Современные теории социальной тревожности в детском и подростковом возрасте

3176

Аннотация

В статье описываются различные современные подходы к исследованию социальной тревожности у детей. Социальная тревожность изучается в рамках следующих традиций: в возрастной психологии – с точки зрения поведенческого торможения и его биологических источников; психологии развития – с точки зрения аффективно-поведенческого профиля одиночества/замкнутости и его источников в детско-родительском взаимодействии и отношениях с ровесниками; в клинической психологии – с точки зрения избегающего расстройства личности (социальной фобии), его диагностики, лечения и этиологии. Приводятся результаты современных и перспективы возможных исследований.

Общая информация

Ключевые слова: социальная тревожность, застенчивость, дезадаптация, депрессия, тревога, страх, дети, подростки

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Павлова Т.С., Краснова-Гольева В.В. Современные теории социальной тревожности в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 27–40. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n3/72698 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

Актуальность проблемы изучения социальной тревожности в детском и подростковом возрасте была осознана западными и отечественными учеными более двух десятилетий назад и обусловлена как высокой распространенностью данной проблемы, так и ее негативным влиянием на качество жизни и психическое здоровье молодых людей. По данным различных исследовательских коллективов, около 30 % детей дошкольного возраста страдают от высокой социальной тревожности (Зимбардо) [3], а с поступлением в школу эта проблема встает еще более остро (Захаров; Прихожан [2; 8]). По последним данным, пики социальной тревожности приходятся на 5 и 13 лет (McGinn, Newman [28]), что может быть объяснено сменой социальной ситуации развития, так как на Западе дети идут в школу в 5 лет и переходят из средней школы в старшую в 13—14 лет. Социальная тревожность — это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми. Социальная тревожность тесно связана с такими понятиями, как застенчивость и социальная фобия (Краснова [4]).

Высокий уровень социальной тревожности в детстве — устойчивый пре­диктор развития тревожных расстройств во взрослом возрасте (Beidel, Turner, Peleg [14; 32]), а в подростковом возрасте часто сопровождается снижением настроения, потерей надежды на будущее, социальной изоляцией и может приводить к аутоагрессивному поведению, суицидальным мыслям и намерениям, злоупотреблению алкоголем и наркотиками, снижению успеваемости и даже отчислению из школы (Bruch, Fallon, Heimberg; Ingram et al.; Masia et al.; Mos- covitch, Hoffman, Litz [17; 19; 38; 29]). Подростки с высокой социальной тревожностью негативно оценивают свою эффективность в школе и демонстрируют выраженную суицидальную направленность. В группе с высокой социальной тревожностью показатели симптомов депрессии, в том числе показатели суицидальной направленности, значительно превышают таковые в группах со средней и низкой социальной тревожностью (Краснова; Павлова [4; 7]).

На Западе социальная тревожность у детей изучается в рамках следующих традиций: в возрастной психологии — с точки зрения поведенческого торможения и его биологических источников; в исследованиях в рамках психологии развития — с точки зрения аффективно-поведенческого профиля одиночества/за- мкнутости и его источников в детско- родительском взаимодействии и отношениях с ровесниками; и клинический подход предполагает изучение избегающего расстройства личности (социальной фобии) вопросов его диагностики, лечения и этиологии. В последнее время наблюдается тенденция к интеграции вышеперечисленных подходов (Gazelle, Rubin [26]), так что представляется целесообразным вкратце рассмотреть их основные понятия.

Ключевые составляющие поведенческого торможения — страх и неуверенность. В лабораторных условиях оно характеризуется нежеланием детей младшего возраста подходить и общаться с незнакомыми людьми, и выражается в том, что ребенок плачет, застывает, прижимается к матери. Биологическим источником поведенческого торможения принято считать низкий порог стимуляции миндалины и связанных с ней отделов мозга (Kagan, Reznick, Snidman [21]).

Тревожное одиночество/замкнутость определяется как ярко выраженная склонность к одиночеству (например, ребенок наблюдает за игрой ровесников, но не присоединяется к ней), застенчивость, нерешительность в общении и речевое торможение в обществе знакомых детей (Gazelle, Ladd [25]). Дети с тревожным одиночеством/замкнутостью хотят общения с ровесниками, но не могут его себе позволить из-за опасений, что будут некомпетентны и плохо оценены (страх социальной оценки). Если поведенческое торможение обычно диагностируется в лабораторных условиях, то наличие тревожного одиночества/замкнутости у ребенка определяется при наблюдении за его реакциями и поведением среди знакомых ему ровесников в детском саду или школе. Для этого понятия существуют такие синонимы, как тревожное одиночество (Gazelle, Ladd [25] ), тревожная замкнутость или застенчивость/замкнутость, неразговорчивость (Coplan et. al. [15]).

Как поведенческое торможение, так и тревожное одиночество являются поведением, признаки которого доступны для наблюдения. Однако в то время, как поведенческое торможение характеризует в основном реакцию на незнакомые объекты и ситуации у маленьких детей, тревожное одиночество является реакцией на знакомые социальные ситуации в дошкольном и младшем школьном возрасте. К тому же поведенческое торможение обычно имеет органическую природу. Причем, поведенческое торможение у маленьких детей обычно является предиктором тревожного одиночества в дошкольном и младшем школьном возрасте (Calkins, Fox [18]). Однако при этом большое число детей с поведенческим торможением не демонстрируют тревожное одиночество в дальнейшем, что говорит о мультифакторной природе проблемы (Henderson, Marshall, Fox, Ru­bin [33]).

Диагностические критерии для избегающего расстройства личности у детей в DSM-IV включают: 1) страх сделать что-то глупое, нелепое, смешное в социальной ситуации; 2) избегание или выраженный дистресс хотя бы в одном типе социального взаимодействия; 3) нарушение функционирования ребека в связи в этой проблемой (отсутствие друзей, избегание занятий, которые ребенок хотел бы делать). Для постановки диагноза ребенок должен проявлять беспокойство не только при общении с взрослыми, но и с детьми в том числе. В то время, как тревожное одиночество выявляется обычно методом наблюдения за ребенком, избегающее расстройство личности диагностируется в большей части на основе субъективного ощущения дистрес­са в ситуациях общения. Таким образом, эти два феномена характеризуют две стороны социальной тревожности — поведенческую и аффективную.

Также в последнее время исследователи обращают внимание на такой значимый фактор социальной тревожности у детей, как зависимость самооценки от внешнего одобрения или порицания. Согласно данным исследования [22], проведенного в Нидерландах, дети с высокой социальной тревожностью демонстрируют как более выраженное повышение самооценки после выражения одобрения ровесниками, так и более выраженное снижение самооценки после неодобрения, чем их менее тревожные товарищи (Rejntjes et. al.).

По мнению многих авторов (Никити­на, Холмогорова), из-за вышеперечисленных особенностей застенчивый ребенок нередко производит впечатление высокомерного, неприступного, что мешает возникновению новых знакомств и теплых доверительных отношений [5; 6] и препятствует накоплению положительного опыта социальных коммуникаций, что, в свою очередь, лишь усугубляет тревожность.

Для структуры семей , в составе которых есть больные с тревожными расстройствами [10; 11; 12], оказались наиболее характерными симбиотические связи и закрытые границы семейной системы (Холмогорова, Воликова, Эйдемиллер, Юстицкис). R.M. Rapee [34] приводит данные о тесной связи детской тревожности с высоким уровнем родительского контроля и гиперпротекции при низком уровне эмоционального тепла. R.M. Ra- pee, L. Sweeney [35] в своей обзорной статье приводят целый ряд исследований, подтверждающих наличие более жесткого родительского контроля у людей с высоким уровнем социальной тревожности по сравнению с их менее тревожными сверстниками. Взрослые пациенты с социальной фобией [16] описывают своих родителей как менее социализированных, остро реагирующих на мнение окружающих, изолирующихся от межличностных интеракций и применяющих инду­цирование стыда у ребенка как метод дисциплины (Bogels, Phares).

Изучались также доминирующие в семьях с тревожными расстройствами правила и нормы, т.е. идеология семейной системы. В качестве основных дисфункций семейной идеологии указываются перфекционистские ценности высоких достижений (завышенные требования к ребенку, недооценка его положительных сторон и преувеличение отрицательных, постоянная неудовлетворенность текущим уровнем его достижений), а также недоверие к окружающим людям и стремление скрыть от них свои проблемы. Это способствует формированию устойчивого страха негативной оценки и агрессии со стороны окружающих (Воликова, Холмогорова, Воликова, Полкунова) [1; 9; 11].

В исследовании В. В. Красновой показано, что в родительских семьях социально тревожных студентов отмечается высокий уровень критики со стороны взрослых, фиксация на возможных неудачах, порицание проявления негативных эмоций, закрытые границы семьи, недоверие к другим людям. Также было выявлено [4], что такие особенности семейных дисфункций, как элиминирование эмоций, индуцирование тревоги и недоверие к людям со стороны родителей являются важными факторами-пре­дикторами высокого уровня социальной тревожности (Краснова).

K. Burgess с соавторами предлагают оригинальную модель влияния материнских убеждений на развитие замкнутости и скованности у ребенка в социальных ситуациях [20]. Матери замкнутых детей крайне чувствительны к социальным и эмоциональным характеристикам их детей; такая чувствительность провоцирует гиперконтроль и гиперопеку (с хорошими намерениями со стороны матерей). А ребенок, в свою очередь, реагирует на такое «вторжение» защитным поведением (намеренно принижает роль социальных навыков) и негативными эмоциями.

В исследовании связи застенчивости и взаимоотношений с матерью было выявлено, что активное поощрение со стороны матери открытого общения и социальной активности связано с меньшим уровнем застенчивости в 12 и 24 месяца (Dunn, Plomin, Daniels [24]). В лонгитюд­ном исследовании K.H. Rubin, K.B. Burgess, P.D. Hastings [36], проведенном на детях 2-х и 4-х лет, было показано, что ги- перопекающий стиль воспитания матери двухгодовалых детей сильно связан с проявлением скованности и робости у четырехлетних детей. Похожая картина наблюдалась в семьях с саркастическим и ироничным отношением матери к ребенку; у ребенка с поведенческим торможением к четырем годам развивалась социальная замкнутость. В другом исследовании [37] было показано, что матери застенчивых детей часто крайне неконст­руктивно реагируют на проявление ско­
ванности и замкнутости у своих детей, проявляя излишний контроль (Rubin, Mills). А дети, в свою очередь, проявляли крайнюю степень непослушания с такими матерями, что, скорее всего, и закрепляло дисфункциональные отношения. И наконец, исследователи J.L. Hudson и R.M. Rapee [27] выявили, что матери застенчивых детей часто сами проявляли социальную тревожность.

Анализируя данные самоотчетов, исследователи [23] заметили, что матери крайне застенчивых и тревожных детей часто реагируют на поведение детей игнорированием, обесцениванием или наказанием (Dumas, LaFreniere, Serketich).

Таким образом, многие авторы отмечают, что такие факторы, как несформи- рованная детско-родительская привязанность, дисфункциональные родительские убеждения и поведение играют значительную роль в формировании и развитии детской замкнутости и скованности. При этом они указывают, что родительские убеждения и поведение по отношению к ребенку зависят от таких факторов, как пол ребенка, внешние условия и культурные особенности (Bur-gess et al.).

В модели T. Ollendick, K. Benoit детско-родительского взаимодействия как источника социальной тревожности у ребенка [31] была предпринята попытка объединить основные факторы, вносящие вклад в формирование этой черты: поведенческое торможение, родительская тревожность, тип привязанности, когнитивно-аффективный стиль обработки информации, стиль воспитания.

Рис. 1. Детско-родительское взаимодействие как фактор социальной тревожности (Ollendick, Benoit) [31]

Поведенческое торможение, описанное J. Kagan с соавторами [13], представляет собой врожденную склонность к реакциям тревоги, дистресса и избегания на незнакомые ситуации, людей и объекты. Хотя поведенческое торможение и пересекается с застенчивостью и социальной тревожностью, оно включает реакции не только на социальные стимулы, но и на любые ситуации новизны. Согласно результатам исследований разных авторов [30], поведенческое торможение в детском возрасте связано с повышенным риском социальной тревожности в дальнейшем (Neal, Edelmann, Glachan), однако только около одной четверти детей с поведенческим торможением заболевают избегающим расстройством личности, что говорит о несомненном влиянии других факторов. Вторым ключевым фактором T. Ollendick, K. Benoit [31] считают высокий уровень родительской тревожности, который, в свою очередь, сказывается на качестве детско-родительской привязанности (рис. 1).

Роль нарушений привязанности в возникновении трудностей в общении уже была описана выше. Негативный когнитивно-аффективной стиль родителей влияет на стиль воспитания и способствует формированию сходного когнитивного стиля у ребёнка — известный фактор риска развития тревожных расстройств. Данная модель позволяет систематизировать компоненты влияния родительского воспитания и семейного окружения на возникновение социальной тревожности у ребенка, однако описывает лишь один из многих возможных путей формирования высокого уровня социальной тревожности у ребенка.

Литература

  1. Volikova S.V. Sistemno-psikhologicheskie kharakteristiki roditel'skikh semei patsientov s depressivnymi i trevozhnymi rasstroistvami [Elektronnyi resurs] [Systemic and psychological characteristics of the parental families of patients with depressive and anxiety disorders]: Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Moskva. 2006. 24 p. URL: http://dlib.rsl.ru/01002869448 (Accessed: 15.09.2014). (In Russ.).
  2. Zakharov A.I. Dnevnye i nochnye strakhi u detei [Day and night terrors in children]. Spb.: Rech', 2007. 320 p. (In Russ.).
  3. Zimbardo F. Zastenchivost', chto eto takoe i kak s nei spravit'sya [Shyness, what is it and how to cope with it]. M.: Pedagogika, 1991. 208 p. (In Russ.).
  4. Krasnova V.V. Sotsial'naya trevozhnost' kak faktor narushenii interpersonal'nykh otnoshenii i trudnostei v uchebnoi deyatel'nosti u studentov [Social anxiety disorders as a factor in interpersonal relations and difficulties in learning activities of the students]: Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Moskva. 2013. 25 p. (In Russ.).
  5. Nikitina I.V., Kholmogorova A.B. Sotsial'naya trevozhnost': soderzhanie ponyatiya i osnovnye napravleniya izucheniya [Elektronnyi resurs] [Social anxiousness: content of concept and main directions of investigation]. Chast' 2. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry], 2010. Vol. 20, no 1, pp. 60–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17728883 (Accessed: 15.09.2014). (In Russ., Abstr., in Engl.).
  6. Nikitina I.V., Kholmogorova A.B., Krasnova V.V. Sotsial'naya trevozhnost' u patsientov s rasstroistvami affektivnogo spektra [Elektronnyi resurs]. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry], 2012. Vol. 22, no 3, pp. 30–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17882317 (Accessed: 15.09.2014). (In Russ., in Engl.).
  7. Pavlova T.S. Psikhologicheskie faktory sotsial'noi trevozhnosti v detskom i podrostkovom vozraste [Psychological factors of social anxiety in childhood and adolescence]: Avtoref. dis. … kand. psikhol. Nauk. Moskva. 2014. 25 p. (In Russ.).
  8. Prikhozhan A.M. Psikhologiya trevozhnosti [Psychology of anxiety]: Doshkol'nyi i shkol'nyi vozrast. 2nd ed. SPb.: Piter, 2009. 192 p. (In Russ.).
  9. Kholmogorova A.B. Teoreticheskie i empiricheskie osnovaniya integrativnoi psikhoterapii rasstroistv affektivnogo spectra [Theoretical and empirical foundations of integrative psychotherapy affective spectrum disorders]: avtoref. dis. ... dokt. psikh. Nauk. Moskva. 2006. 30 p. (In Russ.).
  10. Kholmogorova A.B., Volikova S.V. Semeinyi kontekst rasstroistv affektivnogo spectra [Family context of affective spectrum disorders]. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry], 2004, no 2, pp. 43–56. (In Russ.).
  11. Kholmogorova A.B., Volikova S.V., Polkunova E.A. Semeinye faktory depressii [Family factors of depression] [Elektronnyi resurs]. Voprosy psikhologii, 2005, no 6, pp. 63–71. URL: http://voppsy.ru/issues/2005/056/056063.htm (Accessed: 15.09.2014). (In Russ., in Engl.).
  12. Eidemiller E.G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy family]. 3rd ed. SPb.: Piter, 2002. 656 pp. (In Russ.).
  13. Behavioral inhibition to the unfamiliar [Electronic resource]. J. Kagan, J.S. Reznick, C. Clarke, N. Snidman, Coll C. Garcia. Child development, 1984. Vol. 55, no 6. P. 2212–2225. URL: http://www.jstor.org/stable/1129793 (Accessed: 15.09.2014).
  14. Beidel D.C., Turner S.M. Shy children, Phobic adult: Nature and treatment of social phobia. Washington, DC: American Psychological Association. 1998. 324 p.
  15. Being alone, playing alone, and acting alone [Electronic resource]: Distinguishing among reticence and passive and active solitude in young children. R.J. Coplan, K.H. Rubin, N.A. Fox, S.D. Calkins, S.L. Stewart. Child development, 1994, no 65, pp. 129–137. DOI: 10.1111/j.1467-8624.1994.tb00739.x. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-8624.1994.tb00739.x/abstract (Accessed: 15.09.2014).
  16. Bögels S., Phares V. Father’s role in the etiology, prevention and treatment of child anxiety [Electronic resource]: A review and new model. Clinical Psychology Review, 2008. Vol. 28, no 4, pp. 539–558. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0272735807001328 (Accessed: 15.09.2014).
  17. Bruch M.A., Fallon M., Heimberg R.G. Social phobia and difficulties in occupational adjustment [Electronic resource]. Journal of counseling psychology, 2003. Vol. 50, no 1, pp. 109–117. URL: http://psycnet.apa.org/journals/cou/50/1/109/ (Accessed: 15.09.2014).
  18. Calkins S.D., Fox N.A. Self-regulatory processes in early personality development [Electronic resource]: A multilevel approach to the study of childhood withdrawal and aggression. Development & Psychopathology, 2002. Vol. 14, no 3, pp. 477–498. URL:https://doi.org/10.1017/S095457940200305X (Accessed: 15.09.2014).
  19. Chapter 11. Social anxiety and depression. R.E. Ingram, W. Ramel, D. Chavira, C. Scher. The Essential Handbook of Social Anxiety for Clinicians. W. Ray Crozier, Lynn E. Alden, eds. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Ltd, 2005, pp. 241–264.
  20. Chapter 5. Behavioral inhibition, social withdrawal and parenting.  K.B. Burgess, K.H. Rubin, C.S. Cheach, L.G. Nelson. The Essential Handbook of Social Anxiety for Clinicians. W. Ray Crozier, Lynn E. Alden. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Ltd, 2005, pp. 99–120.
  21. Childhood derivatives of inhibition and lack of inhibition to the unfamiliar [Electronic resource] J. Kagan, J.S. Reznick, N. Snidman, J. Gibbons, M.O. Johnson. Child Development, 1988, no 59, pp. 1580–1589. URL: http://www.jstor.org/stable/1130672 (Accessed: 15.09.2014).
  22. Delighted when approved by others, to pieces when rejected [Electronic resource]: children’s social anxiety magnifies the linkage between self- and other-evaluations. A. Rejntjes, S. Thomaes, P. Boelen, M. van der Schoot, B.O. de Castro, M.J. Telch. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2011. Vol. 52, no 7, pp. 774–781. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2010.02325.x. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-7610.2010.02325.x/abstract?deniedAccessCustomisedMessage=&userIsAuthenticated=false (Accessed: 15.09.2014).
  23. Dumas J.E., LaFreniere P.J., Serketich W.J. Balance of power [Electronic resource]: A transactional analysis of control in mother–child dyads involving socially competent, aggressive, and anxious children. Journal of Abnormal Psychology, 1995. Vol. 104, no 1, pp. 104–113. URL: https://doi.org/10.1037/0021-843X.104.1.104 (Accessed: 15.09.2014).
  24. Dunn J.F., Plomin R., Daniels D. Consistency and change in mother’s behavior toward young siblings [Electronic resource]. Child Development, 1986. Vol. 57, no 2, pp. 348–356. URL: http://www.jstor.org/stable/1130590 (Accessed: 15.09.2014).
  25. Gazelle H., Ladd G.W. Anxious solitude and peer exclusion [Electronic resource]: A diathesis-stress model of internalizing trajectories in childhood. Child development, 2003. Vol. 74, no 1, pp. 257–278. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8624.00534/abstract (Accessed: 15.09.2014).
  26. Gazelle H., Rubin K. New directions for child and adolescent development. Iss. 127. Social anxiety in childhood [Electronic resource]: Bridging developmental and clinical perspectives. San Francisco: Jossey-Bass. 2010. 127 р. URL: http://books.google.ru/books?id=O_GZcO87FYMC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA7#v=onepage&q&f=false (Accessed: 15.09.2014).
  27. Hudson J.L., Rapee R.M. Parent–child interactions and anxiety disorders [Electronic resource]: An observational study. Behaviour Research and Therapy, 2001. Vol. 39, no 12, pp. 1411–1427. DOI: 10.1016/S0005-7967(00)00107-8. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0005796700001078 (Accessed: 15.09.2014).
  28. McGinn L.K., Newman M.G. Status Update on Social Anxiety Disorder [Electronic resource]. International Journal of Cognitive Therapy, 2013. Vol. 6, no 2, pp. 88–113. DOI: 10.1521/ijct.2013.6.2.88. URL: http://guilfordjournals.com/doi/abs/10.1521/ijct.2013.6.2.88 (Accessed: 15.09.2014).
  29. Moscovitch D.A., Hofmann S.G., Litz B.T. The impact of self-construals on social anxiety: a gender-specific interaction [Electronic resource]. Personality and individual differences, 2005. Vol. 38, no 8, pp. 659–672. DOI: 10.1016/j.paid.2004.05.021. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886904001655 (Accessed: 15.09.2014).
  30. Neal J.A., Edelmann R.J., Glachan M. Behavioral inhibition and symptoms of anxiety and depression [Electronic resource]: Is there a specific relationship with social phobia? British Journal of Clinical Psychology, 2002. Vol. 41, no. 4, pp. 361–374. DOI: 10.1348/014466502760387489. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1348/014466502760387489/abstract (Accessed: 15.09.2014).
  31. Ollendick T.H., Benoit K.E. A Parent-Child Interactional Model of Social Anxiety Disorder in Youth [Electronic resource]. Clin. Child. Fam. Psychol. Rev., 2012. Vol. 15, no 1, pp. 81–91. DOI: 10.1007/s10567-011-0108-1. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s10567-011-0108-1#page-1 (Accessed: 15.09.2014).
  32. Peleg O. Social anxiety and social adaptation among adolescents at three age levels [Electronic resource]. Social Psychology of Education, 2012. Vol. 15, no 2, pp. 207–218. DOI: 10.1007/s1128-011-9164-0. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s11218-011-9164-0#page-1 (Accessed: 15.09.2014).
  33. Psychophysiological and behavioral evidence for varying forms and functions of nonsocial behavior in preschoolers [Electronic resource]. H.A. Henderson, P.J. Marshall, N.A. Fox, K.H. Rubin. Child Development, 2004. Vol. 75, no 1, pp. 236–250. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-8624.2004.00667.x/abstract (Accessed: 15.09.2014).
  34. Rapee R.M. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia [Electronic resource]. Behavior Research Therapy, 1997. Vol. 35, no 8, pp. 741–756. DOI: 10.1016/S0005-7967(97)00022-3 URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0005796797000223 (Accessed: 15.09.2014).
  35. Rapee R.M., Sweeney L. Chapter 6. Social Phobia in Children and Adolescents: Nature and Assessment. The essential handbook of social anxiety for clinicians. W.R. Crozier, L.E. Alden., eds. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Ltd. 2005, pp. 23–37.
  36. Rubin K.H., Burgess K.B., Hastings P.D. Stability and social-behavioral consequences of toddlers’ inhibited temperament and parenting behaviors [Electronic resource]. Child Development, 2002. Vol. 73, no 2, pp. 483–495. DOI: 10.1111/1467-8624.00419. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8624.00419/abstrac (Accessed: 15.09.2014).
  37. Rubin K.H., Mills R.S.L. Conceptualizing developmental pathways to internalizing disorders in childhood [Electronic resource]// Canadian Journal of Behavioural Science. 1990. Vol. 23, pp. 300–317. URL: https://doi.org/10.1037/h0079019 (Accessed: 15.09.2014).
  38. School based behavioral treatment for social anxiety disorder in adolescents [Electronic resource]: Results of pilot study. C.L. Masia, R.G. Klein, E.A. Storch, B. Corda. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2001. Vol. 40, no 7, pp. 780–786. DOI: 10.1097/00004583-200107000-00012. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0890856709603117 (Accessed: 15.09.2014).

Информация об авторах

Павлова Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИЛ «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи» Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: darzo@yandex.ru

Краснова-Гольева Виктория Валерьевна, кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии, Московский НИИ психиатрии (филиал ФГБУ «ФМИЦПН им.В.П.Сербского» Минздрава России), Москва, Россия, e-mail: v.krasnova@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3369
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 3176
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3