Новое качество исследований в области профилактики алкоголизма

1080

Аннотация

В обзоре материалов за 2011 г. представлены ключевые направления профилактики, ориентированной на предотвращение алкоголь-зависимого поведения и рисков алкоголизации образовательной среды. Сегодня можно считать доказанным, что снижение качества образования сопровождается своеобразным принципом поддержания студентами и преподавателями асоциально-ориентированного образа жизни: потребления алкоголя, наркотиков, занятий беспорядочным сексом и азартными играми. В этой ситуации университетское сообщество осваивает новую эффективную модель международного сотрудничества всех уровней образования в области профилактики аддикций. Модель профилактики органично встроена в фундаментальную и практико-ориентированную вузовскую науку психолого-педагогической направленности, что позволяет каждому вузу обеспечить механизм собственного саморазвития. В современную профилактическую модель вуза постоянно включаются результаты исследований: планируемого поведения, мотиваций, «нормы» жизнедеятельности и др. Международное взаимодействие вузов позволяет выйти на уровень мультикультурной профилактики зависимого поведения как наиболее эффективной в процессе глобализации высшего образования.

Общая информация

Ключевые слова: стратегии исследования, глобализация высшего образования, высшая школа, прогнозирование, аддиктивное поведение, алкоголь, профилактическая модель, образовательная среда вуза

Рубрика издания: Отраслевая психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Флорова Н.Б. Новое качество исследований в области профилактики алкоголизма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 72–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n2/52278 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Новая парадигма образования требует разработки и внедрения все более четких и долгосрочных технологий поддержания устойчивости поведения студентов и представителей преподавательского состава.  В противном случае, зависимое поведение, как правило, алкоголизм, и другие формы отклоняющегося поведения станут неизбежным результатом на всех уровнях образовательного процесса.

Данный подход позволил авторам сформулировать рабочую гипотезу: новое понимание проблемы развития высшего образования стимулирует формирование новых моделей профилактики зависимого поведения, что требует нового качества научно-исследовательского поиска в этой области. Каждое исследование в области профилактики алкоголизма и других форм зависимости становится уникальным профилактическим продуктом.

Литература

  1. Флорова Н.Б. Роль высшей школы в государственной структуре первичной профилактики аддиктивного поведения // Аналитический обзор. М., 2010.
  2. Anderson K.G. To drink or not to drink: Motives and expectancies for use and nonuse in adolescence / Kristen G. Anderson, Ilan Grunwald, Nicole Bekman, Sandra A. Brown, Alexandra Grant // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 10. P. 972–979.
  3. Andrews J.A., Hampson S., Peterson M. Early adolescent cognitions as predictors of heavy alcohol use in high school / Judy A. Andrews, Sarah Hampson, Missy Peterson // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 5. P. 448–455.
  4. Brière F.N. Predictors and consequences of simultaneous alcohol and cannabis use in adolescents / F.N. Brière, J.-S. Fallu, A. Descheneaux, M. Janosz // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss.7. P. 785–788.
  5. Corbin W. R., Iwamoto D. K ., Fromme K. Broad social motives, alcohol use, and related problems: Mechanisms of risk from high school through college // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 5. P. 222–230.
  6. Curcio A.L., George A.M. Selected impulsivity facets with alcohol use/problems: The mediating role of drinking motives // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 10. P. 959–964.
  7. Epstein J.A. Adolescent computer use and alcohol use: What are the role of quantity and content of computer use? // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 5. P. 520–522.
  8. Gallimberti L. Underage drinking on saturday nights, sociodemographic and environmental risk factors: a cross-sectional study / Luigi Gallimberti, Sonia Chindamo, Alessandra Buja, Giovanni Forza, Federica Tognazzo, Laura Galasso, Angela Vinelli, Vincenzo Baldo // Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy. 2011. Vol. 6. Iss. 1. 8 p.
  9. LaBrie J. W., Grant S., Hummer J. F. «This would be better drunk»: Alcohol expectancies become more positive while drinking in the college social environment // Аddictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 8. P. 890–893.
  10. Leskauskas D. Attitudes of Lithuanian Secondary School Children Toward Addictive Behaviors, Their Promoting and Preventive Factors with Regard to the Age / Darius Leskauskas, Rima Gudaitytė, Inga Kiudulaitė, Virginija Adomaitienė // Medicina (Kaunas). 2011. Vol. 47. Iss. 2. P. 113–119.
  11. Martens M.P. Predictors of alcohol-related outcomes in college athletes: The roles of trait urgency and drinking motives / Matthew P. Martens, Eric R. Pedersen, Ashley E. Smith, Stewart H. Sherry Kerry O'Brien // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 5. P. 456–464.
  12. Norberg M.M. Adverse consequences of student drinking: The role of sex, social anxiety, drinking motives / Melissa M. Norberg, Jake Oliver, Dion M. Alperstein, Michael J. Zvolensky, Alice R. Norton // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 8. P. 821–828.
  13. Norman P. The theory of planned behavior and binge drinking among undergraduate students: Assessing the impact of habit strength // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 5. P. 502–507.
  14. Nguyen N. Use and correlates of protective drinking behaviors during the transition to college: Analysis of a national sample / Norma Nguyen, Scott T. Walters, Todd M. Wyatt, William DeJong // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss.11. P. 1008–1014.
  15. Palfai T.P., Ralston T.E. Life goals and alcohol use among first-year college students: The role of motives to limit drinking Ralston // Addictive Behaviors. 2011. Vol 36. Iss.11. P. 1083–1086.
  16. Patrick M.E., Drinking motives, protective behavioral strategies, and experienced consequences: Identifying students at risk / Megan E. Patrick, Christine M. Lee, Mary E. Larimer // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 3. P. 270–273.
  17. Van Hemel-Ruiter M.E., de Jong P.J., Wiers R.W. Appetitive and regulatory processes in young adolescent drinkers // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 1–2. P. 18–26.
  18. Van Hoof J.J., Van den Boom S.G.M., De Jong M.D.T. Making sense of alcohol experiences. Young adolescents' accounts of alcohol-related critical incidents // Addictive Behaviors. 2011. Vol. 36. Iss. 8. P. 849–854.

Информация об авторах

Аршинова Виктория Викторовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: varsheenova@yandex.ru

Барцалкина Виктория Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, факультет дистанционного обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8752-8259, e-mail: bartsalkina50@mail.ru

Флорова Нина Борисовна, кандидат биологических наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3309-7860, e-mail: ninaflorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4071
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1080
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1