Современная зарубежная психология
2013. Том 2. № 2. С. 51–62
ISSN: 2304-4977 (online)
Факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье лиц с умственной отсталостью, и методы их предупреждения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профилактика отклонений в состоянии здоровья, люди с интеллектуальной недостаточностью, малоподвижный образ жизни, излишний вес, ожирение, небезопасный секс, снижение отрицательного воздействия факторов риска, потребление табака
Рубрика издания: Медицинская психология
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Летуновская С.В. Факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье лиц с умственной отсталостью, и методы их предупреждения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 51–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61171 (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
В последние годы в науке повысился интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья лиц с умственной отсталостью. Это связано не только с той ролью, которую оно играет в благополучии человека, но и с появившимися доказательствами наличия у таких людей дополнительных потребностей в его поддержании, сведениями, что деятельность по его защите проводится не на должном уровне. Отмечаются неравенство в качестве оказываемой им медицинской поддержки, недостаточность профилактической деятельности и т.д., что приводит, в частности, к меньшей продолжительности их жизни по сравнению с населением в целом [Backer, 2009]; [Durvasula, 2002]; [Leeder, 2005]; [Lennox, 2008]; [Maaskant, 2002].
В нашей статье представлен обзор современных зарубежных психолого-педагогических исследований, касающихся профилактики отклонений в состоянии здоровья у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, который может быть полезен ученым, работающим в данной области.
Наибольшее количество научных публикаций последних лет по указанному направлению связано с изучением факторов риска здоровью, которые, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, являются ведущей причиной многих заболеваний современного человека, в том числе наиболее серьезных. Активно обсуждаются такие темы, как малоподвижный образ жизни и во многом связанный с ним и нерациональным питанием избыточный вес, потребление табака, небезопасный секс.
Рассматривая двигательную активность взрослых с нарушением познавательной деятельности, авторы констатируют ее весьма низкий уровень. Так, в ходе исследования, проводимого Janet Finlayson, Angela Turner и Malcolm H. Granat, 41 члена общины, имеющих умственную отсталость, просили носить специальный монитор, регистрирующий их движение. Было выявлено, что за 5 дней только 11 из них (27 %) произвели необходимое количество шагов и лишь 6 (15 %) вели умеренную активную деятельность [Finlayson, 2011]. Похожие данные представлены и в разработке Finlayson J., Jackson A., Cooper S., Morrison J., Melville C., Smiley E., Allan L., Mantry D. [Finlayson, 2009].
С возрастом, по сведениям Meindert H.cсоавт. [Haveman, 2011], ситуация в этом плане не меняется. Из 1253 обследованных пожилых лиц с интеллектуальной недостаточностью (от 55 лет) из 14 стран ЕС 60 % вели сидячий образ жизни.
Все это, подчеркивают исследователи, требует введения мер, способствующих росту физической активности среди умственно отсталых членов нашего общества. Хорошо зарекомендовали себя в этом плане специальное обучение работающего с ними персонала по физическому воспитанию подопечных, привлечение детей и взрослых к участию в спортивных программах по месту жительства, к спорту вообще и др. [Grandisson, 2012]; [Heller, 2011]; [Melville, 2009]; [Temple, 2007].
В статье Carmeli E., Orbach I., Zinger-Vaknin T., Morad M., Merric J. показано, что ведение людьми с нарушением познавательной деятельности более активного образа жизни способствует и улучшению их психосоциального состояния [Carmeli, 2008]. Три раза в неделю в течение 10 месяцев подряд с пожилыми жителями Израиля данной группы населения проводили специальную программу физической подготовки. Это привело не только к положительным изменениям в их самочувствии? но и способствовало ощущению благополучия.
Тема физической активности часто рассматривается вместе с вопросами наличия у интеллектуально неполноценных членов нашего общества излишнего веса и ожирения. Статистические данные, полученные в различных странах (Австралия, Франция, Тайвань, Корея) при обследовании и подрастающего поколения, и взрослых, имеющих различную выраженность умственной отсталости, указывают на то, что распространенность данного фактора риска здоровью в этой группе населения вызывает опасения и нуждается в специальном вмешательстве.
