Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

4296

Аннотация

В настоящей обзорной статье приводится анализ данных литературы, касающейся нейропсихологических и нейрофизиологических механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Обсуждаются современные данные о нарушении функционирования мозговых систем на различных уровнях этиопатогенеза (генетическом, нейротрансмиттерном, уровне функционирования отдельных мозговых структур). Рассматривается характер ефицита различных компонентов психической деятельности при СДВГ: управляющих функций и рабочей памяти, активационных и нейродинамических компонентов деятельности, отдельных операциональных характеристик,а также мотивационных нарушений при СДВГ. Обсуждается возможность выделения различных по своим механизмам клинических вариантов исследуемого синдрома.

Общая информация

Ключевые слова: СДВГ, низкий темп деятельности, управляющие функции, внимание, вербальная рабочая память, активационные и нейродинамические компоненты деятельности, нарушения мотивации при СДВГ, дофамин, лобные отделы мозга, стриопаллидарная система

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Агрис А.Р., Егорова О.И., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 1. С. 6–19. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n1/50003 (дата обращения: 30.11.2023)

Фрагмент статьи

Согласно нейропсихологическим исследованиям, первичным дефицитом СДВГ является недостаточное функционирование I и III структурно-функциональных блоков мозга. В терминах зарубежных авторов этот дефицит описывается как недостаточность активирующей системы мозга и управляющих функций.

К управляющим функциям относят регуляцию, планирование и контроль деятельности. Одним из важных компонентов является когнитивный контроль и контроль торможения. Под когнитивным контролем обычно понимают способность к разрешению конфликта между конкурирующими стимулами или схемами действия посредством торможения нерелевантных данных и поддержания обработки релевантных. В качестве синонимов данного термина в своей статье Casey с соавт. оперируют понятиями «саморегуляция» (self-regulation), «настройка внимания» (attentional bias) и «центральный управляющий» («central executive»), за которыми стоит возможность нисходящего модулирования процессов обработки информации и осуществления действия за счет процессов избирательного подавления или активации. В этой же работе авторы описывают две различные подсистемы действий в системе когнитивного контроля, обеспечение которых связано с работой различных мозговых механизмов

