Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 1562

Агрис А.Р., аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник лаборатории исследования трудностей обучения Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, педагог-психолог (нейропсихолог) Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра психолого-медико-социального сопровождения«Зеленая ветка», Москва, Россия, agris.anastasia@gmail.com
Егорова О.И., младший научный сотрудник лаборатории трудностей обучения и синдрома дефицита внимания, гиперактивности Московского городского психолого-педагогического университета
Матвеева Е.Ю., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований трудностей обучения Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Obukhova1@yandex.ru
Романова А.А., кандидат психологических наук, руководитель консультативно-диагностического отдела, ГБОУ Центр психолого-педагогической помощи «Юго-Запад», Москва, Россия, tonechka_rom@mail.ru

Аннотация

В настоящей обзорной статье приводится анализ данных литературы, касающейся нейропсихологических и нейрофизиологических механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Обсуждаются современные данные о нарушении функционирования мозговых систем на различных уровнях этиопатогенеза (генетическом, нейротрансмиттерном, уровне функционирования отдельных мозговых структур). Рассматривается характер ефицита различных компонентов психической деятельности при СДВГ: управляющих функций и рабочей памяти, активационных и нейродинамических компонентов деятельности, отдельных операциональных характеристик,а также мотивационных нарушений при СДВГ. Обсуждается возможность выделения различных по своим механизмам клинических вариантов исследуемого синдрома.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Согласно нейропсихологическим исследованиям, первичным дефицитом СДВГ является недостаточное функционирование I и III структурно-функциональных блоков мозга. В терминах зарубежных авторов этот дефицит описывается как недостаточность активирующей системы мозга и управляющих функций.

К управляющим функциям относят регуляцию, планирование и контроль деятельности. Одним из важных компонентов является когнитивный контроль и контроль торможения. Под когнитивным контролем обычно понимают способность к разрешению конфликта между конкурирующими стимулами или схемами действия посредством торможения нерелевантных данных и поддержания обработки релевантных. В качестве синонимов данного термина в своей статье Casey с соавт. оперируют понятиями «саморегуляция» (self-regulation), «настройка внимания» (attentional bias) и «центральный управляющий» («central executive»), за которыми стоит возможность нисходящего модулирования процессов обработки информации и осуществления действия за счет процессов избирательного подавления или активации. В этой же работе авторы описывают две различные подсистемы действий в системе когнитивного контроля, обеспечение которых связано с работой различных мозговых механизмов

