Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению 549

Дмитриева Е.С., Старший научный сотрудник, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (ИЭФБ РАН), Санкт-Петербург, Россия, dmit49@mail.ru
Гельман В.Я., Профессор, кафедра медицинской информатики и физики, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия, gelm@sg2104.spb.edu

Аннотация

Исследование посвящено изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта учащихся с результатами ЕГЭ в ходе адаптации к нему системы школьного образования на протяжении 5 лет с момента введения. Выборка состояла из 156 студентов-первокурсников. Оценка составляющих эмоционального интеллекта измерялась методом самоотчета (опросник ЭмИн). Была выявлена корреляционная связь разной степени выраженности между показателями эмоционального интеллекта учащихся и результатами сдачи ЕГЭ по трем школьным дисциплинам: русский язык, математика, обществознание. Показано, что с момента введения в 2009 г. обязательного ЕГЭ происходит изменение уровня связи между показателями эмоционального интеллекта и результатами экзамена. Обнаружено, что адаптационные процессы к введению ЕГЭ приводят к изменению контингента успешных учащихся: если в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким ЭИ, то в процессе адаптации таковыми становятся учащиеся с более низким ЭИ. В работе было показано, что составляющие ЭИ, имеющие с результатами ЕГЭ наиболее значимые взаимосвязи, различаются для рассмотренных дисциплин, а также выявлена динамика этих взаимосвязей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Грибкова О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2012. № 1. С. 3-8.
  2. Дмитриева Е. С., Гельман В.Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Зависимость восприятия эмоциональной информации речи от акустических параметров стимула у детей разного возраста // Физиология человека. 2008. Т 34. № 4. С. 149-153.
  3. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К.А., Орлов А. М. Онтогенетические особенности взаимосвязи психофизиологических механизмов восприятия эмоций и успеваемости у школьников // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. Т 53. № 5. С. 560-568.
  4. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Онтогенетические особенности психофизиологических механизмов восприятия эмоционального компонента речи у музыкально одаренных детей // Журнал высшей нервной деятельности. 2004. Т. 54. № 5. С. 581-591.
  5. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Оценка связи восприятия эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т 9. № 1. С. 126-134.
  6. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 264-278.
  7. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29-36.
  8. Орел Е. А., Кочергина Е.В., Най Дж.В. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный журнал. 2013. Т 6. № 27. URL: http://publications.hse.ru/en/articles/63137204 (дата обращения 16.07.2014).
  9. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т 16. № 5. C. 12-23.
  10. Слободская Е.Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. C. 70-79. Стрижиус Е. И. Влияние «тревожности выпускника» на успешность сдачи старшеклассниками выпускных экзаменов (ЕГЭ и ГИА) // Психология обучения. 2012. № 12. С. 54-67.
  11. Alloway T.P., Alloway R. G. Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment // Journal of experimental child psychology 2010. Vol. 106. №. 1. P. 20-29. doi:10.1016/j. jecp.2009.11.003.
  12. Austin E.J., Saklofske D. H., Mastoras S. M. Emotional intelligence, coping and exam-related stress in Canadian undergraduate students // Australian Journal of Psychology. 2010. Vol. 62. № 1. P 42-50. doi:10.1080/00049530903312899.Barchard K.A. Does emotional intelligence assist in the prediction of the academic success? // Educational and Psychological Measurement. 2003. Vol. 63. № 5. P 840-858. doi:10.1177/0013164403251333.
  13. Beauvais A. M., Stewart J. G., DeNisco S., Beauvais J. E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study // Nurse Educ Today. 2014. Vol. 34. № 6. P 918-923. doi:10.1016/j.nedt.2013.12.005.
  14. Brackett M. A., Rivers S. E., Salovey P. Emotional Intelligence: Implications for Personal, Social, Academic, and Workplace Success // Soc Personal Psychol Compass. 2011. № 13. P 88-103. doi:10.1111/j.1751-9004.2010.00334.x.
  15. Chew B. H., Zain A. M., Hassan F. Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study // BMC Med Educ. 2013. Vol. 27. P 13-44. doi:10.1186/1472-6920-13-44.
  16. Dankovicova J., House J., Crooks A., Jones K. The relationship between musical skills, music training, and intonation analysis skills // Language and Speech. 2007. Vol. 50. P 177-225. doi:10.1177/0023830907050 0020201.
  17. Dmitrieva E. S., Gel’man V. Y., Zaitseva K. A., Lan’ko S. V. Age-related features of the interaction of learning success and characteristics of auditory operative memory // Neurosci Behav Physiol. 2008. Vol. 38. № 4. P 393-398. doi:10.1007/s11055-008-0056-5.
  18. Dmitrieva E.S., Gel’man V.Y., Zaitseva K.A., Orlov A.M. Connection of emotional intelligence and students’ adjustment to stressful conditions of new method of educational success assessment // 21-st Multidisciplinary International Neuroscience and Biological Psychiatry «Stress and Behavior» Conference. Proceedings and Program. St-Petersburg, Russia. 2014. Vol. 1. P 24.
  19. Dmitrieva E.S., Gel’man V.Y., Zaitseva K.A., Orlov A.M. Perception of speech emotional prosody in children with high cognitive abilities and different thinking styles // Speech and Language. Fundamental and applied aspects of speech and language / Ed. S. T. Jovicic, M. Sovilj. Ins. for Experim. Phonetics and Speech Pathology. Belgrade, 2005. P. 335-337.
  20. Emotional Intelligence Training May Boost Exam Performance [Electronic resource] // British Psychological Society (Press Release). 2008. URL: http://alevelpsychology.co.uk/news/intelligence/ emotionalintelligence-training-may-boost-exam-performance.html (дата обращения 16.07.2014).
  21. Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and Intelligence: Gender, the Big Five, SelfEstimated and Psychometric Intelligence // International Journal of Selection & Assessment. 2005. Vol. 13. №1. P 11-24. doi:10.1111/j.0965-075X.2005.00296.x.
  22. Lassiter K. S., Bardos A. N. The relationship between young children’s academic achievement and measures of intelligence // Psychology in the schools. 1995. Vol. 32. №. 3. P 170-177. doi:10.1002/1520-6807(199507)32:3<170::AID-PITS2310320303>3.0.C0;2-K.
  23. Marquez P. G-O., Martin R. P, Brackett M. A. Relating emotional intelligence to social competence and academic achievement in high school students // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 118-123.
  24. Mayer J. D., Salovey P, Caruso D. R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. Vol. 1. № 3. P. 232-242. doi:10.1037/1528-3542.1.3.232.
  25. Mestre J. M., Guil R., Lopes P. N., Salovey P., Gil-Olarte P. Emotional intelligence and social and academic adaptation to school // Psicothema. 2006. Vol. 18. P 112-117.
  26. Parker J., Barnhart R., Harris J.I., Majeski S. A., WoodL.M., Bond B.J., Hogan M.J. Academic achievement in high school: Does emotional intelligence matter? // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. № 7. P 1321-1330. doi:10.1016/j.paid.2004.01.002.
  27. Qualter P, Gardner K.J., Pope D.J., Hutchinson J. M., Whiteley H. E. Ability, emotional intelligence, trait emotional intelligence, and academic success in British secondary schools: a 5-year longitudinal study // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. № 1. P 83-91. doi:10.1016/j.lindif.2011.11.007.
  28. Salovey P, Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1989. Vol. 9. №. 3. P 185-211.
  29. Thompson W. F., Schellenberg E. G., Husain G. Decoding speech prosody: Do music lessons help? // Emotion. 2004. Vol.14. № 4. P 46-64. doi:10.1037/1528-3542.4.1.46.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика