ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья 258

Шеманов А.Ю., доктор философских наук, заведующий лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета
Востров И.М., ИПИО МГППУ, Государственный специализированный институт искусств, Москва, Россия
Егорова В.А., Педагог-психолог Лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ, Москва, Россия, vo-krug@yandex.ru
Шехорина А.В., научный сотрудник НПЦ «Ресурсный центр психологической реабилитации лиц с ОВЗ» Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Anna_shehorina@mail.ru

Аннотация

В обзоре анализируются зарубежные исследования социально ориентированных проектов в области искусства и работы, изучающие применение искусства в целях социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании и в проектах, направленных на укрепление здоровья различных групп населения, за период с 2005 по 2011 г. Подчеркивается тенденция к сближению социального поворота в области искусства и в сфере здравоохранения, а также его связь с идеологией инклюзии, основанной на критике дискурса «неспособности». Отмечается тенденция к объединению терапевтической, образовательной, социальной и личностной направленности в применении практик искусства.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для понимания подходов и тенденций в области взаимодействия проектов в сфере искусства и практики инклюзивного образования необходимо иметь в виду работы, посвященные современным тенденциям политики в области образования и здравоохранения, которые касаются прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Это связано с тем, что массив литературы, посвященный проблеме инклюзии, в том числе в образовании, может быть условно разделен на две части. К первой относятся работы, посвященные социологическому обоснованию определенного типа идей в контексте политики в области образования, ко второй — анализ практики применения идей инклюзии в образовании.

Литература
  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010.
  3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
  4. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  5. Шматко Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье // Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
  6. Argyle Е., Bolton G. Art in the community for potentially vulnerable mental health groups // Health Education.   2005. Vol. 105. № 5. Р. 340–354.
  7. Band S. A., Lindsay G., Neelands J. & Freakley V. Disabled students in the performing arts – are we setting them up to succeed? // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/13603110903452903
  8. Broderick Sh. Arts practices in unreasonable doubt? Reflections on understandings of arts practices in healthcare contexts // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/17533015.2010.551716.
  9. Calvert D.  Loaded pistols: the interplay of social intervention and anti-aesthetic tradition in learning disabled performance // RiDE: The Journal of Applied Theatre and Performance.  2010. Vol. 15. № 4. P. 513–528.
  10. Castora-Binkley M., Noelker L., Prohaska T. & Satariano W. Impact of Arts Participation on Health Outcomes for Older Adults // Journal of Aging, Humanities, and the Arts. 2010. Vol. 4. Is. 4. P. 352–367.
  11. Couroucli-Robertson K. Breaking down barriers and uniting people through art // Dramatherapy. 2011. Vol. 33. № 2. Р. 114–120.
  12. Cox S.M., Lafrenie D., Brett-MacLean P., Collie K., Cooley N., Dunbrack J. and Frager G. Tipping the iceberg? The state of arts and health in Canada // Arts & Health. 2010. Vol. 2. № 2. P. 109–124.
  13. Gjærum R. G.; Ineland J.; Sauer L. The Story about Theater Organizations, the Public's Approval, and the Actors' Identity Formation in Nordic Disability Theater // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. 2010. Vol. 9. № 4. P. 254–273.
  14. Goodley D., Runswick-Cole K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods // International Studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. № 4. P. 273–290.
  15. Lubet А. Disability rights, music and the case for inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. P. 57–70.
  16. Lumsden M. The moving self in life, art, and community mental health:    12 propositions // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. 2010.  Vol. 5. No. 3. P. 231–243.
  17. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008.  Vol. 18. №. 2. P. 99–116.
  18. Sherwood K. Art, Medicine, and Disability // Radical History Review. 2006. Is. 94. P. 191–196.
  19. Ware L. Worlds remade: inclusion through engagement with disability art // International Journal of Inclusive Education.  2008. Vol. 12. № 5–6. P. 563–583.
  20. Wood D. Unimaginable bodies: intellectual disability, performance and becomings // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2010. Vol. 31. №. 4. P. 559–561.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика