Психологическая практика в школе

5967

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Чуменко Е.В. Психологическая практика в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 77–84. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29109 (дата обращения: 04.05.2024)

Полный текст

Общие вопросы организации производственной практики

Подготовка практических психологов для учреждений образования, помимо ознакомления слушателей с новыми технологиями психологической работы, предполагает создание ситуаций, в которых осуществлялась бы отработка у них специальных умений и навыков. Одной из форм профессионального обучения будущих психологов может являться профессиональная психологическая практика.

Она может осуществляться, прежде всего, на базе учреждений образования — в отделах образования, в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, в средних специальных учебных заведениях, вузах и др. В особых случаях возможна практика на базе медицинских учреждений (в детских больницах и др.), в пенитенциарных учреждениях.

Прежде чем включить слушателя в психологическую деятельность, необходимо сформировать у него базовые психологические умения и навыки: навыки ориентации в новой психологической реальности; навыки психологического общения, профессионального анализа психологических явлений; гностические, конструктивные, коммуникативные умения.

Переподготовка специалистов системы образования, в частности, подготовка практических психологов, предусматривает активное включение практического компонента в учебный план, постоянное проведение практических занятий со слушателями как в активной, так и в пассивной форме, когда слушатели не только наблюдают за реальными действиями психолога учреждения образования, но и имеют возможность, выполняя конкретное задание, тренировать специальные умения и навыки.

Задания, которые выполняют слушатели, включают как отработку навыков использования уже известных диагностических и коррекционных методик, так и организацию психологического эксперимента по апробации новых психодиагностических методик, разработке и внедрению оригинальных развивающих и коррекционных программ и т д.

Профессионально-психологическая практика логически увязывается с изучением основного блока психологических дисциплин.

Основными задачами активной практики являются:

— углубление и закрепление теоретических знаний слушателей;

—   формирование и развитие у слушателей психологических умений и навыков, психологического сознания;

—   развитие профессиональной культуры;

—   формирование психологического аналитического мышления, исследовательского подхода к профессиональной деятельности;

—   диагностика пригодности к выбранной профессии;

—   развитие потребности в психологическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании.

В процессе практической подготовки слушатели должны приобрести основные профессионально­психологические умения:

—   проектировочно-прогностические: умение прогнозировать развитие (обучение и воспитание) ребенка, результаты определенных психолого­педагогических воздействий; ставить цели, формулировать и планировать виды и задачи психологической деятельности и др.;

—   организаторские: умение организовывать разные виды деятельности с детьми и взрослыми; организовывать свою деятельность, свое рабочее место и др.;

—   диагностические: умение построить диагностическую процедуру в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; умение анализировать и интерпретировать полученные результаты и др.;

—   исследовательские: умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; умение владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности и др.;

—   коммуникативные: умение целенаправленно организовывать общение и управлять им; четко и убедительно выражать свои мысли, проговаривать инструкции, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями и др.

В процессе подготовки и проведения практики важно четко определить обязанности всех ее участников, что позволит обеспечить эффективность решения поставленных целей и задач.

Так, руководитель практики от факультета психологии:

—   обеспечивает четкое планирование, организацию и контроль всех видов практики;

—   подбирает базы практики, заключает договоры с базовыми учреждениями;

—   совместно с психологом учреждения образования обеспечивает практикантов необходимыми материалами для проведения различных видов работ (стимульный материал, методики, бланки и др.);

—   контролирует своевременное оформление документации по практике;

—   консультирует слушателей по различным вопросам, помогает в реализации программы практики, оформлении документации, в овладении практическими умениями;

—   совместно с руководителем от базового учреждения анализирует деятельность слушателей- практикантов, изучает документацию, оценивает работу слушателей;

—   проводит установочную и итоговую конференции для участников практики, помогает в подготовке слушателей к ней;

—   составляет общий отчет по всем видам психологической практики;

—   обобщает опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию.