Литература
  1. Arnsten, Amy F.T. Toward a New Understanding of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder Pathophysiology: An Important Role for Prefrontal Cortex Dysfunction. / Amy F. T. Arnsten // CNS Drugs, Supplement. 2009. Vol. 23. P.33-41.
  2. Baddeley, A.D.  Working memory. Oxford, England: Oxford University Press,1986
  3. Barkley, R.A.  ADHD and the Nature of Self-Control. New York: Guilford Press, 1997
  4. Bental B., Tirosh E. The relationship between attention, executive functions and reading domain abilities in attention deficit hyperactivity disorder and reading disorder: a comparative study / Barbara Bental, Emanuel Tirosh // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007.  Vol. 48, № 5. P. 455–463.
  5. Brown T.E., McMullen W.J.Jr. Attention deficit disorders and sleep/arousal disturbance / T.E. Brown, W.J.Jr. McMullen // Annals Of The New York Academy Of Sciences. 2001. Vol. 931, P. 271-286.
  6. Bruce B., Thernlund G., Nettelbladt U. ADHD and language impairment а study of the parent questionnaire FTF (Five to Fifteen) / Barbro Bruce, Gunilla Thernlund, Ulrika Nettelbladt // European Child & Adolescent Psychiatry. 2006.  Vol. 15, № 1. P. 52–60.
  7. Carlson C.L., Mann M. Sluggish cognitive tempo predicts a different pattern of impairment in the attention deficit hyperactivity disorder, predominantly inattentive type / Caryn L. Carlson, Miranda Mann // Journal Of Clinical Child And Adolescent Psychology: The Official Journal For The Society Of Clinical Child And Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. 2002.  Vol. 31, №1.  P. 123-129.
  8. Case R., Kurland D.M., Goldberg J. Operational efficiency and the growth of short-term memory span / R. Case, D.M. Kurland, J. Goldberg // Journal of Experimental Child Psychology. 1982. Vol. 33, P. 386-404
  9. Casey B.J., Durston S. From behavior to cognition to the brain and back: what have we learned from functional imaging studies of attention deficit hyperactivity disorder?/ B.J. Casey, Sarah Durston// The American Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 163. № 6. P. 957-960.
  10. Curatolo P., Paloscia C., D'Agati E., Moavero R., Pasini A. The neurobiology of attention deficit / hyperactivity disorder / Paolo Curatolo, Claudio Paloscia, Elisa D'Agati, Romina Moavero, Augusto Pasini // European Journal of Paediatric Neurology.  2009.  Vol. 13,  № 4.  P. 299-304
  11. Depue B.E., Burgess G.C., Willcutt E.G., Ruzic L., Banich M.T. Inhibitory Control of Memory Retrieval and Motor Processing Associated with the Right Lateral Prefrontal Cortex: Evidence from Deficits in Individuals with ADHD  / B.E. Depue, G.C. Burgess, E.G. Willcutt, L. Ruzic, M.T. Banich // Neuropsychologia. 2010. Vol.48,  №13. P. 3909-3917
  12. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit/hyperactivity disorder without hyperactivity): A neurobiologically and behaviorally distinct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity)/Adele Diamond // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17.  P. 807–825.
  13. Durston S., de Zeeuw P., Staal W.G. Imaging genetics in ADHD: A focus on cognitive control. / Sarah Durston, Patrick de Zeeuw, Wouter G. Staal // Neuroscience & Biobehavioral Reviews.   2009. Vol. 33,  № 5.  P. 674-689.
  14. Gau, S. S.; Shang, C.-Y. Executive Functions as Endophenotypes in ADHD: Evidence from the Cambridge Neuropsychological Test Battery (CANTAB)/ Susan Shur-Fen Gau,  Chi-Yung Shang // J Child Psychol Psychiatry. 2010. Vol.51, №7. P. 838-849.
  15. Huang-Pollock, C. L. Karalunas, S. L. Working memory demands impair skill acquisition in children with  ADHD /  Cynthia L. Huang-Pollock, Sarah L. Karalunas  // Journal of Abnormal Psychology. 2010.  Vol. 119, №1.   P. 174-185.
  16. Jonsdottir S., Bouma A., Sergeant J.A., Scherder E.J. Relationships between neuropsychological measures of executive function and behavioral measures of ADHD symptoms and comorbid behavior /Solveig Jonsdottir , Anke Bouma, Joseph A. Sergeant, Erik J. A. Scherder // Archives Of Clinical Neuropsychology: The Official Journal Of The National Academy Of Neuropsychologists.  2006. Vol. 21, № 5. P. 383-394.
  17. Lecendreux M., Konofal E., Bouvard M., Falissard B., Mouren-Simeoni M.C. Sleep and   alertness in children with ADHD / M. Lecendreux, E. Konofal, M. Bouvard, B. Falissard, M.C. Mouren-Simeoni   // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines. 2000.  Vol. 41, № 6.  P. 803-12
  18. Marks, D. J., Berwid, O. G., Santra, A., Kera, E. C., Cyrulnik, Sh. E., Halperin, J. M. Neuropsychological correlates of ADHD symptoms in preschoolers./ David J. Marks,  Olga G. Berwid,  Amita Santra, Elizabeth C. Kera,  Shana E. Cyrulnik,  Jeffrey M. Halperin, // Neuropsychology. 2005.  Vol. 19, № 4.  P. 446-455.
  19. Nigg J.T., Casey B.J. An integrative theory of attention-deficit/hyperactivity disorder based on the cognitive and affective neurosciences / Joel T. Nigg, B.J.Casey // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17. Issue 3.  P. 785-806.
  20. Schecklmann M., Romanos M., Bretscher F., Plichta M.M., Warnke A., Fallgatter A.J. Prefrontal oxygenation during working memory in ADHD / Martin Schecklmann, Marcel Romanos, Franziska Bretscher, Michael M. Plichta, Andreas Warnke, Andreas J. Fallgatter // Journal of Psychiatric Research. 2010.  Vol. 44, №10. P. 621-628.
  21. Scime M., Norvilitis J. M. Task Performance and Response to Frustration in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder / Melinda Scime Jill M. Norvilitis // Psychology in the Schools. 2006.  Vol. 43, № 3.  P. 377-386.
  22. Seidman L.J. Neuropsychological functioning in people with ADHD across the lifespan / Larry J. Seidman  // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26, № 4.  P. 466-485
  23. Shepard, K. N. Sluggish cognitive tempo: A unique subtype of ADHD-PI or just a symptom? /
    Shepard, Katherine Noelle // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2009. Vol. 70,  № 9-В. P. 5847.
  24. Shiels K., Hawk L.W.Jr. Self-regulation in ADHD: The role of error processing / Keri Shiels, Larry W. Hawk Jr. // Clinical Psychology Review. 2010.  Vol.30, № 8. P. 951-961
  25. Söderlund G, Sikström S, Smart A.  Listen to the noise: noise is beneficial for cognitive performance in ADHD/ G. Söderlund, S. Sikström, A. Smart  // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines  2007.  Vol. 48, № 8.  P. 840-847.
  26. Weinberg, W.A., Harper, C.R. Vigilance and its disorders / W.A. Weinberg, C.R. Harper //  Neurol Clin. 1993. Vol. 11, № 1. P. 59-78.
  27. Westerberg H., Hirvikoski, T., Forssberg, H., Klingberg, T. Visuo-Spatial Working Memory Span: A Sensitive Measure of Cognitive Deficits in Children With ADHD / Helena Westerberg, Tatja Hirvikoski, Hans Forssberg, Torkel Klingberg // Child Neuropsychology. 2004.  Vol. 10, № 3.  P. 155-161.
  28. Zentall, S.S.,  Zentall, T.R. Optimal stimulation: a model of disordered activity and performance in normal and deviant children / Sydney S. Zentall,  Thomas R. Zentall // Psychological Bulletin. 1983. Vol 94, № 3. P. 446-471.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика