Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии

1879

Аннотация

В статье приводится обзор зарубежных исследований, посвященных феномену математической тревожности. В отличие от отечественной психологии, где рассматриваются более общие понятия: школьная тревожность, учебная тревожность, экзаменационная тревожность, в зарубежной психологии с 60-х годов существует узкое понятие «математической тревожности» (math anxiety). В статье рассматривается содержание данного понятия, основные направления проводимых исследований. Обзор литературы выявляет основные причины повышения математической тревоги учащихся: особенности преподавания математики, социальные установки и стереотипы, низкий социально-экономический статус семьи. Приводятся данные исследований, показывающих снижение оперативной памяти и, как результат, продуктивности выполнения задач при обучении математике у учащихся с высокой математической тревожностью. В статье рассматриваются также практические рекомендации по снижению математической тревожности при обучении школьников и студентов математическим дисциплинам, которые включают как педагогические приемы, так и специальные психологические методики и тренинги

Общая информация

Ключевые слова: математическая тревожность, гендерные различия, оперативная память, преодоление математической тревожности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080103

Для цитаты: Адаскина А.А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 28–35. DOI: 10.17759/jmfp.2019080103

Литература

  1. Акопян К.А. Влияние нейромодуляции на решение математических задач у лиц с высоким и низким уровнем математической тревожности: ВКР ФГАОУ ВО «Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». М., 2018. 44 с.
  2. Ахутина Т.Б., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазииследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 65–78. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2001/n1/Ahutina.shtml (дата обращения: 18.03.2019).
  3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.
  4. Михайлова М. PISA – тест на компетентность [Электронный ресурс] // Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/ (дата обращения: 01.02.2019).
  5. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 [Электронный ресурс] // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/Report_PISA2015.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  6. Феномен математической тревожности в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Богданова [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 6–17. URL: http://research.gold.ac.uk/20689/1/Bogdanova%2C%20Kovas%202013_open%20access.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  7. Aarnos E., Perkkilä P. Early signs of mathematics anxiety? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 1495–1499. doi:10.1016/j.sbspro.2012.05.328
  8. Ascraft M., Krause J. Working memory, math performance, and math anxiety [Электронный ресурс] // Psychonomic Bulletin & Review. 2007. Vol. 14. № 2. P. 243–248. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.3758%2FBF03194059.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  9. Ashcraft M., Moore A. Mathematics Anxiety and the Affective Drop in Performance // Journal of Psychoeducational Assessment. 2009. Vol. 27. № 3. P. 197–205. doi:10.1177/0734282908330580
  10. Beilock S., Willingham D. Math Anxiety: Can Teachers Help Students Reduce it? [Электронный ресурс] // American Educator. 2014. Vol. 38. № 2. P. 28–43. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1043398.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  11. Betz N. Math Anxiety: What is it? [Электронный ресурс]: Paper presented at the Annual Convention of the American Psychological Association. San Francisco, California, 1977. 41 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED149220.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  12. Buckley P., Ribordy S. Mathernatits Anxiety and the Effect of Evaluative Instructions on Math Perfonnance: Paper presented at the Midwestern Psychological Association. Minneapolis, MN, 1982. 13 p.
  13. Burns M. Math: Facing an American phobia [Электронный ресурс]. Sausalito: CA: Math Solutions Publications, 1998. 164 р. URL: https://books.google.ru/books?id=dAE_Ewwz1TsC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.02.2019).
  14. Ersozlu Z., Karakus M. Mathematics Anxiety: Mapping the Literature by Bibliometric Analysis // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Vol. 15. № 2. doi:10.29333/ejmste/102441
