Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья 674

Шеманов А.Ю., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Городской ресурсного центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ajshem@mail.ru
Востров И.М., ИПИО МГППУ, Государственный специализированный институт искусств, Москва, Россия
Егорова В.А., Педагог-психолог Лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ, Москва, Россия, vo-krug@yandex.ru
Шехорина А.В., научный сотрудник НПЦ «Ресурсный центр психологической реабилитации лиц с ОВЗ» Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Anna_shehorina@mail.ru

Аннотация

В обзоре анализируются зарубежные исследования социально ориентированных проектов в области искусства и работы, изучающие применение искусства в целях социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании и в проектах, направленных на укрепление здоровья различных групп населения, за период с 2005 по 2011 г. Подчеркивается тенденция к сближению социального поворота в области искусства и в сфере здравоохранения, а также его связь с идеологией инклюзии, основанной на критике дискурса «неспособности». Отмечается тенденция к объединению терапевтической, образовательной, социальной и личностной направленности в применении практик искусства.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для понимания подходов и тенденций в области взаимодействия проектов в сфере искусства и практики инклюзивного образования необходимо иметь в виду работы, посвященные современным тенденциям политики в области образования и здравоохранения, которые касаются прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Это связано с тем, что массив литературы, посвященный проблеме инклюзии, в том числе в образовании, может быть условно разделен на две части. К первой относятся работы, посвященные социологическому обоснованию определенного типа идей в контексте политики в области образования, ко второй — анализ практики применения идей инклюзии в образовании.

Литература
  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010.
  3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
  4. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  5. Шматко Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье // Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
  6. Argyle Е., Bolton G. Art in the community for potentially vulnerable mental health groups // Health Education.   2005. Vol. 105. № 5. Р. 340–354.
  7. Band S. A., Lindsay G., Neelands J. & Freakley V. Disabled students in the performing arts – are we setting them up to succeed? // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/13603110903452903
  8. Broderick Sh. Arts practices in unreasonable doubt? Reflections on understandings of arts practices in healthcare contexts // Arts & Health, 2011. DOI:10.1080/17533015.2010.551716.
  9. Calvert D.  Loaded pistols: the interplay of social intervention and anti-aesthetic tradition in learning disabled performance // RiDE: The Journal of Applied Theatre and Performance.  2010. Vol. 15. № 4. P. 513–528.
  10. Castora-Binkley M., Noelker L., Prohaska T. & Satariano W. Impact of Arts Participation on Health Outcomes for Older Adults // Journal of Aging, Humanities, and the Arts. 2010. Vol. 4. Is. 4. P. 352–367.
  11. Couroucli-Robertson K. Breaking down barriers and uniting people through art // Dramatherapy. 2011. Vol. 33. № 2. Р. 114–120.
  12. Cox S.M., Lafrenie D., Brett-MacLean P., Collie K., Cooley N., Dunbrack J. and Frager G. Tipping the iceberg? The state of arts and health in Canada // Arts & Health. 2010. Vol. 2. № 2. P. 109–124.
  13. Gjærum R. G.; Ineland J.; Sauer L. The Story about Theater Organizations, the Public's Approval, and the Actors' Identity Formation in Nordic Disability Theater // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. 2010. Vol. 9. № 4. P. 254–273.
  14. Goodley D., Runswick-Cole K. Len Barton, inclusion and critical disability studies: theorising disabled childhoods // International Studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. № 4. P. 273–290.
  15. Lubet А. Disability rights, music and the case for inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. P. 57–70.
  16. Lumsden M. The moving self in life, art, and community mental health:    12 propositions // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. 2010.  Vol. 5. No. 3. P. 231–243.
  17. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008.  Vol. 18. №. 2. P. 99–116.
  18. Sherwood K. Art, Medicine, and Disability // Radical History Review. 2006. Is. 94. P. 191–196.
  19. Ware L. Worlds remade: inclusion through engagement with disability art // International Journal of Inclusive Education.  2008. Vol. 12. № 5–6. P. 563–583.
  20. Wood D. Unimaginable bodies: intellectual disability, performance and becomings // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2010. Vol. 31. №. 4. P. 559–561.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика