Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных способностей школьников 32

Марголис А.А., кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru
Куравский Л.С., доктор технических наук, декан, факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, l.s.kuravsky@gmail.com
Шепелева Е.А., кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник, сектор диагностики одаренности, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e_shep@rambler.ru
Гаврилова Е.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, g-gavrilova@mail.ru
Петрова Г.А., кандидат психологических наук, доцент, кафедра клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kharlashina-galina@yandex.ru
Войтов В.К., кандидат технических наук, профессор, факультет Информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvoi@mail.ru
Юркевич В.С., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru
Ермаков С.С., кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной математики факультета Информационные технологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ermakovss@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи динамических и итоговых индивидуальных показателей эффективности игрового поведения в игре «PLines» с тестовыми измерениями общего интеллекта и дивергентной креативности (N=151). Продемонстрировано, что динамика накопления баллов в процессе игры с высокой долей вероятности позволяет отнести испытуемых к целевым группам с определенным уровнем способностей (высокие интеллект и креативность vs низкие интеллект и креативность). Другим принципиальным результатом исследования являются данные о том, что именно высокие тестовые показатели когнитивных способностей определяют эффективность игрового поведения испытуемых, а не наоборот. Предметом дискуссии выступают перспективы дальнейшего использования данной компьютерной игры в диагностике комплексов способностей, востребованных в реальной жизнедеятельности, необходимость расширения пула исследуемых психологических показателей, вносящих вклад в принятие решения в ситуации неопределенности, преимущества обращения к процессуальным характеристикам решения задач в психодиагностике.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Компьютерные игры и креативность: позитивные аспекты и негативные тенденции // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 29–40. doi:10.17759/jmfp.2017060403
  2. Войтов В.К. Многопользовательские системы психологического тестирования на основе компьютерных игр // Тезисы докладов XVI Всероссийской научной конференции "Нейрокомпьютеры и ихприменение". Москва, 2018. С. 225–226.
  3. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. Москва: АСР, 2014. 710 с.
  4. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. 16 с. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1111-kornilova40.html (дата обращения: 17.09.2018).
  5. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А. Интеллект и успешность стратегий прогнозирования при выполнении Айова–теста (igt) // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 10–21. doi:10.17323/1813-8918-2018-1-10-21
  6. Куравский Л.С., Баранов С.Н., Корниенко П.А. Обучаемые многофакторные сети Маркова и их применение для исследования психологических характеристик // Нейрокомпьютеры: разработка и применение, 2005. № 12. C. 65–76.
  7. Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Куравского. М.: РУСАВИА, 2013. 172 с.
  8. Математические основы нового подхода к построению процедур тестирования [Электронный ресурс] / Л.С. Куравский [и др.] // Экспериментальная психология, 2012. Том 5. № 4. С. 75–98. URL: http://psyjournals.ru/files/57359/exp_2012_n4_Kuravsky.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
  9. Проект Аврора: комплексная диагностика детской одаренности / С.А. Корнилов [и др.] // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 117–125.
  10. Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: Раздел 3: Стандартные Прогрессивные Матрицы (включая параллельные и плюс версии) / Пер. с англ. М.: Когито–Центр, 2002. 144 с.
  11. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном про­странстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 137–148. doi:10.17759/pse.2018230112
  12. Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 56–70. doi:10.17759/psyedu.2014060406
  13. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин; ред.–сост. Б. Д. Эльконин. – 4–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
  14. A Literature Review of Gaming in Education / K.L. McClarty [et al.] // Gaming in education. 2012. p. 1–35.
  15. A New Technique for Testing Professional Skills and Competencies and Examples of its Practical Applications / L.S. Kuravsky [et al.] // Applied Mathematical Sciences. 2015. Vol. 9. № 21. P. 1003–1026. doi:10.12988/ams.2015.411899
  16. Barkl S., Porter A., Ginns P. Cognitive training for children: Effects on inductive reasoning, deductive reasoning, and mathematics achievement in an Australian school setting // Psychology in the Schools. 2012. Vol. 49. № 9. P. 828–842. doi:10.1002/pits.21638
  17. Blackwell T. Test Review: Woodcock R.W., McGrew K.S., & Mather N. Woodcock–Johnson III Test. Riverside Publishing Company. Itasca, IL // Rehabilitation Counseling Bulletin. 2001. Vol. 44. № 4. P. 232–235. doi:10.1177/003435520104400407
  18. Chu M.W., Chiang A. Raging Skies: Development of a Digital Game-Based Science Assessment using Evidence-Centered Game Design [Электронный ресурс] // Alberta Science education journal. 2018. Vol. 45. № 2. P. 37–47. URL: https://prism.ucalgary.ca/bitstream/handle/1880/107765/Raging%20Skies%20Development%20of%20a%20Digital%20Game-Based%20Science%20Assessment%20Using%20Evidence-Centred%20Game%20Design.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.09.2018).
  19. Content Validity of Game-based Assessment: Case study of a Serious Game for ICT managers in training / H.G.K. Hummel [et al.] // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26. № 2. P. 225–240. doi:10.1080/1475939X.2016.1192060
  20. Gamelike features might not improve data / G.E. Hawkins [et al.] // Behavior Research Methods. 2013. Vol. 45. № 2. P. 301–318. doi:10.3758/s13428–012–0264–3
  21. Gamification of Cognitive Assessment and Cognitive Training: A Systematic Review of Applications and Efficacy / J. Lumsden [et al.] // JMIR Serious Games. 2016. Vol. 4. № 2. 14 p. doi:10.2196/games.5888
  22. IfenthalerD., Deniz E., Xun E. Assessment in Game-Based Learning: Foundations, Innovations, and Perspectives. New York; London: Springer Press, 2012. 257 p.
  23. Kuravsky L.S., Baranov S.N. The concept of multifactor Markov networks and its application to forecasting and diagnostics of technical systems // Proc. Condition Monitoring 2005. United Kingdom, Cambridge, 2005. P. 111–117.
  24. McPherson J., Burns N.R. Assessing the validity of computer-game-like tests of processing speed and working memory // Behavior Research Methods. 2008. Vol. 40. № 4. P. 969–981. doi:10.3758/BRM.40.4.969
  25. Monster Mischief: Designing a Video Game to Assess Selective Sustained Attention / K.E. Godwin [et al.] // International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations. 2015. Vol. 7. № 4. P. 18–39. doi:10.4018/IJGCMS.2015100102
  26. Shute V.J., Ke F., Wang L. Assessment and Adaptation in Games // Instructional Techniques to Facilitate Learning and Motivation of Serious Games / Eds. P. Wouters, H. Van Oostendorp. Cham, Switzerland : Springer, 2016. P. 59–78. doi:10.1007/978-3-319-39298-1_4
  27. Shute V.J., Ventura M., Ke F. The power of play: The effects of Portal 2 and Lumosity on cognitive and noncognitive skills // Computers and education. 2015. Vol. 80. P. 58–67. doi:10.1016/j.compedu.2014.08.013
  28. Sternberg R.J. The Theory of Successful Intelligence // Review of General Psychology. 1999. Vol. 3. № 4. P. 292–316.
  29. The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment / J. Lumsden [et al.] // PeerJ. 2016. № 4. e2184. 15 p. doi:10.7717/peerj.2184
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика