Современная зарубежная психология
2012. Том 1. № 1. С. 6–19
ISSN: 2304-4977 (online)
Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: СДВГ, низкий темп деятельности, управляющие функции, внимание, вербальная рабочая память, активационные и нейродинамические компоненты деятельности, нарушения мотивации при СДВГ, дофамин, лобные отделы мозга, стриопаллидарная система
Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Агрис А.Р., Егорова О.И., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 1. С. 6–19. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n1/50003 (дата обращения: 30.11.2023)
Фрагмент статьи
Согласно нейропсихологическим исследованиям, первичным дефицитом СДВГ является недостаточное функционирование I и III структурно-функциональных блоков мозга. В терминах зарубежных авторов этот дефицит описывается как недостаточность активирующей системы мозга и управляющих функций.
К управляющим функциям относят регуляцию, планирование и контроль деятельности. Одним из важных компонентов является когнитивный контроль и контроль торможения. Под когнитивным контролем обычно понимают способность к разрешению конфликта между конкурирующими стимулами или схемами действия посредством торможения нерелевантных данных и поддержания обработки релевантных. В качестве синонимов данного термина в своей статье Casey с соавт. оперируют понятиями «саморегуляция» (self-regulation), «настройка внимания» (attentional bias) и «центральный управляющий» («central executive»), за которыми стоит возможность нисходящего модулирования процессов обработки информации и осуществления действия за счет процессов избирательного подавления или активации. В этой же работе авторы описывают две различные подсистемы действий в системе когнитивного контроля, обеспечение которых связано с работой различных мозговых механизмов
Литература
- Arnsten, Amy F.T. Toward a New Understanding of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder Pathophysiology: An Important Role for Prefrontal Cortex Dysfunction. / Amy F. T. Arnsten // CNS Drugs, Supplement. 2009. Vol. 23. P.33-41.
- Baddeley, A.D. Working memory. Oxford, England: Oxford University Press,1986
- Barkley, R.A. ADHD and the Nature of Self-Control. New York: Guilford Press, 1997
- Bental B., Tirosh E. The relationship between attention, executive functions and reading domain abilities in attention deficit hyperactivity disorder and reading disorder: a comparative study / Barbara Bental, Emanuel Tirosh // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007. Vol. 48, № 5. P. 455–463.
- Brown T.E., McMullen W.J.Jr. Attention deficit disorders and sleep/arousal disturbance / T.E. Brown, W.J.Jr. McMullen // Annals Of The New York Academy Of Sciences. 2001. Vol. 931, P. 271-286.
- Bruce B., Thernlund G., Nettelbladt U. ADHD and language impairment а study of the parent questionnaire FTF (Five to Fifteen) / Barbro Bruce, Gunilla Thernlund, Ulrika Nettelbladt // European Child & Adolescent Psychiatry. 2006. Vol. 15, № 1. P. 52–60.
- Carlson C.L., Mann M. Sluggish cognitive tempo predicts a different pattern of impairment in the attention deficit hyperactivity disorder, predominantly inattentive type / Caryn L. Carlson, Miranda Mann // Journal Of Clinical Child And Adolescent Psychology: The Official Journal For The Society Of Clinical Child And Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. 2002. Vol. 31, №1. P. 123-129.
- Case R., Kurland D.M., Goldberg J. Operational efficiency and the growth of short-term memory span / R. Case, D.M. Kurland, J. Goldberg // Journal of Experimental Child Psychology. 1982. Vol. 33, P. 386-404
- Casey B.J., Durston S. From behavior to cognition to the brain and back: what have we learned from functional imaging studies of attention deficit hyperactivity disorder?/ B.J. Casey, Sarah Durston// The American Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 163. № 6. P. 957-960.
- Curatolo P., Paloscia C., D'Agati E., Moavero R., Pasini A. The neurobiology of attention deficit / hyperactivity disorder / Paolo Curatolo, Claudio Paloscia, Elisa D'Agati, Romina Moavero, Augusto Pasini // European Journal of Paediatric Neurology. 2009. Vol. 13, № 4. P. 299-304
- Depue B.E., Burgess G.C., Willcutt E.G., Ruzic L., Banich M.T. Inhibitory Control of Memory Retrieval and Motor Processing Associated with the Right Lateral Prefrontal Cortex: Evidence from Deficits in Individuals with ADHD / B.E. Depue, G.C. Burgess, E.G. Willcutt, L. Ruzic, M.T. Banich // Neuropsychologia. 2010. Vol.48, №13. P. 3909-3917
- Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit/hyperactivity disorder without hyperactivity): A neurobiologically and behaviorally distinct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity)/Adele Diamond // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17. P. 807–825.
