Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 2. С. 59–71
doi:10.17759/pse.2019240206
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: школьная адаптация, социально-экономические факторы риска, дезадаптация, первоклассники
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240206
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00348).
Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ № 50 и № 9 г.Архангельска.
Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 59–71. DOI: 10.17759/pse.2019240206
Полный текст
Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников
Введение
В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества [9; 14; 16; 24; 28] . Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации) .
Существует много подходов к понятию школьной адаптации . Так, школьную адаптацию понимают как: приспособление ребенка к функционированию в рамках учебной деятельности, т. е . выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя определенных ролевых обязательств [8]; совокупность признаков, свидетельствующих о соответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации обучения [13] и др. В нашем исследовании мы использовали понятие школьной адаптации как приспособление ребенка к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям и видам деятельности [24]. Первоклассник, поступив в учебное заведение, адаптируется, осваивая школьное пространство, привыкая к новому режиму дня, принимая множество правил и ограничений, которые помогают выстроить поведение и установить взаимоотношения с учителем и сверстниками
Исследователи выделяют разные признаки и критерии успешности школьной адаптации первоклассников В многоуровневой структуре школьной адаптации можно остановиться на основных компонентах:
— когнитивный (предполагает успешность ребенка в обучении и выражается в положительных оценках по предметам, освоении учебных навыков, полноте и системности знаний);
— эмоционально-оценочный (устойчивое положительное отношение к школьным предметам, педагогам, видам деятельности);
— поведенческий (предполагает отсутствие систематически повторяющихся нарушений поведения ребенка в процессе обучения, ориентацию ребенка на школьные нормы и правила, способность установить отношения со сверстниками и взрослыми) [6; 24]
В психологической литературе присутствует незначительное количество работ, раскрывающих влияние социально-экономических факторов риска на характеристики школьной адаптации первоклассников В их число входит множество средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи до неблагоприятной экологической обстановки [2; 17; 24] . Важное место среди них принадлежит неблагоприятным условиям семейного воспитания ребенка [12; 30] . К отрицательным факторам семейного окружения относят: неполную структуру семьи, вредные привычки родителей, неудовлетворение основных материальных и психологических потребностей ребенка, отсутствие контроля поведения ребенка со стороны взрослых, жесткое обращение с ребенком и др . [2; 24; 28] . Это может приводить к развитию фрустрации и нарушать процессы социальной, психологической и психофизиологической адаптации [18] . Семейное неблагополучие может вызвать ряд проблем в поведении и развитии детей, привести к нарушению ценностных ориентаций, снижению мотивации учебной деятельности, девиантному поведению [9; 18; 30] . На развитие личности ребенка и его поведение влияют родительский авторитет, напряженные межличностные отношения в семье, численный и качественный состав семьи, обеспеченность жилищными условиями и др [12; 24; 25] . Так, исследователи отмечают асоциальный тип поведения в период адаптации к школе у детей из семей с низким уровнем материальной обеспеченности и с отсутствием у родителей высшего образования [10; 12; 29] . Материальная обеспеченность и полнота семьи оказывают влияние на показатели умственной работоспособности первоклассников [2]
Исходя из вышесказанного, цель исследования — оценить влияние социально-экономических факторов риска на характеристики школьной адаптации первоклассников
Организация и ход исследования
Участники исследования
Обследованы 193 первоклассника общеобразовательных школ города Архангельска в возрасте 7—8 лет . Родители учеников были информированы о проводившемся исследовании и дали письменное согласие на участие в нем . Дети, принявшие участие в исследовании, с медицинской точки зрения были практически здоровы . Обследование проводилось в первой половине дня при хорошем самочувствии школьников и положительном отношении к выполнению заданий исследования .
Программа исследования
Данное исследование проводилось в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации 2013 г . На первом этапе исследования было осуществлено анкетирование и интервьюирование родителей с целью выделения социально-экономических факторов риска; на втором этапе — индивидуальная диагностика компонентов школьной адаптации обследуемых школьников
Используемые методики
Для оценки характеристик школьной адаптации детей были использованы стандартизированные методики . Исследование показателей когнитивного компонента школьной адаптации осуществлялось с применением методик: «Узнавание фигур», «Заучивание 10 слов», «Четвертый лишний» [25], «Определение уровня развития зрительного восприятия» [7], «Определение речевого развития и вербального мышления», тест Тулуз—Пьерона [27] . Уровень сформирован- ности базовых компонентов ведущего вида деятельности оценивался по методике ГВ . Репкина и Е . В . Заика [22] . Для изучения эмоционального компонента школьной адаптации применялась методика «Дом—дерево—человек» с использованием симптомокомплексов Р . Ф. Беляускайте [23]; эмоционально-поведенческого — опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) [5], методики «Диагностика психоневрологической симптоматики учащихся» [1] и «Лица» [19] . Методика «Домики» [20], анкета «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» (для учителей) [3] и опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т .В . Архиреевой [4] позволили оценить поведенческий компонент школьной адаптации обследуемых первоклассников. Обнаружение социально-экономических факторов риска проводилось с помощью анализа результатов, полученных при применении методики «Социальный паспорт семьи» (для родителей) [21] .
Статистические процедуры
Статистический анализ полученных данных проводили с использованием программного обеспечения «SPSS statistics 22.00» для Windows . Для выявления частоты встречаемости социальноэкономических факторов риска в предшкольный период у обследованных была применена описательная статистика по распределению частот. Для обнаружения взаимосвязей оценки наличия социально-экономических факторов риска в пред- школьный период с характеристиками компонентов школьной адаптации первоклассников применяли ранговый корреляционный анализ по Спирмену. Линейный регрессионный анализ методом пошагового отбора позволил получить уравнения двухсторонних математических зависимостей изучаемых параметров. Адекватность полученных регрессионных уравнений определяли по уровню коэффициента детерминации R2, значимость которого оценивали с помощью F-критерия Фишера . Проверку значимости коэффициентов уравнений линейной регрессии осуществляли с использованием t-критерия Стьюдента . Критический уровень значимости (p) для всех проверяемых статистических гипотез — 0,001.
Результаты
Согласно экспертной оценке ответов анкеты «Социальный паспорт семьи» (табл. 1), у большинства первоклассников происходили резкие перемены в жизни, связанные с переездами — 55,1%, разлукой с родными — 28,1%, госпитализацией — 7,9% случаев . Выявлено значительное число родителей со средним уровнем образования: со средне-техническим — 40,3% отцов и 35,4% матерей, а с неполным средним — 9% и 7,6% соответственно .
Несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания в семьях обнаружено в 37,5% случаях . Злоупотребление алкоголем и курением имели 36,7% отцов и 14,7% матерей обследованных первоклассников Достаточно высокий процент детей воспитываются в неполных семьях (24,3% детей живут только с матерью, 0,7% детей — с отцом) . Тяжелое материальное положение семьи выявлено в 18,5% случаев; 15% обследуемых учащихся воспитываются в многодетных семьях, а 5,7% — в конфликтной семье .
Таблица 1
Количество первоклассников (%) с наибольшей частотой встречаемости социально-экономических факторов риска
Социально-экономические факторы риска |
Процент |
Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с частыми переездами |
55,1 |
Средне-техническое образование отца |
40,3 |
Несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания (жилой площади на 1 человека в семье) |
37,5 |
Злоупотребление отцом алкоголем и курением |
36,7 |
Ребенок не занимается физкультурой и спортом |
36,4 |
Средне-техническое образование матери |
35,4 |
Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с разлукой с родными |
28,1 |
Время прогулки ребенка менее 2-х часов в день |
26,4 |
Неполная семья (только мать) |
24,3 |
Доход семьи ниже прожиточного минимума |
18,5 |
Многодетная семья (более 3-х несовершеннолетних детей в семье) |
15 |
Вредные привычки матери |
14,7 |
Неполное среднее образование отца |
9 |
Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с госпитализацией |
7,9 |
Неполное среднее образование матери |
7,6 |
Конфликтная семейная обстановка |
5,7 |
Жилищно-бытовые условия, нуждающиеся в улучшении и не соответствующие потребностям ребенка (комната в коммунальной квартире) |
5,6 |
Применение метода ранговых корреляций Спирмена позволило обнаружить ряд значимых связей между компонентами школьной адаптации и социально-экономическими факторами риска (рис . 1) .
