Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации

140

Аннотация

В статье дан анализ современного состояния инклюзивного высшего образования в России по итогам реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 годы (утв. Правительством Российской Федерации 23 мая 2016 г. № 3467п-П8), согласно которому был реализован комплекс мероприятий, способствующих обеспечению получения качественного высшего образования лицами с инвалидностью. Разработка и принятие этого документа стали началом нового этапа в становлении и развитии инклюзивного высшего образования в Российской Федерации, который определил цели, задачи и пути достижения основных показателей создания доступной образовательной среды в вузах России. Сегодня в Российской Федерации разработан новый Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, который был утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Татьяной Алексеевной Голиковой № 14000п-П8 (далее соответственно – Межведомственный комплексный план, МКП, ВО, СПО). МКП 2021 г. был сформирован Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России, Минтрудом России, другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями. Мероприятия Межведомственного комплексного плана объединяют более 25 исполнителей. Разработка данного плана как документа стратегического планирования основывается на принципах преемственности и непрерывности с учетом этапов и результатов реализации ранее принятых документов и во многом определяет основные направления развития инклюзивного высшего образования.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, развитие образования, учебно-методическое сопровождение обучения студента с инвалидностью

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280601

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ГЗ № № 075–03-2023-150/9

Благодарности. Авторы благодарят руководителей Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданных на базе вузов за совместную работу и результаты, достигнутые в процессе реализации проекта «Создание и развитие деятельности ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования».

Получена: 05.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Рубцов В.В., Саитгалиева Г.Г., Денисова О.А., Волосникова Л.М., Гутерман Л.А., Краснопевцева Т.Ф., Борозинец Н.М., Осьмук Л.А. Цель, задачи и основные направления развития инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 6. С. 6 – 23. DOI: 10.17759/pse.2023280601

Полный текст

Введение

После ратификации Конвенции о правах инвалидов ООН доступное и качественное высшее образование для людей с инвалидностью является главным лейтмотивом развития социальной политики в области образования и в то же время важнейшим основанием дальнейшего роста качества и уровня жизни для всех граждан Российской Федерации, в том числе для данной категории населения [7]. Ориентация социальной политики на всемерное удовлетворение потребности людей с инвалидностью в получении высшего образования требует не просто изменений, а глубокой трансформации всей системы образования, в том числе программ, проектов, организационных и управленческих решений.

Инклюзивная трансформация высшего образования обозначает подход, при котором учет разнообразия является приоритетом в процессе изменений экосреды. Трансформация, в отличие от изменений каких-либо локальных аспектов, предполагает преобразование университета как системы, т.е. изменение его цели, миссии, его функций в обществе и в соответствии с этим – набора осуществляемых деятельностей, применяемых технологий и организационных форм. Изменения затрагивают и план идеального (образ университета, понимание его миссии), и план действительного (то, как устроен университет, какова его деятельность). В процессах трансформации университет становится другим – «другой сущностью», соответствующей ситуации новой «пересборки мира» [3].

Инклюзивная трансформация включает четыре основных характеристики: 1) процесс; 2) идентификация и устранение барьеров; 3) включенность и прогресс всех студентов; 4) учет учащихся из группы риска [1]. Кроме того, инклюзивная трансформация (инклюзивное совершенство) рассматривается как процесс и результат, включающий достижение высоких академических результатов и высокий уровень субъективного благополучия всех членов университетского сообщества [2].

Начавшееся в 2016 году форсированное развитие инклюзивного высшего и профессионального образования в России способствовало созданию ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, выстраиванию сетевых связей между заинтересованными субъектами данного процесса, позволило сформировать систему поддержки обучающихся с инвалидностью, поступивших в вузы, и разработать алгоритм взаимодействия с работодателями, заинтересованными в трудоустройстве лиц с инвалидностью, получивших высшее образование [4; 8]. Следует отметить, что в этот период происходит постепенное формирование методологии инклюзивного высшего образования, увеличивается количество научных публикаций, в которых рассматриваются инклюзивные процессы в высшей школе с разных позиций. На портале научной электронной библиотеки eLibrary.ru 12036 научных работ исследуют различные направления инклюзивного высшего образования, из них за последние 3 года (2020-2022 гг.) – 4097 научных публикаций [6]. По данным МБД Scopus, c 1996 по 2022 годы опубликовано 845 научных публикаций с ключевыми словами «инклюзивное высшее образование», «университет», «студенты с инвалидностью»; при этом Российская Федерация входит в первую десятку стран по количеству таких публикаций и занимает почетное четвертое место (исследование проводилось в декабре 2022 г.). Эти исследования открывают возможности разработки поисковых (исследовательских, трендовых, эксплоративных) и нормативных прогнозов. В первом случае имеется в виду прогнозирование развития инклюзии в вузах на основе условного продолжения тех тенденций прошлого и настоящего с опорой на программы, проекты, решения, которые способны изменить существующие тенденции, дать им новый импульс. Во втором случае – прогнозирование путей достижения желательного состояния – получение доступа к высшему образованию, получение его на качественном уровне, а затем и независимой жизни людей с инвалидностью – на основе заранее определенных норм, идеалов, целей, конкурентоспособности на рынке труда наравне со здоровыми людьми.

Развитие инклюзивного высшего образования в России является стратегическим планом, который определяет основные принципы, приоритетные цели, задачи, направления и механизмы реализации процесса получения высшего образования студентами с инвалидностью. В Российской Федерации в рамках выполнения Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 годы (утв. Правительством Российской Федерации 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) был реализован комплекс мероприятий, способствующих обеспечению получения качественного высшего образования лицами с инвалидностью[7]. Разработка и принятие этого документа стали началом нового этапа в становлении и развитии инклюзивного высшего образования в Российской Федерации, который определил цели, задачи и пути достижения. Стратегическим результатом реализации мероприятий Межведомственного комплексного плана 2016-2018 гг. стало планомерное увеличение численности студентов с инвалидностью, обучающихся в вузах России, а также рост количества образовательных организаций высшего образования, в которых создаются необходимые специальные условия для качественного освоения образовательных программ лицами с инвалидностью. По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность инвалидов на 01.01.2022 составляла 11331 тыс. чел., из них 521 тыс. чел. в возрасте 8-17 лет, 490 тыс. чел. в возрасте 18-30 лет. По опубликованным на портале Инклюзивноеобразование.рф официальным данным мониторинга по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, в котором приняли участие 1140 вузов с учетом филиалов в качестве самостоятельных единиц, проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в 2022 году общая численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью составляла 33368 человек (для сравнения: по состоянию на 01.09.2021 численность данной категории обучающихся в вузе составляла 31100 человек, а на 01.09.2019 – 25252 человека). Наиболее востребованными (топ–10) программами подготовки бакалавриата среди лиц с инвалидностью являются: педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), юриспруденция, экономика, педагогическое образование, информатика и вычислительная техника, психолого-педагогическое образование, прикладная информатика, специальное (дефектологическое) образование, менеджмент, информационные системы и технологии.

Справочно: федеральный портал Инклюзивноеобразование.рф обеспечивает информационную и методическую поддержку инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что сетевая модель создания и развития ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования позволила сформировать современную систему сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного высшего образования, апробировать управленческие и организационные механизмы развития инклюзивного высшего образования России через выстраивание партнерской сети вузов, в которых обеспечиваются специальные условия обучения студентов с инвалидностью, внедряются механизмы персонифицированной профориентационной работы, позволяющей человеку с инвалидностью сделать правильный выбор в своей образовательной и профессиональной траектории развития, существенно обновить содержание программ обучения и внедрить дифференцированные модели дружественной среды образовательной организации для людей с инвалидностью, имеющих различные образовательные потребности.

Основная часть

О некоторых результатах реализации проекта

По итогам 2022 года в России функционируют 13 РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и 8 ресурсных учебно-методических центров, имеющих отраслевую принадлежность к министерствам просвещения, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, транспорта, спорта. За каждым РУМЦ закреплена «территория ответственности» (от 2-х до 9-ти субъектов Российской Федерации в зависимости от количества вузов и обучающихся в них студентов с инвалидностью). Сформировавшаяся сетевая модель (которая сегодня насчитывает более 600 вузов) взаимодействия вузов-РУМЦ и вузов-партнеров позволяет обеспечить на региональном уровне большую вариативность выбора образовательных программ высшего образования, что, несомненно, способствует повышению доступности и качества получения лицами с инвалидностью высшего образования и персонификации услуг и сервисов для удовлетворения уникальных образовательных потребностей обучающихся.

За период 2016-2022 гг. в России разработаны и внедрены модели:

  • персонифицированной профориентационной работы;
  • персонифицированного сопровождения поступления в вуз;
  • персонифицированной системы психолого-педагогического сопровождения во время освоения образовательных программ на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, а также обучения на программах повышения квалификации или профессиональной переподготовки;
  • персонифицированного содействия трудоустройству.

Персонифицированная профориентационная работа включает в себя мониторинг образовательных потребностей школьников с инвалидностью, профессиональные пробы и тестирования, которые позволяют своевременно реагировать на образовательные запросы потенциальных абитуриентов с инвалидностью, обеспечивать необходимое сопровождение специалистами в период получения высшего образования и влиять на осознанный выбор профессии данной категорией обучающихся. В деятельности сети РУМЦ регулярной является практика реализации консультаций по индивидуальным траекториям профессиональной ориентации на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий. Проводимые сетью РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятия способствуют развитию системы профориентационной работы и обеспечению доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Персонифицированное поступление в вуз представляет собой учет особых потребностей при подаче документов, поступлении, собеседовании, помощь в выборе образовательной программы в соответствии с интересами, представленными результатами ЕГЭ, состоянием здоровья абитуриента.

Персонифицированная система психолого-педагогического сопровождения во время освоения образовательных программ предусматривает предоставление запроса на особые образовательные условия, отказ или запрос на адаптированную образовательную программу; адаптацию к вузу; консультации педагогов, закрепление психолога и тьютора; создание специальных условий для освоения образовательной программы, практик, НИР, ГИА в зависимости от нозологии.

Персонифицированное содействие трудоустройству включает интегративную деятельность руководителей практики, тьюторов, работодателей, представителей служб занятости населения, общественных организаций, департаментов труда и занятости населения.

За рассматриваемый период с целью организации консультативной помощи представителям партнерских организаций, сотрудникам вузов-партнеров, студентам с инвалидностью, родителям обучающихся, работодателям на базе РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ организована работа call-центров. Консалтинговая поддержка осуществляется по вопросам выбора образовательных организаций высшего образования, приема в вуз, организации обучения, сопровождения и поддержки в процессе получения высшего образования, а также создания доступных рабочих мест и мероприятиям по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью.

Важным направлением деятельности сети РУМЦ является обеспечение методического сопровождения реализации инклюзивного высшего образования. Сетью РУМЦ разработаны и используются методические материалы, учебные пособия, учебно-методические материалы для обучающихся и преподавателей, описаны практики работы специалистов по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью, представленные на федеральном портале ИВО (https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/) и ресурсах АСИ, коробочные решения на сайте ВЯТГУ (https://forum.vyatsu.ru/projects/magazin-korobochnyh-resheniy).

Ключевым мероприятием, обеспечивающим развитие инклюзии в вузах, является формирование и совершенствование компетенций у сотрудников образовательных организаций по вопросам создания специальных условий для обучения студентов с инвалидностью. Сетью РУМЦ высшего образования реализуются дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) как разработанные сетью, так и уникальные авторские для сотрудников вузов-партнеров по вопросам обучения, сопровождения и трудоустройства лиц с инвалидностью.

Большое внимание в работе РУМЦ уделяется вопросам содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, заканчивающих образовательные организации высшего образования. Разработаны и внедрены вузовские программы по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью. Успешно реализуются программы дополнительного образования для студентов с инвалидностью выпускных курсов и работодателей. Реализация данных программ предполагает формирование у студентов навыков самопрезентации и презентации портфолио своих достижений, демонстрирующих потенциальному работодателю профессиональные компетенции, сформированные в процессе обучения. Среди значимых мероприятий, способствующих трудоустройству студентов с инвалидностью, следует выделить Всероссийский конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра», который с 2018 года проводится сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. С 2022 года вузами-РУМЦ реализуются сетевые программы обучения для кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью.

В рамках реализации МКП сетью РУМЦ обеспечивается выполнение президентских инициатив, таких как развитие инклюзивного волонтерства и добровольчества (Конституция Российской Федерации (ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19, ст. 30); ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2008 № 1662-р); концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р) и туризма (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р, государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. В качестве инструмента ее реализации также принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российскую Федерацию (2011–2018 годы)», Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года). Сетью РУМЦ организуются и проводятся Всероссийские смены по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму, включающие формирование дополнительных компетенций у участников смены, создание и представление авторских проектов.

Важным направлением деятельности сети является развитие реабилитационного направления деятельности РУМЦ ВО в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года.