Психолог учреждения образования:

—   знакомит слушателей со спецификой учреждения образования, с организацией научно-методической работы в нем;

—   знакомит слушателей с планами своей работы, с особенностями различных видов психологической деятельности, осуществляемой в базовом учреждении;

—   подготавливает по согласованию с руководителем практики от факультета виды работ психолога для практического освоения их слушателями;

—   совместно с руководителем практики от факультета уточняет содержание работы каждого слушателя, согласовывает индивидуальные программы;

—   по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов, помогает практикантам в психологических наблюдениях, проведении диагностических процедур, направляет совместную и индивидуальную аналитическую деятельность слушателей;

—   анализирует и оценивает результаты выполнения слушателями-практикантами заданий по практике.

Слушатель-практикант:

—   соблюдает график работы, присутствует на практике, своевременно извещает руководителя о своем отсутствии;

—   выполняет все задания, предусмотренные программой практики;

—   изучает специальную психолого-педагогическую литературу, подготавливает при необходимости сти­мульный материал для проведения исследования;

—   своевременно оформляет необходимую для каждого вида практики документацию;

—   участвует в установочной и итоговой конференциях;

—   высказывает свои предложения и замечания по организации практики, совершенствованию практической подготовки.

Основные критерии оценивания итогов практики

—   умение применять полученные теоретические знания;

—   качество и объем выполненных заданий;

—   уровень психологического анализа и рефлексии;

—   проявление в ходе практики самостоятельности, инициативно-творческого подхода к выполнению заданий, добросовестности, ответственности.

I этап. Работа психолога с учащимися начальной школы

Работа психолога в начальной школе основана на принципе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к учебной среде. Цель психолого-педагогической деятельности в этот период — создание педагогических и психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы следующих задач.

1.   Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2.   Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3.   Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-фор- мирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Цель практики на I этапе — каждому слушателю сформировать модель деятельности психолога в начальной школе по основным видам работ.

Задачи практики:

—   познакомиться с основными видами работ психолога в начальных классах школ различного типа;

—   научиться составлять планы реализации некоторых видов работ психолога;

—   проанализировать продукты деятельности первоклассников, посетить уроки, провести исследование по заранее разработанной программе;

—   научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов, подготовке аналитического документа по итогам исследования;

—   составить индивидуальную модель деятельности в начальной школе.

Практика на I этапе представлена следующими видами работ психолога:

—   определение готовности к школьному обучению; — изучение и содействие адаптации первоклассников в школе.

Календарное распределение практики

1-й день

Знакомство с учреждением образования, целями и задачами практики. Информирование слушателей о роли и месте психолога в данном учреждении.

В беседе со школьным психологом слушатели узнают об особенностях планирования работы в начальной школе, о деятельности психолога по определению психологической готовности к школьному обучению. Слушатели получают возможность анализировать имеющиеся на базе практики протоколы исследования детей при поступлении в школу, наблюдать за ходом психодиагностики готовности к школьному обучению воспитанников старшей группы, проводимой психологом детского сада.

При изучении особенностей деятельности психолога при определении готовности к школьному обучению необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

1.   Подготовка к диагностической работе. Отбор тестового материала, составление графика работы, протоколов обследования.

2.   Проведение диагностического исследования, заполнение протокола.

3.   Составление психологического заключения.

4.   Разработка коррекционной программы.

5.   Проведение консультаций для педагогов и родителей.

2-й день

В течение второго дня слушатели получают возможность познакомиться с алгоритмом деятельности психолога по организации эффективной адаптации учащихся к школьному обучению. Совместно с психологом проводится анализ продуктов деятельности первоклассников, оснований для формирования групп риска из учащихся первых классов; обсуждаются различные схемы анализа урока. Слушатели по заранее намеченной программе посещают уроки в первых классах, получают необходимую информацию по анализу деятельности педагога на уроке и подготовке аналитического документа.

При изучении данной темы за основу можно взять следующее:

1.   составление плана работы психолога по содействию эффективной адаптации;

2.   посещение уроков в классах;

3.   психологический анализ уроков;

4.   наблюдение за поведением учащихся во внеурочной деятельности;

5.   анализ продуктов деятельности первоклассников;

6.   консультации с педагогами по особенностям протекания процесса адаптации у отдельных учащихся;

7.   разработка мероприятий по повышению эффективности адаптации.

3-й день

Изучается роль психолога в диагностике эффективности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психолог школы знакомит слушателей с алгоритмами исследования эффективности учебного процесса, соотнесения уровня обучаемости и обученности, изучения мотивов учебной деятельности, определения группы риска детей — учащихся начальной школы. По заданию психолога школы слушателям может быть предоставлена возможность проведения групповой психодиагностики. В таком случае предусматривается оснащение слушателей необходимым инструментарием, предварительное инструктирование, апробирование методики в пилотажном режиме либо самостоятельная предварительная подготовка слушателей по заранее определенному заданию.

4-й день

В этот день практиканты с помощью руководителя практики от факультета и психолога учреждения образования проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитическую записку по итогам исследования.

5-й день

Посещение начальных школ с различными видами дифференциации, в том числе работающих на платной основе. Слушатели получают возможность познакомиться с организацией воспитательной работы в начальной школе.

Отчетные документы по I этапу практики

1.   Дневник.

2.   Протокол (копия) обследования первоклассника.

3.   Психологическое заключение (копия) с рекомендациями педагогу и родителям.

4.   Тезисы консультации для педагога или родителей.

5.   Анализ одного из уроков с выводами и рекомендациями.

6.   Аналитическая записка по результатам работы с продуктами деятельности первоклассников.

7.   Методическая разработка психолого-педагогического консилиума по теме «Адаптация учащихся в первом классе».

8.   Программа одного занятия по коррекции познавательных процессов.

9.  Индивидуальный план психологической деятельности психолога в начальной школе.

Индивидуальный набор отчетных документов определяется для каждого практиканта в соответствии с выбранной им темой.

II этап. Роль психолога в изучении эффективности организации учебно-
воспитательного процесса в средней школе

В средней школе психолог продолжает психологическое сопровождение учащихся на основе накопленной за период обучения в начальных классах и получаемой вновь информации. Направления деятельности психолога определяются как целями и задачами, стоящими перед педагогическим коллективом конкретной школы, так и сложившимися алгоритмами сопровождения учащихся на разных этапах обучения. Основные циклы работ психолога в средней школе направлены на психологическое сопровождение следующих проблемных этапов: — переход учащихся в среднее звено школы;

—   адаптация в среднем звене;

—   подростковый кризис;

—   адаптация в старшем звене.

Внутри этих циклов могут применяться разнообразные алгоритмы и программы. При этом необходимо учитывать, что так же, как и в начальной школе, деятельность психолога представлена цепью взаимосвязанных конкретных действий и шагов. В целом работа представляет собой построение следующей последовательности.

1.  Организационная и методическая подготовка к проведению цикла. Этот этап работы заключается в определении целей и задач диагнос­тико-коррекционных мероприятий, планировании деятельности, подготовке необходимых диагностических материалов, оповещении всех участников и т д.

2.  Проведение первого этапа диагностического обследования в соответствии с целями и задачами. Здесь уместно наблюдение за учащимися на уроках и переменах; проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися параллели, педагогами и родителями; обработка результатов; отбор группы школьников для проведения углубленной диагностики; подготовка заключений по всем видам обследований.

3.  Подготовка психолого-педагогического консилиума как мероприятия, объединяющего усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно­воспитательного процесса в реализации программы индивидуального сопровождения учащихся. Сюда могут быть включены такие виды работ, как консультации с медиками, педагогами; подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом; составление плана обсуждения и т д.

4.   Проведение психолого-педагогического консилиума. Подразумевается, что в процессе работы консилиума разрабатываются и планируются стратегии сопровождения каждого школьника, распределяется ответственность за реализацию каждого этапа.

5.   Реализация решений консилиума предполагает проведение консультативных мероприятий: родительских собраний; коррекционных мероприятий; планирование совместных действий классных руководителей и психолога; осуществление социально-диспетчерской деятельности и т д.

6.   Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Цель практики на II этапе — приобрести практические умения во всех видах работ по реализации одной из тем деятельности психолога в средней школе.