Обнаружены взаимосвязи социально-экономических факторов риска в предшкольный период с показателями когнитивного компонента школьной адаптации: речевым развитием (r = -0,239; р = 0,001); наглядно-образным (r = -0,211; р = 0,01) и словесно-логическим мышлением (r = -0,229; р = 0,01) . Эмоциональный компонент школьной адаптации неравнозначно связан с социально-экономическими факторами риска . Благоприятное социально-экономическое положение ребенка связано с его эмоциональной способностью к прямым, непосредственным контактам с людьми (r = 0,220; р = 0,01); удовлетворением его эмоциональной потребности в защите, тепле, уюте (r = 0,180; р = 0,01) .
Неблагоприятные социально-экономические факторы коррелируют с эмоциональным отношением к детскому саду (r = 0,187; р = 0,001), а также с эмоциональным отношением первоклассника к школьным предметам: окружающему миру (r = 0,148; р = 0,001) и физической культуре (r = 0,144; р = 0,001) . Поведенческий компонент школьной адаптации (активность) показал закономерную взаимосвязь с изучаемыми факторами риска в предшкольный период (r = -0,212; р = 0,05) . Успешность адаптации ребенка к школе зависит от степени сформированности компонентов учебной деятельности Обнаружена тесная корреляция социально-экономических факторов риска и учебно-познавательного интереса (r = -0,267; р = 0,001), самоконтроля (r = -0,142; р = 0,05) первоклассников .
Выявлены взаимосвязи некоторых социально-экономических факторов риска с характеристиками школьной адаптации (табл. 2) . Наиболее значимые коэффициенты корреляций отмечены между: образованием матери и продуктивностью наглядно-образного мышления, речевого развития ребенка; жилищно-бытовыми условиями жизни ребенка и его способностью к произвольной саморегуляции и самоконтролю; количеством детей в семье и способностью ребенка управлять своей жизнью; доходом семьи и умением ребенка приспосабливаться к изменениям социальной среды .
Некоторые характеристики школьной адаптации |
Время проживания |
Жилищно бытовые условия |
Количество детей в семье |
Полнота состава семьи |
Доход семьи |
Образование мамы |
Образование папы |
Условия проживания ребенка |
Способность управлять жизнью |
-0,135 |
-0,056 |
-0,235*** |
0,020 |
-0,049 |
0,115 |
0,021 |
-0,041 |
Социально-психологическая адаптация |
-0,016 |
0,001 |
0,058 |
-0,040 |
-,0233*** |
0,043 |
-0,031 |
-0,139 |
Враждебность |
0,071 |
0,172* |
-0,173* |
-0,044 |
-0,145* |
-0,028 |
-0,044 |
-0,052 |
Незащищенность |
0,220** |
0,010 |
-0,065 |
-0,159* |
-0,166* |
0,104 |
-0,030 |
-0,084 |
Тревожность |
0,196** |
0,014 |
0,064 |
-0,074 |
-0,060 |
0,026 |
-0,001 |
0,038 |
Трудности в общении |
0,042 |
0,023 |
-0,203** |
0,083 |
0,085 |
-0,199* |
-0,239** |
0,051 |
Некоторые характеристики школьной адаптации |
Время проживания |
Жилищно бытовые условия |
Количество детей в семье |
Полнота состава семьи |
Доход семьи |
Образование мамы |
Образование папы |
Условия проживания ребенка |
Способность управлять жизнью |
-0,135 |
-0,056 |
-0,235*** |
0,020 |
-0,049 |
0,115 |
0,021 |
-0,041 |
Социально-психологическая адаптация |
-0,016 |
0,001 |
0,058 |
-0,040 |
-,0233*** |
0,043 |
-0,031 |
-0,139 |
Враждебность |
0,071 |
0,172* |
-0,173* |
-0,044 |
-0,145* |
-0,028 |
-0,044 |
-0,052 |
Незащищенность |
0,220** |
0,010 |
-0,065 |
-0,159* |
-0,166* |
0,104 |
-0,030 |
-0,084 |
Тревожность |
0,196** |
0,014 |
0,064 |
-0,074 |
-0,060 |
0,026 |
-0,001 |
0,038 |
Трудности в общении |
0,042 |
0,023 |
-0,203** |
0,083 |
0,085 |
-0,199* |
-0,239** |
0,051 |
Использование регрессионного анализа позволило получить уравнение, оценивающее взаимовлияния социально-экономических факторов риска в предшкольный период развития ребенка с характеристиками его школьной адаптации (табл . 3) . Согласно полученному уравнению:
lg(Y)=48,427—
3,256-lg(X1)+1,352-lg(X2)+2,215-lg(X3)+2,092-l g(X4)—1,384lg(X5)—1,618lg(X6)+0,809lg(X7), основными показателями, тесно связанными с социально-экономическими факторами риска (Y), являются: X, — самочувствие, активность, настроение; X2 — действия контроля; Х3 — трудности в школьной деятельности; X4 — эмоциональное отношение к физической культуре; X5 — речевое развитие; X6 — учебный интерес; X7 — незащищенность
Модель |
R |
R-квадрат |
Скорректированный R-квадрат |
Стд. ошибка оценки |
Дурбин- Уотсон |
Дурбин—Уотсон (норма) |
1 |
,438a |
,192 |
,178 |
4,25348 |
2,069 |
1—3 |
период развития и показателей школьной адаптации первоклассников
Модель |
Сумма квадратов |
ст. св. |
Средний квадрат |
F |
Знч. |
|
1 |
регрессия |
253,155 |
1 |
253,155 |
13,993 |
,000ь |
остаток |
1067,435 |
59 |
18,092 |
|
|
|
всего |
1320,590 |
60 |
|
|
|
|
13 |
регрессия |
957,449 |
11 |
87,041 |
11,745 |
,000" |
остаток |
363,141 |
49 |
7,411 |
|
|
|
всего |
1320,590 |
60 |
|
|
|
Таблица 3.3
Модель |
Нестандартизованные коэффициенты |
Стандартизованные коэффициенты |
t |
Знч. |
||
B |
Стд. Ошибка |
Бета |
||||
(константа) |
|
48,427 |
5,134 |
|
9,432 |
,000 |
Самочувствие, активность, настроение |
Х, |
-3,256 |
,766 |
-,424 |
-4,250 |
,000 |
Действия контроля |
X, |
1,352 |
,296 |
,376 |
4,564 |
,000 |
Трудности в школьной деятельности |
Х3 |
2,215 |
,598 |
,324 |
3,705 |
,001 |
Эмоциональное отношение к физической культуре |
Х4 |
2,092 |
,552 |
,350 |
3,787 |
,000 |
Речевое развитие |
Х5 |
-1,384 |
,316 |
-,350 |
-4,380 |
,000 |
Учебный интерес |
Х6 |
-1,618 |
,369 |
-,368 |
-4,385 |
,000 |
Незащищенность |
Х7 |
,809 |
,233 |
,297 |
3,470 |
,001 |
В результате отчетливо прослеживается важность благоприятной социально-экономической среды для гармоничного развития ребенка и успешности школьной адаптации, что подтверждается не только количеством параметров (Х1—Х7), но и значением коэффициента детерминации R2 = 0,6725 .
Обсуждение результатов
Как показали результаты исследования, большинство учащихся (55,1%) в предшкольный период испытывали резкие перемены в жизни . Известно, что дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям социальной среды, причиной тому являются морфофункциональная незрелость организма, неустойчивость психики, слабая приспособляемость к сложным жизненным ситуациям Резкие изменения привычного образа жизни (смена места жительства, развод родителей, появление нового члена семьи и др ) могут привести к появлению нервно-психического напряжения, вызывать стресс и дезадаптационные процессы [9] .
Немаловажными для благополучного развития ребенка являются и такие выявленные социально-экономические факторы риска, как «несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания», «доход семьи ниже прожиточного уровня», «многодетная семья». Как отмечают современные исследования, половина семей с двумя детьми и две трети многодетных семей живут в бедности При этом уровне жизни семья не имеет возможности предоставить ребенку необходимые условия для гармоничного развития; ограничивается удовлетворением познавательных и физиологических потребностей [2; 10] . Так, установлено, что матери, у которых отмечается высокий социально-экономический статус, обеспечивают для своих детей более обогащенную образовательную среду с самого раннего возраста Они чаще общаются и взаимодействуют со своими детьми, реже применяют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и включает больше информации о внешних объектах [15] . Проживание детей в неполной семье может привести к ряду существенных рисков полноценного развития Среди семей обследованных первоклассников количество неполных семей практически соответствует общероссийским показателям: 24,3% детей живут только с матерью и 0,7% детей — с отцом . Как указывает И . Ф. Дементьева, в структуре неполных семей в Россий
ской Федерации 30% составляют материнские. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, наблюдаются нарушения в личностном развитии, могут возникать неоправданно высокие притязания, эгоцентризм, страдает самооценка, имеются трудности в общении с окружающими людьми, асоциальное поведение [10] . Для успешной социализации ребенка немаловажное значение имеет и уровень образования родителей . Нами выявлен высокий процент семей со средним уровнем образования родителей (35,4%) . Как утверждают психологи, образовательная среда семьи — это комплекс средств (духовных и материальных) и условий, способствующих эмоциональному, интеллектуальному развитию школьника . Она помогает ребенку быть уверенным в себе, раскрыть свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества [12] .
Проведенный корреляционный анализ доказал, что неблагоприятные социально-экономические факторы являются существенным риском для всех компонентов школьной адаптации . Не вызывает сомнения выявленный факт наиболее тесного взаимодействия социально-экономических факторов и эмоциональной составляющей школьной адаптации Ребенок, поступающий в школу, эмоционально зависим от непосредственных контактов с семьей, друзьями, от социальных условий жизни [18] . Неверно выбранный стиль родительского воспитания непосредственно оказывает воздействие на эмоциональное состояние и поведение ребенка и тем самым способствует дезадаптационным проявлениям при поступлении в школу Основными причинами этого могут быть: разногласия членов семьи по вопросам воспитания, противоречивость; гиперопека, переходящая в тотальный контроль, лишающая ребенка самостоятельности; неоправданная стимуляция возможностей детей, частое применение угроз, физическое наказание [26] . Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает развитость высших психических функций, успех ребенка в освоении школьной программы В нашем исследовании обнаружены тесные связи социально-экономических факторов с речевым развитием, речевым и образно-логическим мышлением первоклассников Выявленный факт может быть интерпретирован по-разному . Так, например, неустойчивость и нестабильность материального обеспечения жизнедеятельности неполной семьи вызывает загруженность взрослого, что уменьшает возможность его взаимодействия с ребенком Часто это изменяет эмоциональный статус ребенка, испытывающего повышенную потребность в общении и внимании . Не в полной мере реализуются возможности речевой коммуникации, что может обеднять процесс речевого развития ребенка и отражаться на развитии мыслительной деятельности [15] . Известно, что школьнику на первых этапах обучения необходимы сформированные базовые компоненты учебной деятельности и функции контроля и саморегуляции Полученные нами взаимосвязи характеристик поведенческого компонента школьной адаптации и базовых компонентов учебной деятельности с социально-экономическими факторами риска являются тому подтверждением . Это согласуется с исследованиями, которые указывают, что у младших школьников отклонения в микро- и макросоциальной сфере вызывают расстройства в произвольной регуляции деятельности, жестокость и агрессию, стремление к разрушению и конфликтам [11] .
Таким образом, проведенное исследование подтверждает важность изучения социально-экономических факторов пред- школьного периода развития ребенка для прогнозирования его адаптации к школьному обучению
Результаты анализа полученных данных свидетельствуют о неравнозначном влиянии изучаемых социально-экономических факторов на показатели школьной адаптации ребенка. Понятно, что большинство исследуемых показателей социально-экономической среды являются факторами малой интенсивности Однако постоянное их присутствие в жизнедеятельности растущего организма, часто сочетанное воздействие не только друг с другом, но и с другими факторами риска могут оказывать повреждающее действие на функциональное развитие ребенка, его адаптационные возможности . Сведения, полученные в результате нашего исследования, могут быть полезны родителям, педагогам, специалистам дошкольных и других образовательных учреждений . Начало школьного обучения является важным, но вместе с тем и стрессогенным периодом жизни каждого ребенка . Анализ развития детей до школы, выявление условий жизни и воспитания дает возможность определить особую группу школьников, нуждающихся в помощи с первых дней школьной жизни Следует отметить, что в работе с такими детьми актуальным становится выявление системообразующих факторов риска дезадаптации конкретного школьника, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ коррекции, а также сопровождения семьи.
Литература
- Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др.Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель.Серия «Здоровье в школе».Вып.4.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат 2013.№ 9.93 с.
- Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. и др.Бедность и развитие ребенка / Под ред.Д.А. Александрова, В.А.Иванюшиной, К.А. Маслинского.М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.392 с.
- Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С.М.Громбаха.М.: Медицина, 1988.С.35—37.
- Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения.2015.№ 19.С.342—345.
- Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум.Красноярск: Литера-принт, 2009.237 с.
- Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.2016.Т.2.№ 1 (12).С.7—10.
- Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов.М.: Новая школа, 1996.48 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.214 с.
- Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска — актуальная проблема современного общества // Вестник Казанского технологического университета.2007.№ 5.С.195—198.
- Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов.2016.Т.16.№ 2.С.285—294.
- Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека.2011.№ 7.С.38—47.
- Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 3.С.59—65.doi: 10.17759/ jmfp.2016050307
- Желтобрюх С.А.Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема.Гжель: Гжельский государственный университет, 2016.С.333—336.
- Иовлева Н.Н., Сороко С.И. Влияние социальных факторов на личностно-психологическую адаптацию и функциональную адаптацию, и функциональное состояние ЦНС детей—северян // Российский физиологический журнал им.И.М. Сеченова.2015.Т.101.№ 6.С.731—744.
- Конева Е.В., Русанова Л.С., Сарымсакова Д.И. и др.Семейная среда и речевое развитие // Вестник Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.Серия Гуманитарные науки.2018.№ 4 (46).С.81—85.
- Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования.2017.Т. 52.№ 3.С.77—82.
- Литвиненко Н.В., Солнышкина И.В. Диагностика факторов социальной дезадаптации младших школьников к образовательной среде школы // Успехи современной науки и образования.2017.Т. 9.№ 4.С.128—130.
- Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., Загуменнова Л.В. Структура эмоциогенной среды в процессе перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию // Воспитание и обучение детей младшего возраста.2016.№ 5.С.718—719.
- Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа.2009.№ 1.С.39—44.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций.Типология развития: монография.СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.176 с.
- Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико- социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод.рекомендации (утв.Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31- 17) [Электронный ресурс] // URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
- Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов.Томск: «Пеленг», 1993.61 с.
- Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты.Методика «Дом — Дерево — Человек».М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.190 с.
- Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии.2012.№ 4.С.23—31.
- Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка.105 психологических тестов.СПб.: Речь, 2007.304 с.
- Шерина И.О., Адашкевич Т.А. Семья как фактор социально-психологической адаптации в условиях новой концепции стандартов начального общего образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики».Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.С.282—284.
- Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе.Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.184 с.
- Fan F., Su L., Gill M.K., Birmaher B. Emotional and behavioral problems of Chinese left-behind children: a preliminary study // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol.2010 45(6):655—64.doi: 10.1007/s00127-009-0107-4.
- Hosokawa R., Katsura T. Effect of socioeconomic status on behavioral problems from preschool to early elementary school — A Japanese longitudinal study // PLoS One.2018.24;13(5):e0197961.doi: 10.1371/ journal.pone.0197961.
- Lima J.I., Caughy M., Nettles S.M., O’Campo P.J. Effects of cumulative risk on behavioral and psychological well-being in first grade: moderation by neighborhood context // Soc Sci Med.2010.71(8):1447-54.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2260
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 876
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0