В частности, Sukanya De, Jacqueline Small, Louise A. Baur показывают, что среди детей с ограниченными интеллектуальными возможностями Австралии в возрасте от 8 до 12 лет, посещающих городскую Службу медицинской диагностики и экспертизы, 40 % страдают от избыточного веса и ожирения [Sukanya De, Small, 2008]. Во Франции таких учеников 26 % [Salaun, 2011]; [Salaun, 2012]. В Корее — примерно четверть учащихся коррекционных образовательных учреждений для умственно отсталых воспитанников [Eunsook, 2012], в Тайване только ожирение установлено у18 % таких ребят [Lin, 2005]. Подчеркивается, что эти цифры выше, чем те, которые получены при обследовании школьников с сохранным интеллектом.
Проанализировав полученные данные, ученые выявили, что количество детей с лишним весом увеличивается с возрастом; больше подвержены описанному риску девочки, особенно 15—18 лет.
Изучая сведения по количеству имеющих избыточную массу тела и ожирение взрослых с умственной отсталостью в разных странах, K.Moore, J. McGillivray, K. Illingworth и Peter Brookhouse, представляют диапазон цифр от 28 % до 59 % [Moore, 2004]. Установлено, что этот фактор риска здоровью чаще наблюдается у женщин и у страдающих синдромом Дауна [Melville, 2008]; [Moore, 2004]; [Stancliffe, 2011].
Снизить его отрицательное влияние помогает участие в спортивных мероприятиях по месту жительства с одновременным проведением занятий по обучению здоровому поведению (включая информацию о специальных упражнениях и правильном питании) [Heller, 2011].
Joshua Mann, Huafeng Zhou, Suzanne McDermott, Mary Beth Poston предлагают учебную программу, в которой особое внимание уделяется упражнениям, выбору питания (с усвоением знаний о здоровом рационе) и снятию стресса [Mann].
Свою эффективную методику преодоления лишнего веса у людей с нарушениями в интеллектуальном или физическом развитии, проживающих в общественных домах, разработали и представили в своей статье и Kathleen Humphries, Meg Ann Traci, Tom Seekins [Humphries, 2008]. Рекомендуемое ими воздействие включает основные элементы системы обеспечения продовольствием в рамках обучения здоровому питанию, меню и план приема пищи, покупку продуктов, способ приготовления еды, специально разработанный для данной группы населения.
Достаточно активно обсуждается иностранными учеными и тема курения людьми с ограниченными возможностями здоровья. Они затрагивают вопросы статистики, причин его начала, влияния на здоровье, возможных путей борьбы с этой вредной привычкой [Ratschen, 2009]; [Steinberg, 2009]; [The World Health, 2002]. В своей обзорной статье Simon Whitaker и Mandy Hughes [Whitaker, 2003] приводят данные, полученные исследователями разных стран, о количестве табакозависимых среди различных групп умственно отсталых. Уровень распространения курения сигарет, среди живущих самостоятельно, составляет 36 %. Подвержены табачной зависимости 18 % пациентов, постоянно наблюдающихся в специальной клинике для интеллектуально неполноценных граждан. Среди людей со средними и серьезными нарушениями в умственном развитии таковых менее 10 %. Из тех, кто постоянно находится в специальных стационарных учреждениях, — 4 %.
Любопытны предположения, представленные в статье, о причинах наличия этой вредной привычки у людей с нарушениями познавательной деятельности. Возможно, считают исследователи, что сигарета усиливает их самооценку, уверенность в себе, улучшает имидж и выступает в качестве символа зрелости и компетентности. Такая гипотеза выдвинута в связи с наблюдаемыми имитациями курящими пациентами с интеллектуальной недостаточностью действий других людей. В качестве еще одного возможного фактора выделяется степень недопонимания ими возникающего риска здоровью.
Человек с умственным недоразвитием более восприимчив к вредному воздействию табака и с большей вероятностью может стать табакозависимым, чем без такого нарушения. К такому выводу пришли ученые Marc L. Steinberg, Laura Heimlich и Jill M. Williams, обобщая данные, полученные в работах коллег. Поэтому так важно, подчеркивают они, проводить дополнительные исследования в области разработки специальных мер по контролю над употреблением табака лицами с интеллектуальной недостаточностью [Steinberg, 2009].
Весьма интересный опыт по борьбе с этой вредной привычкой у людей рассматриваемой категории и его результаты представлены в статье Elena Ratschen, John Britton и Ann McNeill [Ratschen, 2009]. С июля 2008 года в Англии запрещено использование табачных изделий в клиниках для умственно отсталых. Опросы сотрудников показали, что эта политика привела к определенным трудностям, связанным с высоким уровнем распространения курения среди них (81 %), сопутствующими рисками безопасности (70 %), неблагоприятным влиянием на отношения «врач-пациент» (36 %) и др. Однако, несмотря на негативные изменения и опасения, введение данных мер было оценено, как благоприятное и подтверждено некоторыми положительными изменениями в поведении больных.
