Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование взаимосвязи типа личностной ориентации и уровня развития морального сознания 1470

Заикин В.А., кандидат психологических наук, психолог, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Москва, Россия, zaipsy@ya.ru

Аннотация

Одним из направлений современной психологии морали, этики и нравственности является изучение детерминирующих факторов и психологических феноменов, непосредственно связанных с уровнем развития эмоционально-нравственной сферы личности. Основываясь на положениях двух независимых теорий – стадиальной теории морального развития и теории самодетерминации личности, – представляется возможным приступить к эмпирическому изучению взаимосвязи двух психологических конструктов: типа личностной ориентации и уровня развития морального сознания. На начальном этапе исследования именно тип личностной ориентации выступает в качестве описательного (внешнего) фактора более общего психологического феномена – самодетерминации. Гипотеза о том, что уровень развития морального сознания связан с типом личностной ориентации, не нашла своего подтверждения в нашем исследовании, несмотря на концептуальную общность двух конструктов. Объяснению причин и возможных интерпретаций этого феномена посвящена наша статья.

Ссылка для цитирования

Литература
  • Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. Вып. 3. С.5–17.
  • Гордеева Т .О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории (Электронный ресурс) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.06.2012). 0421000116\0041.
  • Леонтьев Д. А. Психология свободы: К постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1. С. 15–25.
  • Шмелев А. Г. Тест «Моральные дилеммы». Дополненный вариант (Электронный ресурс) URL: http:// www.ht.ru/onlinet/moral/moral.htm (дата обращения: 01.06.2012).
  • Blasi A. Bridging moral cognition and moral action: A critical review of the literature // Psychological Bulletin. 1980. №. 88. P. 1–45.
  • Chi M. T. H., Ceci S. J. Content knowledge: Its role, representation, and restructuring in memory development // Advances in child development and behavior / Ed. H. Reese. Orlando, FL: Academic Press. 1987. V. 20. P. 91–142.
  • Colby A., Kohlberg L. The measurement of moral judgment: V. 1. Theoretical foundations and research validation. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1987.
  • Fischer J. M. Responsibility and Control: A Theory of Moral Responsibility. Cambridge University Press. 1998.
  • Handbook of self-determination research / Eds. E. Deci, R. Ryan. Rochester, NY: University of Rochester Press. 2002.
  • Kohlberg L. The development of modes of moral thinking and choice in the years ten to sixteen. Unpublished doctoral dissertation, University of Chicago. 1958.
  • Kohlberg L., Levine C., Hewer A. Moral stages: A current formulation and a response to critics // Contributions to human development. V. 10 / Ed. J. A. Meacham. Basel: Karger. 1983.
  • Lapsley D. K. Moral psychology. Boulder, CO: Westview Press, 1996.
  • Rest J. Development in judging moral issues. Minneapolis: University of Minnesota Press. 1979.
  • Rest J., Thoma S. Moral judgment development and formal education // Developmental Psychology. 1985. № 21. Р. 709–714.
  • Rest J., Narvaez D. The college experience and moral development // Handbook of moral behavior and development. V. 2. Research / Eds. W. M. Kurtines, J. L. Gewirtz. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1991. P. 229– 248.
  • Snarey J. Cross-cultural universality of social-moral development: A critical review of Kohlbergian research // Psychological Bulletin. 1985. № 97. Р. 202–232.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика