Нивелирование стигматизации в дошкольной группе

564

Аннотация

Проанализированы современные исследования по проблеме стигматизации. Базовым механизмом стигматизации является деление на «Своих» и «Чужих» на основе когнитивных, эмоциональных и поведенческих предпосылок возникающих уже в дошкольном возрасте. В статье представлены результаты эффективности психологической программы нивелирования стигматизации в дошкольной группе. Работа педагога-психолога и воспитателя дошкольного образования, направленная на социализацию агрессивности и конфликтности, через развитие нравственных качеств личности дошкольника способствует нивелированию проблемы стигматизации

Общая информация

Ключевые слова: стигма , стигматизация, социализация, агрессивность, конфликтность

Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070109

Для цитаты: Козырева Н.В. Нивелирование стигматизации в дошкольной группе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 78–84. DOI: 10.17759/jmfp.2018070109

Литература

  1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово, 2005. 280 с.
  2. Бовина И.Б. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть 1) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63778.shtml (дата обращения: 22.01.2018.).
  3. Козырева Н.В. Детерминанты стигматизации детей в условиях дошкольной группы // Педагогическая наука и образование. 2018. № 1(22). С. 84–88.
  4. Козырева Н.В. Стигматизация детей сверстниками в группах учреждений дошкольного образования // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сб. науч. ст. Вып. 4. Ч. 1. Минск: РИПО, 2014. С. 126–133.
  5. Козырева Н.В. Типы стигмы и формы стигматизации детей в дошкольных образовательных учреждениях РБ // Диалог. 2017. № 1. С. 34–43.
  6. Методика «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля [Электронный ресурс] // Psychojournal.ru: Научно-популярный психологический портал. URL: https://psychojournal.ru/tests/530-metodika-mezhlichnostnye-otnosheniya-rebenka-rene-zhilya.html (дата обращения: 22.01.2018).
  7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер Пресс, 2016. 297 с. (Серия «Мастера психологии»).
  8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №4. С. 25–35.
  9. Фурманов И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей // Псiхалогiя. 1999. № 3. С. 3–14.
  10. Шестилетний ребенок среди людей / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. ГУО «Мин. обл. ин-ст. развития образования». Минск, 2016. 128 с.
  11. A Dual-process model of reactions to perceived stigma / J.B. Pryor et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 87. № 4. P. 436-452. doi:10.1037/0022-3514.87.4.436
  12. Callan G. The Scapegoat Complex [Электронный ресурс]: Archetypal Reflections on a Culture of Serverance // Midline Design. 2013. 10 p. URL: http://midline.net/nfp/PDFs/Callan.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
  13. Corrigan P.W., Lam C. Challenging the structural discriminations of psychiatric disabilities: Lessons learned from the American disability community // Rehabilitation Education. 2007. Vol. 21. № 1. P. 53–58. doi:10.1891/088970107805059869
  14. Crocker J., Major B. Social Stigma and Self-Esteem: The Self-Properties of Stigma // Psychological Review. 1989. Vol. 96. № 4. P. 608–630. doi:10.1037/0033-295X.96.4.608
  15. Developing a more inclusive social identity: An Elementary school intervention / M.A. Houlette et al. // Journal of Social Issues. 2004. Vol. 60. № 1. P. 35–55. doi:10.1111/j.0022-4537.2004.00098.x
  16. Dovidio J.F., Gaertner S.L. Aversive racism // Advances in experimental social psychology. 2004. Vol. 36. P. 4-56. doi:10.1016/S0065-2601(04)36001-6
  17. Dovidio J.F., Gaertner S.L. Aversive racism and selection decisions: 1989 and 1999 // Psychological Science. 2000. Vol 11. № 4. P. 315–319. doi:10.1111/1467-9280.00262
  18. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. New York: Simon and Schuster. 1986. 181 p.
  19. Monteith M., Mark A.Y. Changing one’s prejudiced ways: Awareness, affect and self-regulation // European Review of Social Psychology. 2005. Vol. 16. № 1. P. 113–154. doi:10.1080/10463280500229882
  20. Moors, De Houwer Automaticity: a theoretical and conceptual analysis // Psychological bulletin. 2006. Vol. 132. № 2. P. 297–326. doi:10.1037/0033-2909.132.2.297
  21. Patterson M.M. Preschool children’s attention to environmental messages about groups: Social categorization and the origins of intergroup bias // Child Development. 2006. Vol. 77, № 4. p. 847–860. doi:10.1111/j.1467-8624.2006.00906.x
  22. Pratto F., Sidanius J., Levin S. Social dominance theory and the dynamics of intergroup relations: Taking stock and looking forward // European Association of Experimental Social Psychology. 2006. Vol. 17. № 1. P. 271–320. doi:10.1080/10463280601055772
  23. Sartorius N. Lessons from a 10-year global programme against stigma and discrimination because of an illness // Psychology, Health & Medicine. 2006. Vol. 11. № 3. P. 383–388. doi:10.1080/13548500600595418
  24. Sartorius N., Schulze H. Reducing the stigma of mental illness: a report from a global programme of the World Psychiatric Association. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 39 p.
  25. Scheff T. Normalizing symptoms: Neither labeling nor enabling // Ethical Human Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 12. №. 3. P. 232–237. doi:10.1891/1559-4343.12.3.232
  26. Social Dominance Theory: Its Agenda and Method / J. Sidanius et al. // Political Psychology. 2004. Vol. 25. № 6. P. 845–868. doi:10.1111/j.1467-9221.2004.00401.x
  27. Steele C.M. Stereotype threat and the intellectual test performance of African Americans // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 5. P. 797–811. doi:10.1037/0022-3514.69.5.797
  28. Strack F., Deutsch R. Reflective and Impulsive Determinants of Social Behavior // Personality and Social Psychological Review. 2004. Vol. 8. № 3. P. 220–247. doi:10.1207/s15327957pspr0803_1
  29. Tavris C., Aronson E. Mistakes were made (but not by ME): Why we justify foolish beliefs, bad decisions, and hurtful acts. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2007. 301 p.
  30. The common ingroup identity model: Recategorization and the reduction of intergroup bias / S.L. Gaertner et al. // European Review of social Psychology. 1993. Vol. 4. № 1. P. 1–26. doi:10.1080/14792779343000004
  31. Wilson T.D., Lindsey S., Schooler T.Y. A model of dual attitudes // A Psychological Review. 2000. Vol. 107. № 1. P. 101–126. doi:10.1037/0033-295X.107.1.101

Информация об авторах

Козырева Нина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития личности, Институт психологии,, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6635-0925, e-mail: kozyreva_nina@tut.by

Метрики

Просмотров

Всего: 1553
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 564
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1