- Durston S., de Zeeuw P., Staal W.G. Imaging genetics in ADHD: A focus on cognitive control. / Sarah Durston, Patrick de Zeeuw, Wouter G. Staal // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2009. Vol. 33, № 5. P. 674-689.
- Gau, S. S.; Shang, C.-Y. Executive Functions as Endophenotypes in ADHD: Evidence from the Cambridge Neuropsychological Test Battery (CANTAB)/ Susan Shur-Fen Gau, Chi-Yung Shang // J Child Psychol Psychiatry. 2010. Vol.51, №7. P. 838-849.
- Huang-Pollock, C. L. Karalunas, S. L. Working memory demands impair skill acquisition in children with ADHD / Cynthia L. Huang-Pollock, Sarah L. Karalunas // Journal of Abnormal Psychology. 2010. Vol. 119, №1. P. 174-185.
- Jonsdottir S., Bouma A., Sergeant J.A., Scherder E.J. Relationships between neuropsychological measures of executive function and behavioral measures of ADHD symptoms and comorbid behavior /Solveig Jonsdottir , Anke Bouma, Joseph A. Sergeant, Erik J. A. Scherder // Archives Of Clinical Neuropsychology: The Official Journal Of The National Academy Of Neuropsychologists. 2006. Vol. 21, № 5. P. 383-394.
- Lecendreux M., Konofal E., Bouvard M., Falissard B., Mouren-Simeoni M.C. Sleep and alertness in children with ADHD / M. Lecendreux, E. Konofal, M. Bouvard, B. Falissard, M.C. Mouren-Simeoni // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines. 2000. Vol. 41, № 6. P. 803-12
- Marks, D. J., Berwid, O. G., Santra, A., Kera, E. C., Cyrulnik, Sh. E., Halperin, J. M. Neuropsychological correlates of ADHD symptoms in preschoolers./ David J. Marks, Olga G. Berwid, Amita Santra, Elizabeth C. Kera, Shana E. Cyrulnik, Jeffrey M. Halperin, // Neuropsychology. 2005. Vol. 19, № 4. P. 446-455.
- Nigg J.T., Casey B.J. An integrative theory of attention-deficit/hyperactivity disorder based on the cognitive and affective neurosciences / Joel T. Nigg, B.J.Casey // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17. Issue 3. P. 785-806.
- Schecklmann M., Romanos M., Bretscher F., Plichta M.M., Warnke A., Fallgatter A.J. Prefrontal oxygenation during working memory in ADHD / Martin Schecklmann, Marcel Romanos, Franziska Bretscher, Michael M. Plichta, Andreas Warnke, Andreas J. Fallgatter // Journal of Psychiatric Research. 2010. Vol. 44, №10. P. 621-628.
- Scime M., Norvilitis J. M. Task Performance and Response to Frustration in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder / Melinda Scime Jill M. Norvilitis // Psychology in the Schools. 2006. Vol. 43, № 3. P. 377-386.
- Seidman L.J. Neuropsychological functioning in people with ADHD across the lifespan / Larry J. Seidman // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26, № 4. P. 466-485
- Shepard, K. N. Sluggish cognitive tempo: A unique subtype of ADHD-PI or
just a symptom? /
Shepard, Katherine Noelle // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2009. Vol. 70, № 9-В. P. 5847. - Shiels K., Hawk L.W.Jr. Self-regulation in ADHD: The role of error processing / Keri Shiels, Larry W. Hawk Jr. // Clinical Psychology Review. 2010. Vol.30, № 8. P. 951-961
- Söderlund G, Sikström S, Smart A. Listen to the noise: noise is beneficial for cognitive performance in ADHD/ G. Söderlund, S. Sikström, A. Smart // Journal Of Child Psychology And Psychiatry, And Allied Disciplines 2007. Vol. 48, № 8. P. 840-847.
- Weinberg, W.A., Harper, C.R. Vigilance and its disorders / W.A. Weinberg, C.R. Harper // Neurol Clin. 1993. Vol. 11, № 1. P. 59-78.
- Westerberg H., Hirvikoski, T., Forssberg, H., Klingberg, T. Visuo-Spatial Working Memory Span: A Sensitive Measure of Cognitive Deficits in Children With ADHD / Helena Westerberg, Tatja Hirvikoski, Hans Forssberg, Torkel Klingberg // Child Neuropsychology. 2004. Vol. 10, № 3. P. 155-161.
- Zentall, S.S., Zentall, T.R. Optimal stimulation: a model of disordered activity and performance in normal and deviant children / Sydney S. Zentall, Thomas R. Zentall // Psychological Bulletin. 1983. Vol 94, № 3. P. 446-471.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4233
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 4296
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 99