный от стен звук, эхо отраженной речи, полоски света, пробивающиеся сквозь узкие щели в стенах, проецируют на стены фрагменты событий реального мира. Ребенок идет по этому коридору, наслаждаясь неуязвимостью и одиночеством. Даже если в реальности в этот момент мама ведет его за руку в давке московского метрополитена.

Литература

  1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995. № 5.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. М., 1993.
  3. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999.
  4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.,1998.
  5. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм / Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма / Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
  7. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2.
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.
  9. Bailey A, et al. Clinicopathological Study of Autism / Brain. 121, 1998.
  10. Coleman M., Gillberg C. The Biology of the Autistic Syndromes. Praeger, 1985.
  11. Delacato C.H. The Ultimate Stranger; the Autistic Child. Garden City, N.Y., Doubleday, 1974.
  12. Houzel D. Le monde tourbillonnaire de l’autisme, in «Approche psychanalytique de l’autisme infantile», Lieux de l’enfance, n 3, 1985.

Информация об авторах

Шпицберг Игорь Леонидович, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир» - член Autism Europe, помощник Ректора МГППУ по вопросам профессиональной помощи детям с РАС, ст.н.сотр. Института Проблем Инклюзивного Образования МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 6094
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 4674
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 17