  15. Female teachers’ math anxiety affects girls’math achievement [Электронный ресурс] / S. Beilock [et al.] // PNAS (Proceedings of the National Academy of Science of the USA). 2010. Vol. 107. № 5. P. 1860–1864. URL: www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.0910967107 (дата обращения: 01.02.2019).
  16. Furner J., Gonzalez-DeHass A. How do Students’ Mastery and Performance Goals Relate to Math Anxiety? // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2011. Vol. 7. № 4. P. 227–242. doi:10.12973/ejmste/75209
  17. Geist E. The Anti-Anxiety Curriculum: Combating Math Anxiety in the Classroom [Электронный ресурс] // Journal of Instructional Psychology. 2010. Vol. 37. № 1. Р. 24–31. URL: https://www.andrews.edu/sed/gpc/faculty-research/montagano-research/the-anti-anxiety-cur.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  18. Iossi L. Strategies for reducing math anxiety in post-secondary students [Электронный ресурс] // Proceedings of the Sixth Annual College of Education Research Conference: Urban and International Education Section / Eds. S.M. Nielsen, M.S. Plakhotnik. Miami: Florida International University. 2007. P. 30–35. URL: https://digitalcommons.fiu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1257&context=sferc (дата обращения: 01.02.2019).
  19. Keshavarzi A., Ahmadi S. A Comparison of Mathematics Anxiety among students by gender // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 83. P. 542–546. doi:10.1016/j.sbspro.2013.06.103
  20. Legg A., Locker L. Math Performance and Its Relationship to Math Anxiety and Metacognition [Электронный ресурс] // North American Journal of Psychology. 2009. Vol. 11. № 3. P. 471–486. URL: https://www.researchgate.net/profile/Angela_Legg/publication/264622690_Math_performance_and_its_relationship_to_math_anxiety_and_metacognition/links/55194b500cf21b5da3b828e2.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  21. Math anxiety in second and third graders and its relation to mathematics achievement / S. Wu [et al.] // Frontiers on psychology. 2012. Vol. 3. Article 162. doi:10.3389/fpsyg.2012.00162
  22. Núñez-Peña M., Guilera G., Suárez-Pellicioni M. The Single-Item Math Anxiety Scale: An Alternative Way of Measuring Mathematical Anxiety // Journal of Psychoeducational Assessment. 2014. Vol. 32. № 4. P. 306–317. doi:10.1177/0734282913508528
  23. Richardson F.C., Suinn R.M. The Mathematics Anxiety Rating Scale: Psychometric data // Journal of Counseling Psychology. 1972. Vol. 19. № 6. P. 551–554. doi:10.1037/h0033456
  24. Rossnan S. Overcoming math anxiety [Электронный ресурс] // Mathitudes. 2006. Vol. 1. № 1. P. 1–4. URL: http://www.fau.edu/education/centersandprograms/mathitudes/documents/math-anxiety-research-paper-2.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  25. Sarkar A., Dowker A., Kadosh R.C. Cognitive enhancement or cognitive cost: trait-speplomin’ cific outcomes of brain stimulation in the case of mathematics anxiety // Journal of Neuroscience. 2014. Vol. 34. № 50. P. 16605–16610. doi:10.1523/JNEUROSCI.3129-14.2014
  26. Sevindir K., Yazici U., Yazici V. Mathematics anxiety: A case study for Kocaeli University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. P. 637–641. doi:10.1016/j.sbspro.2014.09.255
  27. Tapia M., George E. Marsh II. The Relationship of Math Anxiety and Gender [Электронный ресурс] // Academic Exchange Quarterly. 2004. Vol. 8. № 2. P. 130–135. URL: http://www.rapidintellect.com/AEQweb/5may2690l4 (дата обращения: 01.02.2019).
  28. The Role of Parents and Teachers in the Development of Gender-Related Math Attitudes / E. Gunderson [et al.] // Sex Roles. 2012. Vol. 66. № 3–4. P. 153–166. doi:10.1007/s11199-011-9996-2
  29. Tobias Sh. Math Anxiety: An Update // NACADA Journal. 1990. Vol. 10. № 1. P. 47–50. doi:10.12930/0271-9517-10.1.47
  30. Wilder S. Dimensions of Math Anxiety as Measured by the MARS – Brief: Factor Analysis [Электронный ресурс] // InterStat. 2013. Vol. 19. № 8. 17 p. URL: http://interstat.statjournals.net/YEAR/2013/articles/1308001.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  31. Woodard T. The Effects of Math Anxiety on Post-Secondary Developmental Students as Related to Achievement, Gender, and Age [Электронный ресурс] // Inquiry. 2004. Vol. 9. № 1. P. 1–5. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ876845.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

Информация об авторах

Адаскина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8802-0975, e-mail: adaskinaaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3990
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1879
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 38