Задачи практики:

—   сформировать четкое представление о системе работы психолога в средних классах школы;

—   научиться переводить педагогический запрос в психологическую задачу и предусматривать конечные цели в реализации запроса;

—   научиться планировать психологическую деятельность по реализации какого-либо вида работ;

—   научиться предусматривать систему взаимодействий и разделения функций между участниками психолого-педагогического сопровождения;

—   научиться методике составления рекомендаций педагогам по различным видам обследований школьников;

—   научиться соотносить содержание психолого-педагогических мероприятий с возрастными особенностями учащихся;

—   расширить спектр представлений о возможностях педагогов и психологов в психолого-педагогическом сопровождении.

Практика на II этапе может включать следующие темы.

1.   Содержание деятельности психолога, педагогов школы на этапе адаптации учащихся при переходе в пятый класс.

2.   Изучение типа мотивации. Изучение уровня обученности школьников.

В данной теме рассматриваются также следующие виды работ психолога:

—   изучение соотношения учебной мотивации и уровня обученности учащихся;

—   диагностика эффективности организации учебного процесса (могут быть использованы методики: ШТУР, Карта интересов Голомштока, прогрессивные матрицы Равена, Краткий ориентировочный тест);

—   диагностика уровня обученности для организации дифференцированного обучения (методики: ШТУР, АСТУР);

— индивидуальная диагностика для организации индивидуального подхода к учащимся (может выполняться как по итогам индивидуального анализа результатов диагностики, полученной в групповом предъявлении, так и по итогам индивидуальной диагностики по расширенным тестовым батареям).

3.   Изучение уровня воспитанности школьников.

4.   Работа с педагогами: создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий.

Календарное распределение практики

1-й день

Психолог школы знакомит слушателей с организацией делопроизводства психолога, планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.

Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как одного из важнейших видов работ. Психолог школы организует посещение нескольких уроков в 5-х классах с целью изучения оценочной деятельности педагогов, инструктирует практикантов по особенностям анализа посещенных уроков.

Между слушателями, руководителем практики и психологом распределяются задания на следующие дни практики. Слушатели под руководством психолога школы и руководителя практики от факультета составляют алгоритм исследования в соответствии с целью исследования, гипотезой. Каждый практикант самостоятельно разрабатывает план обследования по своему разделу. Практиканты имеют возможность получить консультации у руководителя практики и психолога, а также поработать с литературой.

2-й день

По заранее разработанной программе слушатели, в зависимости от полученного задания, имеют возможность провести диагностику основных компонентов учебной деятельности школьников, изучение типа мотивации, изучение показателей и уровней обученности школьников, умственной самостоятельности школьников, изучение уровня воспитанности учащихся.

3-й день

В этот день практиканты с помощью руководителей практики от факультета и психолога учреждения образования проводят обработку, анализ результатов, составляют аналитический документ, программу деятельности психолога, педагогов по результатам исследований.

4-й день

Эта часть практики является продолжением работ третьего дня и может быть посвящена углубленной диагностике учащегося или класса при необходимости получения дополнительных данных для заключения. Практиканты составляют схемы индивидуального обследования школьников с различными формами школьной дезадаптации, получают возможность индивидуальной работы со школьниками.

Слушатели посещают школьное мероприятие, имеющее воспитательную нагрузку (тематический вечер, классные часы и т п.). Проводится анализ мероприятия.

5-й день

В этот день психолог школы знакомит слушателей-практикантов с особенностями работы с педагогами, с возможностями оказания психологической помощи педагогам. Школьный психолог знакомит практикантов с результатами психологических мероприятий в педагогическом коллективе. Обсуждается сотрудничество с социальным педагогом, его возможности и ограничения.

Руководитель практики от факультета организует совместную работу слушателей и психолога учреждения образования в режиме «брейнсторминга» по составлению программы психолого-педагогической деятельности с учащимися, оставленными на повторный курс обучения.

Отчетные документы по II этапу практики

1.   Дневник.

2.  Анализ оценочной деятельности педагога (можно использовать методические материалы к I этапу).

3.  Аналитическая записка с рекомендациями участникам процесса сопровождения по результатам исследования по изучению учебной мотивации учащихся, эффективности организации учебного процесса и др. (в зависимости от индивидуального задания), предпринятого в 5-9-х классах.

4.  Анализ внеклассного мероприятия (см. в методических материалах примерную схему психолого-педагогического анализа внеклассного мероприятия).

III этап. Работа с подростками группы риска.

Работа с семьями учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска является одним из наиболее важных компонентов практической деятельности школьного психолога. В группу риска попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, наконец, дети из так называемых «неблагополучных семей». Психологу важно четко разграничивать сферы возможностей специалистов разных категорий, занимающихся воздействием на подростков: медиков, социальных работников и педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Процесс ресоциализации (организованного социально-педагогического процесса восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков) подростков группы риска обычно состоит из трех этапов:

—   диагностического, в процессе которого возможна дифференциация детей по группам риска, основанием для деления на которые может служить как патогенная, так и психосоциальная и социальная дезадаптация;

—   составления реабилитационной программы. На этом этапе необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для разных групп подростков выступают мероприятия, осуществляемые не только силами педагогических коллективов школ и внешкольных учреждений, но и специальных профилактических служб, ресоциализирующих центров, инспекций по делам несовершеннолетних;

—   реализации программы реабилитации. Этот этап включает объединение усилий всех участвующих в программе людей и организаций.

Задача практического психолога учреждения образования состоит в том, чтобы дать широкому кругу практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных педагогов) психологические знания для предупреждения, выявления и помощи несовершеннолетним с отклоняющимся поведением.

Цель практики на III этапе — каждому слушателю составить программу ресоциализации подростка из группы риска.

Задачи практики:

—   изучить нормативные документы о работе социально-психологического центра;

—   сформировать представление о дифференциации подростков на группы в зависимости от особенностей дезадаптации;

—   научиться анализировать документы и сведения о подростке, использовать данные для составления программы реабилитации;

—   научиться составлять программу реабилитации подростка с включением деятельности всех субъектов реализации программы.

Календарное распределение практики

1-й день

Руководитель территориального социально-психологического центра знакомит слушателей с деятельностью психологов центра.

С помощью психолога слушатели изучают нормативные документы о работе психолого-медико­педагогической комиссии, СПЦ.

Психолог базы практики знакомит слушателей с методиками, тестовым материалом по изучению подростков, возможностями работы с детьми, имеющими проблемы в личностном, интеллектуальном и физическим развитии.

В режиме «круглого стола» разрабатывается опорная схема программы деятельности школы по психологическому сопровождению подростков и детей группы риска.

2-й день

Практиканты получают возможность познакомиться со списком детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и внутри- школьном контроле.

Совместно с психологом школы и руководителем практики от факультета проводится анализ документов, продуктов деятельности школьников, комплекса мер, разработанных школой по предупреждению девиантного и делинквентного поведения школьников.

3-й день

Слушатели составляют схемы изучения подростка с учетом возрастных особенностей, социальной ситуации, интеллектуальных и личностных особенностей и получают возможность проведения недостающих психодиагностических мероприятий; составляют программы реабилитации подростков.

4-й день

Психолог школы и руководитель практики от факультета проводят с практикантами собеседование по составленным ими программам реабилитации.

Изучается опыт психолога школы по организации коррекционной работы с подростками.

5-й день

Психолог учреждения образования знакомит слушателей с особенностями, направлениями и формами работы психолога с семьями учащихся, диагностикой семьи и семейного воспитания. На основе ранее полученных знаний в режиме совместной деятельности практиканты составляют тематику родительских собраний с 1-го по 11-й класс. Обсуждаются возможности работы родительских клубов.

Под руководством психолога составляется план работы клуба.

Отчетные документы по III этапу практики

1.   Схема изучения подростка.

2.   Программа реабилитации подростка.

3.   Тематика родительских собраний с 1-го по 11-й класс.

4.   План работы родительского клуба.

5.    Анализ какого-либо раздела конкретной коррекционной программы (по выбору).

IV этап. Коррекционная работа с учащимися школы. Работа с классными коллективами

В работе психолога образования коррекция определяется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. «Следует дифференцировать коррекцию нормального и анормального развития. Первая осуществляется психологом, вторая — пато­психологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что должно быть, что есть, что надо сделать, чтобы было должное» (Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.— М., 2000.— С. 86).

Цель практики на IV этапе — каждому практиканту на основе диагностических мероприятий разработать коррекционную программу для одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи практики:

—   познакомить слушателей с основными принципами составления коррекционных программ;

—   составить алгоритм изучения особенностей учебной деятельности школьника по запросу педагогов;

—   составить психологическую характеристику классного коллектива.

Практика на IV этапе представлена следующими видами работ психолога:

—   составление коррекционной программы для учащегося;

—   изучение особенностей классного коллектива и составление психолого-педагогической характеристики класса.

Календарное распределение практики

1-й день

Психолог учреждения образования знакомит слушателей с коррекцией основных компонентов учебной деятельности, приемами развития умственной самостоятельности; с принципами определения круга учащихся, требующих коррекционной поддержки (начиная с младшей школы); с особенностями составления программы изучения причин неуспеваемости школьников. Практиканты получают возможность на основе знакомства с имеющимися документами подготовить программу изучения школьника по запросу педагогов.


2-й день

В течение второго дня слушатели получают возможность провести психодиагностическое изучение особенностей учебной деятельности слабоуспева­ющего школьника (в подготовке к этому дню можно использовать методические материалы других этапов практики).

3-й день

Практиканты в течение этого дня занимаются составлением индивидуальных коррекционных программ по результатам психодиагностики, получают консультации у руководителей практики от учреждения образования и факультета психологии, используют литературу.

4-й день

Практиканты посещают занятия в группах развития у психологов и логопедов. Совместно с логопедом и психологом проводится подробный анализ занятий.

Далее изучаются организация индивидуального подхода к хорошо успевающим школьникам и работа психолога с родителями и учителями по проблемам учебной деятельности.

5-й день

В этот день предполагается знакомить практикантов с особенностями развития личности в детских группах и коллективах.

Психолог учреждения образования знакомит слушателей с деятельностью в классных коллективах. Практиканты анализируют положение учеников в группе сверстников, влияние коллектива на поведение школьника — позитивные и негативные факторы.

Слушатели проводят исследование в классных коллективах с целью выявления неформальных лидеров, микрогрупп, ценностных ориентаций и самооценки школьников. По результатам изучения слушатели подготавливают аналитическую записку.

Отчетные документы по IV этапу практики

1.   Дневник.

2.   Описание алгоритма определения круга учащихся, требующих коррекционной поддержки.

3.   Аналитическая записка по результатам психодиагностики слабоуспевающих школьников.

4.   Коррекционная программа по результатам психодиагностического обследования для школьника.

5.   Аналитическая записка по результатам изучения классного коллектива с выводами и рекомендациями для педагогов.

Итоги и оценка практики

Общие оценки практики складываются из оценок, полученных слушателями за выполнение заданий каждого этапа. При оценивании каждого вида деятельности рекомендуется воспользоваться следующими критериями.

1.   Уровень владения слушателями знаниями:

—   ориентировка в содержании вида практической деятельности в частности и в теме практики в целом;

—   интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями испытуемых;

—   логика построения содержания отчетных документов;

—   аргументированность предлагаемых диагностических и коррекционных конструкций.

2.   Уровень сформированности у практикантов профессиональных умений в психологической деятельности.

3.   Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности.

4.   Личностное отношение слушателей к практике.

5.   Качество оформления и своевременность сдачи документации.

Предусматриваются несколько этапов защиты практики слушателями.

Первый этап — слушатели сдают дифференцированный зачет по всем заданиям, выполняемым во время прохождения практики, предъявляют все отчетные документы, «сырые материалы» и в устной беседе с руководителем практики обосновывают все свои выводы и рекомендации.

Второй этап — по окончании практики проводится итоговая конференция, на которой выступают слушатели с наиболее интересными наработками. Опыт накапливается и обобщается в отделе прикладной педагогической психологии.

Информация об авторах

Чуменко Елена Владимировна, методист высшей категории отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования (г. Минск), Минск, Беларусь

Метрики

Просмотров

Всего: 1130
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 5967
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1