Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О забывании учебного материала 2032

Черемошкина Л.В., доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, LVCH2007@yandex.ru
Осинина Т.Н., аспирантка кафедры возрастной и педагогической психологии психолого-педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного Института, Москва, Россия, tatyanaosinina@yandex.ru

Аннотация

В настоящей работе представлены результаты исследования забывания учебного материала школьниками 12–13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Целью исследования явилось изучение забывания учебного материала в зависимости от мнемических способностей школьников. Изучение мнемических способностей школьников осуществлялось с использованием методики диагностики этих способностей Л. В. Черемошкиной, в основу которой положен метод развертывания мнемической деятельности. В проведенном исследовании, основной задачей которого явилось изучение забывания осмысленного материала, стимульным материалом послужил отрывок из учебника по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений, т .е. текст, в котором можно осуществить выделение смысловых единиц. Проведен сравнительный анализ «кривой» забывания осмысленного материала и «кривой» забывания бессмысленных слогов Г. Эббингауза. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учебный текст как вариант осмысленного вербального материала приводит к активизации операционных и регулирующих механизмов памяти и «вплетается» благодаря этим механизмам в систему ранее усвоенной информации, иначе говоря, систему знаний учащегося. Вследствие этого «кривая» забывания учебного текста приобретает иную, гораздо более пологую форму, нежели «кривая» забывания бессмысленных слогов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Память представляет собой систему мнемических способностей и информации, хранящейся у человека (Черемошкина, 2010). Результативная картина мнемических способностей традиционно характеризуется пятью основными мнемическими процессами: запоминанием, сохранением, воспроизведением, узнаванием и забыванием. Большинство работ посвящено исследованию запоминания через непосредственное воспроизведение, что затрудняет создание целостной картины функционирования памяти и мнемических способностей. Процессы сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения традиционно рассматриваются как следствия особенностей запоминания. Признавая объективно существующую связь этих процессов в едином познавательном акте, следует отметить назревшую необходимость изучения процессов сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения как относительно самостоятельных проявлений памяти (Черемошкина, 2009).

Процесс забывания чаще всего рассматривается как угасание (стирание) мнемических следов, образуемых при запоминании. В данном понимании забывание выступает антагонистом воспроизведения, так как обусловливает невозможность восстановления всей или какой-то части усвоенной информации. Иногда забывание характеризуют как явление, противоположное памяти, исключая его, таким образом, из системы мнемических процессов. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом, звеном мнемической саморегулирующейся системы. Забывание, как многие другие процессы памяти, обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, а также значимость для субъекта воспринятой им информации. Темп забывания зависит также от объема предъявляемого материала. В условиях перегрузки памяти объем забываемой информации возрастает, особенно в первые часы и дни после усвоения. В этой связи практически важным является определение допустимых норм предъявляемого для запоминания материала в различных условиях деятельности человека. Данные, полученные С. П. Бочаровой, показывают зависимость объема забываемой и воспроизводимой информации от условий организации мнемических действий и от меры трудности мнемических задач. «…Оптимальными оказались условия, когда структура задач рационально направляет действия субъекта, но при этом для него сохраняется возможность интеллектуальной и практической деятельности, обеспечивающей создание четкой концептуальной модели объекта, способной служить надежной основой (программой) его последующей реконструкции…» (Бочарова, 2007, с. 105).

Литература
  1. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. Харьков: Гуманитарный центр. 2007.
  2. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. М.: Смысл. 2006.
  3. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН СССР, 1961.
  4. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М.: Изд. Госучпедгиз, 1931.
  5. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд. Московского университета, 1998. С. 564–582.
  6. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: Учеб. для общеобразов. учреждений. 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1989.
  8. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  9. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского, Т. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2009.
  10. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1973. Вып. 4. С. 208–341.
  11. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей: Дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2000.
  12. Черемошкина Л. В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009.
  13. Черемошкина Л. В. Способности в структуре интеллекта // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной, Д. В. Ушакова, Т. В. Галкиной. М.: Изд. ИП РАН, 2010. С. 188–198.
  14. Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала // Психология обучения. 2011. №4. С. 21–35.
  15. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.
  16. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд. Московского университета, 1979. С. 8–24.
  17. Bartlett F. Ch. Remembering: a study in experimental and social psychology. Cambridge University Press, UK, 1995.
  18. Ebbinghaus H. Uber das gedachtnis: Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, Leipzig,: Dunker and Humblot, 1885.
  19. Loftus E. F. Creating False Memories. N. Y.: Academic Press, 1996.
  20. Nourkova V. V., Bernstein D. M., Loftus E. F. Altering traumatic memory // Applied Cognitive Psychology. 2004. № 4. P. 435–454.
  21. Rubin D. C., Wenzel A. E. One hundred years of forgetting: A quantitative description of retention // Psychological Review. 1996. № 103. P. 734—760.
  22. Thompson C. P., Skowronski J. J., Larsen S. F., Betz A. L. Autobiographical Memory: Remembering What and Remembering When. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1996.
  23. Velichkovsky B. M. Hierarchy of cognition: The depths and the highs of a framework for memory research // Memory. 2002. V. 10. № 5/6. P. 405–419.
Статьи по теме

Никанорова О.Н., Дергачева И.В.

Наши павшие – как часовые…

CrossRef doi:10.17759/langt.2018050311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика