Исследование отношения родителей детей с аутизмом к дошкольному образованию

113

Аннотация

Актуальность и цель. В воспитании и обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) до­школьный этап имеет особое значение: развивающаяся психика детей пластична, и в этом возрасте коррекци­онная работа наиболее эффективна. Цель настоящей работы — получение характеристик оценки родителями детей с аутизмом дошкольного образования (ДО), выявление факторов, влияющих на отношение родителей к ДО, и определение траекторий оптимизации этого отношения для повышения эффективности сопровождения детей с РАС в дошкольном периоде.

Методы и методики. Проведено анкетирование 629 родителей или законных представителей лиц с аутизмом (расстройствами аутистического спектра, РАС) из 43 регионов России и Республики Беларусь. Возраст детей респондентов — от 3 до 38 лет.

Результаты. Дошкольные образовательные организации (ДОО) посещали 86,6% детей респондентов; не по­сещали — 12,3%; не дали ответа на вопросы — 0,6%. В период со второй половины 1980-х по 2022 г. процент посещавших ДОО детей респондентов возрос с 7,8% до 97,0%, однако вне зависимости от возраста не менее четверти семей (24—28%) обращались помимо ДОО за помощью в другие организации или к частным специ­алистам, что прямо свидетельствует о неудовлетворённости предоставляемым ДОО сопровождением. Респон­денты, чьи дети посещали ДОО, по пятибалльной шкале оценивают деятельность дошкольного образования в 3,2+0,1, но у всех семей, давших оценку ДО, результат достоверно (P<0,01) ниже — 2,8+0,1. В комментариях респонденты отмечают недостаточный уровень квалификации сотрудников ДОО, проблемы организационно- методического обеспечения.

Выводы. Несмотря на субъективность, оценки и комментарии родителей отражают реальные проблемы до­школьного образования детей с РАС. В целях развития сотрудничества представителей системы ДО и семей, в которых есть дети с аутизмом, предлагается два равнозначных направления работы: просвещение родителей в вопросах аутизма и основ сопровождения детей с аутизмом и повышение уровня квалификации специалистов, работающих с такими детьми.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, дошкольное развитие, родители детей с аутизмом, сотрудничество семьи и специалистов, развивающее пространство

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210202

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания по теме №11.18 НИР за 2021 и 2022 годы Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Получена: 18.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Морозова С.С., Тарасова Н.В., Чигрина С.Г. Исследование отношения родителей детей с аутизмом к дошкольному образованию // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 7–14. DOI: 10.17759/autdd.2023210202

Полный текст

Введение

Один из основоположников современных подхо­дов к сопровождению людей с аутизмом (расстрой­ствами аутистического спектра, РАС, — в данной ра­боте эти термины используются как синонимы) Эрик Шоплер считал, что воспитание и обучение детей с аутизмом — самое сложное направление специаль­ного образования [15]. В этом процессе дошкольный этап (до 8 лет) особенно важен: развивающаяся пси­хика очень уязвима, но пластична, и возможности коррекционной работы в раннем возрасте всегда рас­ценивались как наиболее благоприятные.

Во многом эффективность сопровождения зави­сит от согласованности отношений к происходяще­му с аутичным ребёнком всех, кто непосредственно связан с его развитием, в первую очередь, родите­лей и специалистов, работающих с ребёнком [2; 8; 9; 16]. Такое взаимодействие предполагает взаимную осведомлённость об отношении партнёров (роди­тели — специалисты) к ситуации, целям и задачам сопровождения, используемым коррекционным подходам, конкретным методическим и организа­ционным решениям, перспективам развития и др. Такой информацией специалисты и родители об­мениваются в ходе непосредственного взаимодей­ствия (консультации, беседы в ходе совместной ра­боты и т.п.), но её объективность в силу понятных причин (недостаточная компетентность, стремле­ние не навредить ребёнку, не испортить отношения с партнёром по сотрудничеству, установки профес­сиональной этики, нередко ошибочно трактуемые) может искажаться. Эти понятные, но нежелатель­ные моменты становятся значительно менее суще­ственными в условиях независимого анонимного анкетирования, проведённого Центром социали­зации и персонализации образования детей (ныне Центр изучения приоритетных направлений об­разования) ФИРО РАНХиГС. При исследовании сотрудники имели в виду и психологические осо­бенности контингента родителей, в значительной степени принадлежащего к «расширенному аути­стическому фенотипу» [3; 4; 13; 14].

