В последние годы в науке повысился интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья лиц с умственной отсталостью. Это связано не только с той ролью, которую оно играет в благополучии человека, но и с появившимися доказательствами наличия у таких людей дополнительных потребностей в его поддержании, сведениями, что деятельность по его защите проводится не на должном уровне. Отмечаются неравенство в качестве оказываемой им медицинской поддержки, недостаточность профилактической деятельности и т.д., что приводит, в частности, к меньшей продолжительности их жизни по сравнению с населением в целом [Backer, 2009]; [Durvasula, 2002]; [Leeder, 2005]; [Lennox, 2008]; [Maaskant, 2002].
В нашей статье представлен обзор современных зарубежных психолого-педагогических исследований, касающихся профилактики отклонений в состоянии здоровья у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, который может быть полезен ученым, работающим в данной области.
Наибольшее количество научных публикаций последних лет по указанному направлению связано с изучением факторов риска здоровью, которые, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, являются ведущей причиной многих заболеваний современного человека, в том числе наиболее серьезных. Активно обсуждаются такие темы, как малоподвижный образ жизни и во многом связанный с ним и нерациональным питанием избыточный вес, потребление табака, небезопасный секс.
Рассматривая двигательную активность взрослых с нарушением познавательной деятельности, авторы констатируют ее весьма низкий уровень. Так, в ходе исследования, проводимого Janet Finlayson, Angela Turner и Malcolm H. Granat, 41 члена общины, имеющих умственную отсталость, просили носить специальный монитор, регистрирующий их движение. Было выявлено, что за 5 дней только 11 из них (27 %) произвели необходимое количество шагов и лишь 6 (15 %) вели умеренную активную деятельность [Finlayson, 2011]. Похожие данные представлены и в разработке Finlayson J., Jackson A., Cooper S., Morrison J., Melville C., Smiley E., Allan L., Mantry D. [Finlayson, 2009].
С возрастом, по сведениям Meindert H.cсоавт. [Haveman, 2011], ситуация в этом плане не меняется. Из 1253 обследованных пожилых лиц с интеллектуальной недостаточностью (от 55 лет) из 14 стран ЕС 60 % вели сидячий образ жизни.
Все это, подчеркивают исследователи, требует введения мер, способствующих росту физической активности среди умственно отсталых членов нашего общества. Хорошо зарекомендовали себя в этом плане специальное обучение работающего с ними персонала по физическому воспитанию подопечных, привлечение детей и взрослых к участию в спортивных программах по месту жительства, к спорту вообще и др. [Grandisson, 2012]; [Heller, 2011]; [Melville, 2009]; [Temple, 2007].
В статье Carmeli E., Orbach I., Zinger-Vaknin T., Morad M., Merric J. показано, что ведение людьми с нарушением познавательной деятельности более активного образа жизни способствует и улучшению их психосоциального состояния [Carmeli, 2008]. Три раза в неделю в течение 10 месяцев подряд с пожилыми жителями Израиля данной группы населения проводили специальную программу физической подготовки. Это привело не только к положительным изменениям в их самочувствии? но и способствовало ощущению благополучия.
Тема физической активности часто рассматривается вместе с вопросами наличия у интеллектуально неполноценных членов нашего общества излишнего веса и ожирения. Статистические данные, полученные в различных странах (Австралия, Франция, Тайвань, Корея) при обследовании и подрастающего поколения, и взрослых, имеющих различную выраженность умственной отсталости, указывают на то, что распространенность данного фактора риска здоровью в этой группе населения вызывает опасения и нуждается в специальном вмешательстве.
В частности, Sukanya De, Jacqueline Small, Louise A. Baur показывают, что среди детей с ограниченными интеллектуальными возможностями Австралии в возрасте от 8 до 12 лет, посещающих городскую Службу медицинской диагностики и экспертизы, 40 % страдают от избыточного веса и ожирения [Sukanya De, Small, 2008]. Во Франции таких учеников 26 % [Salaun, 2011]; [Salaun, 2012]. В Корее — примерно четверть учащихся коррекционных образовательных учреждений для умственно отсталых воспитанников [Eunsook, 2012], в Тайване только ожирение установлено у18 % таких ребят [Lin, 2005]. Подчеркивается, что эти цифры выше, чем те, которые получены при обследовании школьников с сохранным интеллектом.
Проанализировав полученные данные, ученые выявили, что количество детей с лишним весом увеличивается с возрастом; больше подвержены описанному риску девочки, особенно 15—18 лет.
Изучая сведения по количеству имеющих избыточную массу тела и ожирение взрослых с умственной отсталостью в разных странах, K.Moore, J. McGillivray, K. Illingworth и Peter Brookhouse, представляют диапазон цифр от 28 % до 59 % [Moore, 2004]. Установлено, что этот фактор риска здоровью чаще наблюдается у женщин и у страдающих синдромом Дауна [Melville, 2008]; [Moore, 2004]; [Stancliffe, 2011].
Снизить его отрицательное влияние помогает участие в спортивных мероприятиях по месту жительства с одновременным проведением занятий по обучению здоровому поведению (включая информацию о специальных упражнениях и правильном питании) [Heller, 2011].
Joshua Mann, Huafeng Zhou, Suzanne McDermott, Mary Beth Poston предлагают учебную программу, в которой особое внимание уделяется упражнениям, выбору питания (с усвоением знаний о здоровом рационе) и снятию стресса [Mann].
Свою эффективную методику преодоления лишнего веса у людей с нарушениями в интеллектуальном или физическом развитии, проживающих в общественных домах, разработали и представили в своей статье и Kathleen Humphries, Meg Ann Traci, Tom Seekins [Humphries, 2008]. Рекомендуемое ими воздействие включает основные элементы системы обеспечения продовольствием в рамках обучения здоровому питанию, меню и план приема пищи, покупку продуктов, способ приготовления еды, специально разработанный для данной группы населения.
Достаточно активно обсуждается иностранными учеными и тема курения людьми с ограниченными возможностями здоровья. Они затрагивают вопросы статистики, причин его начала, влияния на здоровье, возможных путей борьбы с этой вредной привычкой [Ratschen, 2009]; [Steinberg, 2009]; [The World Health, 2002]. В своей обзорной статье Simon Whitaker и Mandy Hughes [Whitaker, 2003] приводят данные, полученные исследователями разных стран, о количестве табакозависимых среди различных групп умственно отсталых. Уровень распространения курения сигарет, среди живущих самостоятельно, составляет 36 %. Подвержены табачной зависимости 18 % пациентов, постоянно наблюдающихся в специальной клинике для интеллектуально неполноценных граждан. Среди людей со средними и серьезными нарушениями в умственном развитии таковых менее 10 %. Из тех, кто постоянно находится в специальных стационарных учреждениях, — 4 %.
Любопытны предположения, представленные в статье, о причинах наличия этой вредной привычки у людей с нарушениями познавательной деятельности. Возможно, считают исследователи, что сигарета усиливает их самооценку, уверенность в себе, улучшает имидж и выступает в качестве символа зрелости и компетентности. Такая гипотеза выдвинута в связи с наблюдаемыми имитациями курящими пациентами с интеллектуальной недостаточностью действий других людей. В качестве еще одного возможного фактора выделяется степень недопонимания ими возникающего риска здоровью.
Человек с умственным недоразвитием более восприимчив к вредному воздействию табака и с большей вероятностью может стать табакозависимым, чем без такого нарушения. К такому выводу пришли ученые Marc L. Steinberg, Laura Heimlich и Jill M. Williams, обобщая данные, полученные в работах коллег. Поэтому так важно, подчеркивают они, проводить дополнительные исследования в области разработки специальных мер по контролю над употреблением табака лицами с интеллектуальной недостаточностью [Steinberg, 2009].
Весьма интересный опыт по борьбе с этой вредной привычкой у людей рассматриваемой категории и его результаты представлены в статье Elena Ratschen, John Britton и Ann McNeill [Ratschen, 2009]. С июля 2008 года в Англии запрещено использование табачных изделий в клиниках для умственно отсталых. Опросы сотрудников показали, что эта политика привела к определенным трудностям, связанным с высоким уровнем распространения курения среди них (81 %), сопутствующими рисками безопасности (70 %), неблагоприятным влиянием на отношения «врач-пациент» (36 %) и др. Однако, несмотря на негативные изменения и опасения, введение данных мер было оценено, как благоприятное и подтверждено некоторыми положительными изменениями в поведении больных.
Актуальной проблемой, по мнению зарубежных ученых, является разработка путей профилактики в области сексуального здоровья людей с интеллектуальной недостаточностью. К сожалению, научных работ по этому вопросу немного. В имеющиеся исследованиях отмечается низкий уровень сведений, которыми располагают умственно отсталые люди о безопасном сексе. Особенно, как подчеркивают в своей статье Jennifer Galea, Jenny Butler, Teresa Iacono и Daniel Leighton, это касается знаний об инфекциях, передающихся половым путем, о контрацепции, по правовым вопросам данной сферы [Galea, 2004].
Рассматривая с интеллектуально неполноценными членами нашего общества вопросы, связанные с небезопасным сексом, ученые советуют максимально учитывать их индивидуальные особенности: жизненные условия, степень нарушения в умственном развитии, имеющиеся заболевания. В целом, можно говорить о том, что им часто требуется специальная помощь в таких вопросах как контроль над соблюдением гигиены, общее поддержание гинекологического здоровья, предотвращение незапланированной беременности и болезней, передающихся половым путем, а также противоправные половые сношения [Servais, 2006].
В последние годы стали появляться материалы, которые касаются защиты здоровья умственно отсталых взрослых с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как установили Abbott D. и Howarth J., сложность получения ими знаний, касающихся безопасного секса, осложняется тем, что лица, осуществляющие за ними уход, плохо сами владеют необходимой информацией, а, следовательно, не могут дать подопечным необходимых сведений [Abbott, 2007].
Эффективный метод по формированию у них представлений о безопасном сексе предложен в статье Paul Withers, Ian Ensum, Daniel Howarth, Patrick Krall, Damian Thomas, Donald Weekes, Charles Winter, Andrew Mulholland, Tim Dindjer и John Hall [Withers, 2001]. Авторы доказали эффективность использования в этом процессе деятельности групп самопомощи, участниками которых являются сами гомосексуалисты.
Разрабатывая проблему профилактики отклонений в состоянии здоровья у лиц с нарушением познавательной деятельности, зарубежные ученые останавливаются не только на тех основных факторах риска, которые, согласно международной статистике, являются наиболее опасными для всего населения земного шара. Изучаются и те из них, которые весьма часто и существенно влияют на здоровье людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Наибольший интерес в этом плане представляют исследования преодоления стресса, поскольку он является одной из основных причин появления у них нарушений в психическом здоровье [Hartley, 2005]; [Lunsky, 2006].
Для полноценного становления навыка управления стрессом необходимо умение контролировать время, положительное мышление и освоение методик релаксации [Навыки, необходимые для]. Ценны сведения по этому поводу представлены в статье Daniel K. Davies, Steven E. Stock и Michael L. Wehmeyer [Davies, 2002]. Высокую эффективность в овладении лицами с умственными отклонениями возможности планировать свое время в профессиональной и повседневной жизни доказали карманные компьютеры со специально установленным программным обеспечением.
Обучение релаксации людей с интеллектуальным недоразвитием, даже с серьезными и множественными нарушениями, возможно, и, в целом, весьма действенно, считают John R. Hegarty и Alison Last в своей обзорной статье, посвященной данному вопросу [Hegarty, 1997]. При этом необходима адаптация процедуры в соответствии с их нуждами и физическими возможностями. Помимо методики и подходов, лежащих в рамках традиционного обучения релаксации (Schilling, Poppen, 1983; Lindsay and Baty, 1986; Lindsay и соавт., 1989; Kiesel и соавт., 1991 [Приводится по: 14]), рекомендуют также использовать йогу, ароматерапию, музыку, мультисенсорное окружение, терапевтический массаж (Uma и соавт., 1989; Sanderson и соавт., 1991; Hooper, Lindsay,1990; Xegarty, Hutchinson,1991; Xegarty, Gale,1996 [Приводится по: 14]).
Таким образом, в последние годы в зарубежной психологии и педагогике, в русле изучения проблемы профилактики отклонений в состоянии здоровья у людей с умственной отсталостью, активно рассматриваются такие факторы риска как малоподвижный образ жизни, избыточный вес и ожирение, табакокурение, небезопасный секс, стресс и др. Получены важные сведения, касающиеся их распространенности в данной группе населения и своеобразия воздействия, предложены рекомендации по предупреждению их отрицательного влияния. Представленная в научных статьях информация позволяет говорить о том, что рассматриваемый в них вопрос остается актуальным и требует своего дальнейшего исследования.