Актуальной проблемой, по мнению зарубежных ученых, является разработка путей профилактики в области сексуального здоровья людей с интеллектуальной недостаточностью. К сожалению, научных работ по этому вопросу немного. В имеющиеся исследованиях отмечается низкий уровень сведений, которыми располагают умственно отсталые люди о безопасном сексе. Особенно, как подчеркивают в своей статье Jennifer Galea, Jenny Butler, Teresa Iacono и Daniel Leighton, это касается знаний об инфекциях, передающихся половым путем, о контрацепции, по правовым вопросам данной сферы [Galea, 2004].
Рассматривая с интеллектуально неполноценными членами нашего общества вопросы, связанные с небезопасным сексом, ученые советуют максимально учитывать их индивидуальные особенности: жизненные условия, степень нарушения в умственном развитии, имеющиеся заболевания. В целом, можно говорить о том, что им часто требуется специальная помощь в таких вопросах как контроль над соблюдением гигиены, общее поддержание гинекологического здоровья, предотвращение незапланированной беременности и болезней, передающихся половым путем, а также противоправные половые сношения [Servais, 2006].
В последние годы стали появляться материалы, которые касаются защиты здоровья умственно отсталых взрослых с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как установили Abbott D. и Howarth J., сложность получения ими знаний, касающихся безопасного секса, осложняется тем, что лица, осуществляющие за ними уход, плохо сами владеют необходимой информацией, а, следовательно, не могут дать подопечным необходимых сведений [Abbott, 2007].
Эффективный метод по формированию у них представлений о безопасном сексе предложен в статье Paul Withers, Ian Ensum, Daniel Howarth, Patrick Krall, Damian Thomas, Donald Weekes, Charles Winter, Andrew Mulholland, Tim Dindjer и John Hall [Withers, 2001]. Авторы доказали эффективность использования в этом процессе деятельности групп самопомощи, участниками которых являются сами гомосексуалисты.
Разрабатывая проблему профилактики отклонений в состоянии здоровья у лиц с нарушением познавательной деятельности, зарубежные ученые останавливаются не только на тех основных факторах риска, которые, согласно международной статистике, являются наиболее опасными для всего населения земного шара. Изучаются и те из них, которые весьма часто и существенно влияют на здоровье людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Наибольший интерес в этом плане представляют исследования преодоления стресса, поскольку он является одной из основных причин появления у них нарушений в психическом здоровье [Hartley, 2005]; [Lunsky, 2006].
Для полноценного становления навыка управления стрессом необходимо умение контролировать время, положительное мышление и освоение методик релаксации [Навыки, необходимые для]. Ценны сведения по этому поводу представлены в статье Daniel K. Davies, Steven E. Stock и Michael L. Wehmeyer [Davies, 2002]. Высокую эффективность в овладении лицами с умственными отклонениями возможности планировать свое время в профессиональной и повседневной жизни доказали карманные компьютеры со специально установленным программным обеспечением.
Обучение релаксации людей с интеллектуальным недоразвитием, даже с серьезными и множественными нарушениями, возможно, и, в целом, весьма действенно, считают John R. Hegarty и Alison Last в своей обзорной статье, посвященной данному вопросу [Hegarty, 1997]. При этом необходима адаптация процедуры в соответствии с их нуждами и физическими возможностями. Помимо методики и подходов, лежащих в рамках традиционного обучения релаксации (Schilling, Poppen, 1983; Lindsay and Baty, 1986; Lindsay и соавт., 1989; Kiesel и соавт., 1991 [Приводится по: 14]), рекомендуют также использовать йогу, ароматерапию, музыку, мультисенсорное окружение, терапевтический массаж (Uma и соавт., 1989; Sanderson и соавт., 1991; Hooper, Lindsay,1990; Xegarty, Hutchinson,1991; Xegarty, Gale,1996 [Приводится по: 14]).
Таким образом, в последние годы в зарубежной психологии и педагогике, в русле изучения проблемы профилактики отклонений в состоянии здоровья у людей с умственной отсталостью, активно рассматриваются такие факторы риска как малоподвижный образ жизни, избыточный вес и ожирение, табакокурение, небезопасный секс, стресс и др. Получены важные сведения, касающиеся их распространенности в данной группе населения и своеобразия воздействия, предложены рекомендации по предупреждению их отрицательного влияния. Представленная в научных статьях информация позволяет говорить о том, что рассматриваемый в них вопрос остается актуальным и требует своего дальнейшего исследования.