Актуальность исследования определяется особой значимостью дошкольного этапа для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) из-за ранимости и в то же время высо­кой пластичности развивающейся психики ребенка.

Цель исследования — определить отношение ро­дителей детей с аутизмом к дошкольному образова­нию, выявить факторы взаимоотношения специали­стов и родителей, наметить основные направления оптимизации этих отношений для повышения эф­фективности сопровождения детей с РАС в процессе дошкольного образования (ДО).

Методы, контингент и структура исследования

Проведено анкетирование 629 семей из 43 регио­нов России (604 анкеты) и из Республики Беларусь (25 анкет). Анкета содержала следующие вопросы о дошкольном образовании (ДО): посещал ли Ваш ребёнок дошкольную образовательную организа­цию (ДОО); если да, то какую (государственную / муниципальную, негосударственную; какую груп­пу); если нет, то почему; оценка ДО по 5-балльной системе. По желанию родители могли дать коммен­тарии по любым вопросам. Возраст детей на момент анкетирования — от 3 до 38 лет (соотношение по полу М : Ж = 3,8 : 1). Подробное описание исследования и характеристика контингента респондентов и их детей приведены в ранее опубликованных работах [2; 3; 4; 5]. Авторы не стремились к репрезентативности, по­скольку уровень развития ДО детей с РАС в регионах очень сильно различается, а получить репрезента­тивную выборку в отдельных регионах сложно из-за недостаточной выявляемости аутизма (на порядок ниже, чем данные Всемирной организации здравоох­ранения) и не всегда удовлетворительного качества. По тем же причинам, а также из-за недостаточного количества учреждений, реализующих ДО для детей с РАС, контингент не является рандомизированным, хотя некоторые авторы высказывают сомнение в том, что на данном этапе изучения аутизма это в принципе возможно [2; 11].

Результаты обрабатывались традиционными ме­тодами математической статистики (вариационный, дисперсионный, корреляционный анализ).

Результаты исследования

На вопросы, касающиеся ДО, четверо респон­дентов (0,6%) не ответили, 80 (12,3%) семей детей в ДОО не водили (не пытались или быстро прекрати­ли), в 545 случаях (86,6%) дети детский сад посещали регулярно (не всегда полную неделю и/или полный день). Из посещавших ДОО только 47 (8,6%) были в негосударственных организациях, остальные в му­ниципальных детских садах. Значительная часть ре­спондентов (более 50%) не дала ответа на вопрос о том, в какой группе занимался их ребёнок.

Те или иные комментарии дали 224 респондента (35,6% от общего числа), причём в некоторых реги­онах комментарии отсутствуют (Краснодар, Став­рополь, Беларусь), тогда как в других процент ком­ментариев доходит до 50—70% (Хабаровский край, Забайкалье, Владимирская область). Из коммента­риев следует, что только в четырёх случаях родители не водили в детский сад детей потому, что не счита­ли это нужным. Во всех остальных намерение отдать сына или дочь в ДОО не было реализовано. Основ­ные причины: ребёнок не смог удержаться в детском саду; его туда не приняли (чаще всего из-за пове­денческих проблем, реже — из-за коморбидных рас­стройств, например, ДЦП, расторможенности и др.); не дождались места.

Некоторые объективные данные. Соответственно тому, что возраст детей респондентов варьирует от 3 до 38 лет, некоторые из детей посещали ДОО на момент обследования, тогда как для самых старших исследуе­мые моменты относятся к средине — второй половине 1980-х годов. Это могло дать возможность отследить, как за этот период происходило изменение таких па­раметров как доступность ДО для детей с РАС, спектр групп, которые посещали дети с РАС, как (хотя бы в самых общих чертах) проходили первые годы началь­ного общего образования (НОО). Сравнивая эти пока­затели, полученные тоже от родителей, но значительно более объективные, чем оценки отношений с системой ДО, можно попытаться понять хотя бы в нулевом при­ближении соотношение реальных проблем и субъек­тивного отношения родителей к ним.

Процент детей, посещавших ДОО, с течением вре­мени увеличивался (см. табл.)

Как следует из таблицы 1, в обследуемом контин­генте доступность посещения ДОО для детей с аутиз­мом существенно повышается (речь идёт не об абсо­лютных цифрах, но о тенденции), но при этом во всех возрастных группах 24—28% респондентов обраща­лись за помощью, помимо ДОО, в другие организации или к частным специалистам. Этот факт указывает на недостаточную удовлетворённость родителей посе­щением ДОО: доступность повышается, но качество сопровождения, по мнению родителей, оставляет же­лать лучшего.

Повышение процента посещающих ДОО происхо­дило отчасти за счёт помещения детей в специальные группы для детей с другими нарушениями развития (интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи): если среди тех, кому на момент анкетирования было более 18 лет, соотно­шение детей, посещающих общеразвивающие и спе­циальные группы, составило 1:2,4, то в возрастной группе 12—17 лет — 1:2,8 (для более младших оцен­ка затруднена из-за большого количества вариантов организационных решений: группы инклюзивные, ресурсные, компенсирующего и комбинированного вида и т.д.). Без адекватного организационно-мето­дического и кадрового обеспечения положительные количественные изменения часто носят формаль­ный характер. Надлежащие качественные изменения происходили в основном локально, на основе энтузи­азма или частной инициативы отдельных специали­стов и/или родителей. Юридически-правовой базой таких изменений стал принятый в 2012 г. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [10]. Ка­чественные характеристики ДО детей с РАС пред­ставлены в подзаконных актах [6; 7]. Их реализация встречает ряд трудностей, многие из которых носят объективный характер. Чтобы отношение родителей к такой ситуации было правильным, требуются разъ­яснения содержания документов и особенностей их введения в практику.

Таблица

Процент детей респондентов, посещавших ДОО (в зависимости от возраста на момент анкетирования)

Возраст на момент анкетирования

>26 лет

18—25 лет

12—17 лет

<12 лет

N

26

39

63

497

Процент посещавших ДОО

7,8%

66,7%

71,4%

97,0%

 

Оценка взаимодействия с системой ДО, данная родителями детей с аутизмом несколько варьирует в зависимости от анализируемой выборки. Среди тех, чьи дети посещали ДОО (545 респондентов), средняя оценка взаимодействия с дошкольными организаци­ями составила 3,2+0,1. Восемь респондентов (1,3% от всех ответивших) оценки не дали, но не посеща­ли ДОО дети 80-ти респондентов, то есть минимум 72 из не посещавших ДОО выразили своё отношение в системе ДО. Общая средняя оценка (включая тех, кто не смог удержаться в детском саду) достоверно ниже (P<0,01) и составила 2,8+0,1, причём по реги­онам разброс среднего балла составляет от 2,4 (Вла­димирская область) до 4,5 (Тамбовская область), что статистически достоверно (P<0,05).

Оценки муниципальных и негосударственных организаций в среднем были одинаковыми, хотя раз­личия отдельных индивидуальных мнений достигали полярных: от «Реабилитацию ребенка мы проводим в частных центрах и за свой счет. От государства здесь помощи нет никакой» до «Из негосударственного садика вынуждены были уйти, в государственном — удержались».

Положительные оценки иногда относились к ситуации в целом («Спасибо садику. Все было по­строено на человеческом факторе: хорошие вос­питатели, адекватные педагоги, заведующая — профессионал»). Чаще положительные оценки относились к конкретным людям (например, «Вы­сокую оценку поставила не учреждению, а воспи­тателям»). Распределение оценок представлено на диаграмме (рис. 1).

Из представленных на рисунке 1 диаграмм сле­дует, что оценки родителей разделяются на две груп­пы, то есть распределение носит явно бимодальный характер: резко отрицательные оценки и оценки от­носительно положительные, среди которых можно отметить некоторое преобладание оценок положи­тельных (асимметрия вправо). В самом общем пла­не это указывает на наличие противоположных по­зиций: непонимание и отрицание специфики и даже самого существования РАС и стремление к развитию адекватной специализированной комплексной помо­щи детям с РАС. Обе позиции встречаются и у роди­телей, и у специалистов.

При группировании по регионам значение отдель­ных оценок снижается, крайние оценки родителей как бы нивелируются, распределение приобретает мономодальность со скошенностью вправо. По дан­ным однофакторного дисперсионного анализа, вли­яние региональной принадлежности составляет 19% и статистически достоверно (P<0,001). Косвенно это подтверждается и комментариями родителей, напри­мер: «В посещении детского сада в нашем регионе от­казали (Республика Коми), вынуждены были уехать в другой город» (Санкт-Петербург).

В целом комментарии родителей касаются очень многих проблем дошкольного образования. Наиболь­шую обеспокоенность вызывает проблема кадров: их компетентность в вопросах РАС («Воспитатели не готовы к работе с такими детьми»), дефицит кадров («Без тьютора нельзя, а тьютора не дают»), профес­сиональные качества («Со стороны специалистов только грубые замечания и глупые рекомендации» или «Безразличие персонала; ребёнок всегда был в одиночестве»).

В некоторых случаях комментарии касались более общих вопросов, содержали рекомендации отнюдь не частного порядка: «Убрать коррекционные группы и дать путь в общество», «Увеличить численность об­щеразвивающих групп», «Хотелось бы, чтобы откры­ли детские сады для детей с РАС» и др. Постановка такого рода вопросов родителями понятна и оправда­на, но при условии, что не вытесняется главное: обе­спечить по возможности успешное развитие своего ребёнка — с учётом его особенностей и индивидуаль­ности. Нередко наблюдается «соскальзывание» на проблемы более общего масштаба (что неоднократно описано в литературе [1; 3; 15]), но, подчеркнём, это не должно вытеснять главного.

Безусловно, что в полученных оценках и коммен­тариях определённую роль играют субъективные факторы, родители не всегда в полной мере пони­мают причины существующих проблем и реальные возможности их преодоления. Тем не менее, эти проблемы существуют, отражаются в мнениях и действиях родителей (а решения принимают имен­но они), и сформировать конструктивное сотрудни­чество родителей и специалистов в целях преодоле­ния или хотя бы смягчения этих проблем — задача первостепенной важности.

Таким образом, можно заключить следующее:

— родители оценивают сопровождение их детей в системе дошкольного образования как недостаточно удовлетворительное;

— положительные оценки связаны с отдельны­ми специалистами или частными ситуациями, но не с характеристиками дошкольного образования в целом;

— представления родителей о реальных потребно­стях их детей и возможностях удовлетворения этих потребностей не всегда соответствуют действитель­ности [3; 17];

— позиция сотрудников системы дошкольного образования в отношении проблемы РАС и родите­лей детей с этим нарушением развития требует кор­рекции [12];

— существующие предпосылки конструктивного сотрудничества родителей детей с аутизмом и специ­алистов системы дошкольного образования требуют укрепления и развития.

Основные конкретные пути достижения по­ставленной цели не новы, но по-прежнему акту­альны: просвещение родителей в области аутизма и возможностей сопровождения детей с этим нару­шением развития; повышение уровня квалифика­ции специалистов; создание атмосферы доверия и сотрудничества.

Выводы

В целях развития сотрудничества семей, в кото­рых есть дети с аутизмом, и системы ДО предлага­ется два равнозначных направления работы: про­свещение родителей в вопросах аутизма и основ сопровождения детей с РАС и повышение уровня квалификации специалистов, работающих с такими детьми.

Литература

  1. Морозов С.А. О критериях эффективности практик работы с людьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 10—15. DOI:10.17759/autdd.2017150402
  2. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 32—39. DOI:10.17759/ autdd.2021190404
  3. Морозов С.А., Чигрина С.Г. Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 78—84. DOI:10.17759/autdd.2022200209
  4. Морозов С.А., Морозова С.С., Тарасова Н.В. и др. Исследование отношений внутри семьи, имеющей ребёнка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 86—93. DOI:10.17759/autdd.2023210110
  5. Морозова С.С., Тарасова Н.В. Исследование влияния аутизма ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 39—45. DOI:10.17759/autdd.2022200304
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. 2013. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/ (дата обращения: 28.06.2023).
  7. Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ от 24.11.2022 № 1022 [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации. 2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202301270036 (дата обращения: 28.06.2023).
  8. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Под ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ МГППУ, 2017. 94 с. ISBN 978-5-94051-164-9.
  9. Пеетерс Т., Де Клерк Х., Морозова С.С. Сотрудничество между родителями и специалистами // Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 1—3 октября 2009 г.) / Науч. ред. С.А. Морозов. Москва, 2009. С. 74—103.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.06.2023).
  11. Fernell E., Wilson P., Hadjikhani et al. Screening, Intervention and Outcome in Autism and Other Developmental Disorders: The Role of Randomized Controlled Trials // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44. № 8. Pp. 2074—2076. DOI:10.1007/s10803-014-2070-5
  12. Peterson-Bloome L., Bölte S. “Now We All Share the Same Knowledge Base” — Evaluating Professional Development Targeting Preschool Staff’s Understanding of Autism and Inclusion Skills // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article № 846960. 16 p. DOI:10.3389/feduc.2022.846960
  13. Rankin J.A., Tomeny T.S. Screening of Broader Autism Phenotype Symptoms in Siblings: Support for a Distinct Model of Symptomatology // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 9. № 11. Pp. 4686—4690. DOI:10.1007/ s10803-019-04157-z
  14. Scheeren A.M., Stauder J.A.E. Broader Autism Phenotype in Parents of Autistic Children: Reality or Myth? // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 2. Pp. 276—287. DOI:10.1007/s10803-007-0389-x
  15. Schopler E. Principles for Directing Both Educational Treatment and Research // Diagnosis and Treatment of Autism / Ed. by C. Gillberg. New York: Plenum Press, 1989. Pp. 167—183. ISBN 978-0-306-43481-5.
  16. Taylor L.J., Luk S.Y.L., Leadbitter K. et al. Are child autism symptoms, developmental level and adaptive function associated with caregiver feelings of wellbeing and efficacy in the parenting role? // Research in Autism Spectrum Disorders. 2021. Vol. 83. Article № 101738. 11 p. DOI:10.1016/j.rasd.2021.101738
  17. Wallace-Watkin C., Whitehouse A.J.O., Waddington H. Early Intervention Delivery Methods for New Zealand Children with Autism: Current Practices Versus Parental Preferences // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. № 9. Pp. 3199—3211. DOI:10.1007/s10803-020-04777-w

Информация об авторах

Морозова Светлана Сергеевна, методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБУ ФИРО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477, e-mail: sv-morozova@yandex.ru

Тарасова Наталья Владимировна, директор Центра социализации и персонализации образования детей, Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБУ ФИРО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3344-4711, e-mail: n_v_tarasova@mail.ru

Чигрина Светлана Георгиевна, старший научный сотрудник, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ФИРО РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5507-5726, e-mail: chigrina-sg@ranepa.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 410
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 113
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0