Литература

  1. Arnsten, Amy F.T. Toward a New Understanding of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder Pathophysiology: An Important Role for Prefrontal Cortex Dysfunction. / Amy F. T. Arnsten // CNS Drugs, Supplement. 2009. Vol. 23. P.33-41.
  2. Baddeley, A.D.  Working memory. Oxford, England: Oxford University Press,1986
  3. Barkley, R.A.  ADHD and the Nature of Self-Control. New York: Guilford Press, 1997
  4. Bental B., Tirosh E. The relationship between attention, executive functions and reading domain abilities in attention deficit hyperactivity disorder and reading disorder: a comparative study / Barbara Bental, Emanuel Tirosh // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007.  Vol. 48, № 5. P. 455–463.
  5. Brown T.E., McMullen W.J.Jr. Attention deficit disorders and sleep/arousal disturbance / T.E. Brown, W.J.Jr. McMullen // Annals Of The New York Academy Of Sciences. 2001. Vol. 931, P. 271-286.
  6. Bruce B., Thernlund G., Nettelbladt U. ADHD and language impairment а study of the parent questionnaire FTF (Five to Fifteen) / Barbro Bruce, Gunilla Thernlund, Ulrika Nettelbladt // European Child & Adolescent Psychiatry. 2006.  Vol. 15, № 1. P. 52–60.
  7. Carlson C.L., Mann M. Sluggish cognitive tempo predicts a different pattern of impairment in the attention deficit hyperactivity disorder, predominantly inattentive type / Caryn L. Carlson, Miranda Mann // Journal Of Clinical Child And Adolescent Psychology: The Official Journal For The Society Of Clinical Child And Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. 2002.  Vol. 31, №1.  P. 123-129.
  8. Case R., Kurland D.M., Goldberg J. Operational efficiency and the growth of short-term memory span / R. Case, D.M. Kurland, J. Goldberg // Journal of Experimental Child Psychology. 1982. Vol. 33, P. 386-404
  9. Casey B.J., Durston S. From behavior to cognition to the brain and back: what have we learned from functional imaging studies of attention deficit hyperactivity disorder?/ B.J. Casey, Sarah Durston// The American Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 163. № 6. P. 957-960.
  10. Curatolo P., Paloscia C., D'Agati E., Moavero R., Pasini A. The neurobiology of attention deficit / hyperactivity disorder / Paolo Curatolo, Claudio Paloscia, Elisa D'Agati, Romina Moavero, Augusto Pasini // European Journal of Paediatric Neurology.  2009.  Vol. 13,  № 4.  P. 299-304
  11. Depue B.E., Burgess G.C., Willcutt E.G., Ruzic L., Banich M.T. Inhibitory Control of Memory Retrieval and Motor Processing Associated with the Right Lateral Prefrontal Cortex: Evidence from Deficits in Individuals with ADHD  / B.E. Depue, G.C. Burgess, E.G. Willcutt, L. Ruzic, M.T. Banich // Neuropsychologia. 2010. Vol.48,  №13. P. 3909-3917
  12. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit/hyperactivity disorder without hyperactivity): A neurobiologically and behaviorally distinct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity)/Adele Diamond // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17.  P. 807–825.
  13. Durston S., de Zeeuw P., Staal W.G. Imaging genetics in ADHD: A focus on cognitive control. / Sarah Durston, Patrick de Zeeuw, Wouter G. Staal // Neuroscience & Biobehavioral Reviews.   2009. Vol. 33,  № 5.  P. 674-689.
  14. Gau, S. S.; Shang, C.-Y. Executive Functions as Endophenotypes in ADHD: Evidence from the Cambridge Neuropsychological Test Battery (CANTAB)/ Susan Shur-Fen Gau,  Chi-Yung Shang // J Child Psychol Psychiatry. 2010. Vol.51, №7. P. 838-849.
  15. Huang-Pollock, C. L. Karalunas, S. L. Working memory demands impair skill acquisition in children with  ADHD /  Cynthia L. Huang-Pollock, Sarah L. Karalunas  // Journal of Abnormal Psychology. 2010.  Vol. 119, №1.   P. 174-185.
  16. Jonsdottir S., Bouma A., Sergeant J.A., Scherder E.J. Relationships between neuropsychological measures of executive function and behavioral measures of ADHD symptoms and comorbid behavior /Solveig Jonsdottir , Anke Bouma, Joseph A. Sergeant, Erik J. A. Scherder // Archives Of Clinical Neuropsychology: The Official Journal Of The National Academy Of Neuropsychologists.  2006. Vol. 21, № 5. P. 383-394.
  17. Lecendreux M., Konofal E., Bouvard M., Falissard B., Mouren-Simeoni M.C. Sleep and   alertness in children with ADHD / M. Lecendreux, E. Konofal, M. Bouvard, B. Falissard, M.C. Mouren-Simeoni   // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines. 2000.  Vol. 41, № 6.  P. 803-12
  18. Marks, D. J., Berwid, O. G., Santra, A., Kera, E. C., Cyrulnik, Sh. E., Halperin, J. M. Neuropsychological correlates of ADHD symptoms in preschoolers./ David J. Marks,  Olga G. Berwid,  Amita Santra, Elizabeth C. Kera,  Shana E. Cyrulnik,  Jeffrey M. Halperin, // Neuropsychology. 2005.  Vol. 19, № 4.  P. 446-455.
  19. Nigg J.T., Casey B.J. An integrative theory of attention-deficit/hyperactivity disorder based on the cognitive and affective neurosciences / Joel T. Nigg, B.J.Casey // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17. Issue 3.  P. 785-806.
  20. Schecklmann M., Romanos M., Bretscher F., Plichta M.M., Warnke A., Fallgatter A.J. Prefrontal oxygenation during working memory in ADHD / Martin Schecklmann, Marcel Romanos, Franziska Bretscher, Michael M. Plichta, Andreas Warnke, Andreas J. Fallgatter // Journal of Psychiatric Research. 2010.  Vol. 44, №10. P. 621-628.
  21. Scime M., Norvilitis J. M. Task Performance and Response to Frustration in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder / Melinda Scime Jill M. Norvilitis // Psychology in the Schools. 2006.  Vol. 43, № 3.  P. 377-386.
  22. Seidman L.J. Neuropsychological functioning in people with ADHD across the lifespan / Larry J. Seidman  // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26, № 4.  P. 466-485
  23. Shepard, K. N. Sluggish cognitive tempo: A unique subtype of ADHD-PI or just a symptom? /
    Shepard, Katherine Noelle // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2009. Vol. 70,  № 9-В. P. 5847.
  24. Shiels K., Hawk L.W.Jr. Self-regulation in ADHD: The role of error processing / Keri Shiels, Larry W. Hawk Jr. // Clinical Psychology Review. 2010.  Vol.30, № 8. P. 951-961
  25. Söderlund G, Sikström S, Smart A.  Listen to the noise: noise is beneficial for cognitive performance in ADHD/ G. Söderlund, S. Sikström, A. Smart  // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines  2007.  Vol. 48, № 8.  P. 840-847.
  26. Weinberg, W.A., Harper, C.R. Vigilance and its disorders / W.A. Weinberg, C.R. Harper //  Neurol Clin. 1993. Vol. 11, № 1. P. 59-78.
  27. Westerberg H., Hirvikoski, T., Forssberg, H., Klingberg, T. Visuo-Spatial Working Memory Span: A Sensitive Measure of Cognitive Deficits in Children With ADHD / Helena Westerberg, Tatja Hirvikoski, Hans Forssberg, Torkel Klingberg // Child Neuropsychology. 2004.  Vol. 10, № 3.  P. 155-161.
  28. Zentall, S.S.,  Zentall, T.R. Optimal stimulation: a model of disordered activity and performance in normal and deviant children / Sydney S. Zentall,  Thomas R. Zentall // Psychological Bulletin. 1983. Vol 94, № 3. P. 446-471.

Информация об авторах

Агрис Анастасия Романовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Институт возрастной нейропсихологии (ЧОУ ДПО «ИВН»), детский нейропсихолог, методист многопрофильного психологического центра «Территория Счастья»; доцент кафедры общей психологии, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7625-2402, e-mail: agris.ar@idnps.ru

Егорова Ольга Ивановна, психолог, ОГАУСО «Геронтологический центр “ЗАБОТА”», Ульяновск, Россия, e-mail: olga58791@mail.ru

Матвеева Екатерина Юрьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6334-4420, e-mail: Obukhova1@yandex.ru

Романова Антонина Александровна, кандидат психологических наук, руководитель консультативно-диагностического отдела, ГБОУ Центр психолого-педагогической помощи «Юго-Запад», Москва, Россия, e-mail: tonechka_rom@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4233
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 4296
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 99