Литература
- Навыки, необходимые для здоровья [Электронный ресурс] / Всемирная Организация Здравоохранения URL: http://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf.
- Abbott D., Howarth J. Still Off-Limits? Staff Views on Supporting Gay, Lesbian and Bisexual People with Intellectual Disabilities to Develop Sexual and Intimate Relationships? // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2007. Vol. 20, № 2. P. 116-126.
- Backer C., Chapman M., Mitchell D. Access to Secondary Healthcare for People with Intellectual Disabilities: A Review of the Literature // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2009. Vol. 22, Iss. 6. P. 514-525.
- Carmeli E. Physical Training and Well-being in Older Adults with Mild Intellectual Disability: A Residential Care Study / Eli Carmeli , Iris Orbach, Tzvia Zinger-Vaknin, Mohammed Morad, Joav Merrick // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2008. Vol. 21, Iss. 5. P. 457-465.
- Davies D.K., Stock S.E., Wehmeyer M.L. Enhancing Independent Time-Management Skills of Individuals With Mental Retardation Using a Palmtop Personal Computer // American Journal on Mental Retardation. 2002. Vol. 40, Iss. 5. P. 358-365.
- Durvasula S., Beange H., Baker W. Mortality of people with intellectual disability in northern Sydney // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2002. Vol. 27, Iss. 4. P. 255-264.
- Eunsook Ch. Prevalence of Overweight and Obesity in Children With Intellectual Disabilities in Korea / Eunsook Choi, Hyun Ju Park, Yeongmi Ha, Won Ju Hwang // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2012. Vol. 25, Iss. 5. P. 476-483.
- Finlayson J. Understanding Predictors of Low Physical Activity in Adults with Intellectual Disabilities / Janet Finlayson, Alison Jackson, Sally-Ann Cooper, Jillian Morrison, Craig Melville, Elita Smiley, Linda Allan, Dipali Mantry // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2009. Vol. 22, Iss. 3. P. 236-247.
- Finlayson J., Turner A., Granat M.H. Measuring the Actual Levels and Patterns of Physical Activity / Inactivity of Adults with Intellectual Disabilities / Janet Finlayson, Angela Turner, Malcolm H. Granat // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2011. Vol. 24, Iss. 6. P. 508-517.
- Galea J. The assessment of sexual knowledge in people with intellectual disability / Jennifer Galea, Jenny Butler, Teresa Iacono, Daniel Leighton // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2004. Vol. 29, Iss. 4. P. 350-365.
- Grandisson M., Tétreault S., Freeman A.R. Enabling Integration in Sports for Adolescents with Intellectual Disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2012. Vol. 25, Iss. 3. P. 217–230.
- Hartley S.L., MacLean W.E. Perceptions of Stress and Coping Strategies Among Adults With Mild Mental Retardation: Insight Into Psychological Distress // American Journal on Mental Retardation. 2005. Vol. 110, Iss. 4. P. 285-297.
- Haveman M. Ageing and health status in adults with intellectual disabilities: Results of the European POMONA II study / Meindert Haveman, Jonathan Perry, Luis Salvador-Carulla, Patricia Noonan Walsh, Mike Kerr, Henny Van Schrojenstein Lantman-de Valk, Geert Van Hove, Dasa Moravec Berger, Bernard Azema; Serafino Buono, Alexandra Carmen Cara, Arunas Germanavicius, Christine Linehan, Tuomo Määttä, Jan Tossebro, Germain Weber // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2011. Vol. 36, Iss. 1. P. 49-60.
- Hegarty J.R., Last A. Relaxation training for people who have severe/profound and multiple learning disabilities // British Journal of Developmental Disabilities. 1997. Vol. 43, Part 2, July, Iss. 85. P. 122-139.
- Heller T. Physical Activity and Nutrition Health Promotion Interventions: What is Working for People With Intellectual Disabilities? / Tamar Heller, Jeffrey A. McCubbin, Charles Drum, Jana Peterson // Intellectual and Developmental Disabilities. 2011. Vol. 49. Iss. 1. P. 26-36.
- Humphries K., Traci M.A., Seekins T. Nutrition Education and Support Program for Community-Dwelling Adults With Intellectual Disabilities // Intellectual and Developmental Disabilities. 2008. Vol. 46, №. 5. P. 335-345.
- Leeder S.R., Dominello A. Health, Equity and Intellectual Disability // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2005. Vol. 18, Iss. 2. P. 97-100.
- Lennox N.G., Rey-Conde T.F., Faint S.L. A Pilot of Interventions to Improve Health Care in Adolescents with Intellectual Disability // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2008. Vol. 21, Iss. 5. P. 484-489.
- Lin J., Yen C., Li C., Wu J. Patterns of Obesity among Children and Adolescents with Intellectual Disabilities in Taiwan // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2005. Vol.18, Iss. 2. P. 123-129.
- Lunsky Y., Bramston P. A preliminary study of perceived stress in adults with intellectual disabilities according to self-report and informant ratings // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2006. Vol. 31, №. 1. P. 20-27.
- Maaskant M. A., Gevers J. P. M., Wierda H. Mortality and Life Expectancy in Dutch Residential Centres for Individuals with Intellectual Disability, 1991–1995 // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2002. Vol.15, Iss. 3. P. 200–212.
- Mann J., Zhou H., McDermott S., Poston M.B. Healthy Behavior Change of Adults With Mental Retardation: Attendance in a Health Promotion Program // American Journal on Mental Retardation.2006. Vol. 111, Iss. 1. P. 62-73.
- Melville C.A. The Prevalence and Determinants of Obesity in Adults with Intellectual Disabilities / C.A. Melville, S.-A. Cooper J. Morrison, L. Allan, E. Smiley, A. Williamson // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2008. Vol.21, Iss. 5. P. 425-437.
- Melville C.A. Carer Knowledge and Perceptions of Healthy Lifestyles for Adults with Intellectual Disabilities / Craig A. Melville, Sarah Hamilton, Susan Miller, Susan Boyle, Nicola Robinson, Carol Pert, Catherine R. Hankey // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2009. Vol.22, Iss. 3. P. 298–306.
- Moore K. An investigation into the incidence of obesity and underweight among adults with an intellectual disability in an Australian sample / Kathleen Moore, Jane McGillivray, Kaye Illingworth, Peter Brookhouse // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2004. Vol. 29, Iss. 4. P. 306-318.
- Ratschen E., Britton J., McNeill A. Implementation of smoke-free policies in mental health in-patient settings in England // The British Journal of Psychiatry. 2009. Vol. 194, Iss. 6. P. 547-551.
- Salaun L., Berthouze-Aranda S. Obesity in School Children with Intellectual Disabilities in France // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2011. Vol.24, Iss. 4. P. 333–340.
- Salaun L., Berthouze-Aranda S.E. Physical Fitness and Fatness in Adolescents with Intellectual Disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2012. Vol. 25, Iss. 3. P. 231-239
- Servais L. Sexual health care in persons with intellectual disabilities // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 2006. Vol.12, Issue 1. P. 48-56.
- Stancliffe R.J. Overweight and Obesity Among Adults With Intellectual Disabilities Who Use Intellectual Disability/Developmental Disability Services in 20 U.S. States // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2011. Vol. 116, Iss. 6. P. 401-418.
- Steinberg M., Heimlich L, Williams J. Tobacco Use Among Individuals With Intellectual or Developmental Disabilities: A Brief Review // Intellectual and Developmental Disabilities. 2009. Vol. 47, №. 3. P. 197-207.
- Sukanya De, Small J., Baur L.A. Overweight and obesity among children with developmental disabilities // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2008. Vol. 33, №. 1. P. 43-47.
- Temple V.A., Walkley J.W. Perspectives of constraining and enabling factors for health-promoting physical activity by adults with intellectual disability // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2007. Vol. 32, Iss. 1. P. 28-38.
- The World Health Report 2002 [Electronic resource]: Reducing Risks, Promoting Healthy Life / WHO, 2002. 248 p. URL: http://www.who.int/whr/2002/en/.
- Whitaker S., Hughes M. Prevalence and influences on smoking in People with learning disabilities // The British Journal of Developmental Disabilities. 2003. Vol. 49, Part 2, Iss. 97. Р. 91-97.
- Withers P. A Psychoeducational Group for Men with Intellectual Disabilities Who Have Sex with Men / Paul Withers, Ian Ensum, Daniel Howarth, Patrick Krall, Damian Thomas, Donald Weekes, Charles Winter, Andrew Mulholland, Tim Dindjer, John Hall // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2001. Vol. 14, Iss. 4. P. 327-339.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2623
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1159
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2