Значительным результатом развития сети ресурсных центров являются апробация и внедрение модели межведомственной и межсекторальной региональной системы многоуровневого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, школами, организациями профессионального образования, общественными организациями инвалидов, службами занятости, работодателями, региональными органами исполнительной власти, министерствами (департаментами, управлениями, комитетами) образования, труда и социальной защиты населения.

Все результаты деятельности сети РУМЦ в рамках выполнения государственных заданий (2016-2022 гг.) и межведомственных комплексных планов проходят многоступенчатую экспертную оценку, соответствуют Стандарту доказательности эффективности практик инклюзивного образования, что и является основой специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Принципиальные результаты докладываются представителями сети РУМЦ и вузов-партнеров на ежегодном Форуме по инклюзивному образованию, научно-практических конференциях международного, всероссийского уровня, публикуются в монографиях, высокорейтинговых журналах, подтверждаются свидетельствами и патентами.

В целях совершенствования государственной политики в сфере инклюзивного высшего образования, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 годы (утв. Правительством Российской Федерации 23 мая 2016 г. № 3467п-П8), в 2021 году был разработан новый Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, который был утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Татьяной Алексеевной Голиковой № 14000п-П8. МКП 2021 г. был сформирован Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России, Минтрудом России, другими федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями. Мероприятия Межведомственного комплексного плана объединяют более 25 исполнителей. Разработка данного плана как документа стратегического планирования основывается на принципах преемственности и непрерывности с учетом этапов и результатов реализации ранее принятых документов.

Межведомственный комплексный план состоит из 55 мероприятий, объединенных в три ключевых раздела:

  1. Развитие системы профориентационной работы и обеспечение доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Внедрение лучших практик профессионального образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
  3. Сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Реализация мероприятий МКП в каждом разделе осуществляется по следующим направлениям:

  • нормативно-правовая база и финансовые механизмы;
  • квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования;
  • развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию;
  • разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований.

При государственной поддержке активно развивается современная высокотехнологическая инфраструктура вузов. На базе университетов созданы и функционируют технопарки, коворкинг и инжиниринговые центры, где разрабатываются проекты и создаются условия для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью.

С 2022 года ведется системная работа по укреплению материально-технической базы университетов, приведение ее в соответствие к условиям современного развития науки и технологий, в том числе способствующих разработке реабилитационных средств, что представлено в видеопаспортах доступности вузов.

Инклюзивное высшее образование – это сфера, которая стремительно меняется. Мобильность студентов, разработка новых реабилитационных и ассистивных технологий, создающих условия разнообразного включения студента с инвалидностью в учебный процесс и способствующих широкому спектру возможностей для самореализации, меняют состояние инклюзивного высшего образования, жизнь конкретного человека с инвалидностью.

Ключевые вызовы современного этапа развития инклюзивного высшего образования

Официальные статистические данные общей численности инвалидов в Российской Федерации демонстрируют незначительное снижение показателей данной категории населения за последние 8 лет и относительную стабильность показателей численности инвалидов I и III групп. Однако показатели детской инвалидности имеют тенденцию к росту (табл. 1).

Таблица 1. Общая численность инвалидов по группам инвалидности (на 1 января года)

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Всего инвалидов, тыс. человек

12751

12261

12111

11947

11875

11631

11331

10933

в том числе:

I группы

1283

1309

1466

1433

1422

1367

1304

1282

II группы

6250

5921

5552

5356

5209

4982

4745

4506

III группы

4601

4395

4442

4488

4556

4578

4553

4423

дети-инвалиды

617

636

651

670

688

704

729

722

Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения

87,0

83,5

82,5

81,4

80,9

79,6

77,8

74,7

 

Положительные тенденции, связанные с относительно устойчивыми показателями численности инвалидов в России, сохраняются, по нашему мнению, благодаря целенаправленной политике государства в части формирования системы ранней помощи детям, рожденным с различными отклонениями в состоянии здоровья, а также развития реабилитационных услуг, которые способствуют снятию инвалидности и возвращению к полноценной жизни человека, имеющего нарушения в состоянии здоровья.

Поскольку целью данной работы является проектирование развития инклюзивного высшего образования, которое в большинстве случаев имеет возрастные границы от 18 лет и старше, будет интересным рассмотреть распределение инвалидов по возрасту и полу за последние годы (2020–2023 гг.) (табл. 2).

Таблица 2. Распределение инвалидов по полу и возрасту (тыс. человек)

 

на 1 января 2020 г.

на 1 января 2021 г.

на 1 января 2022 г.

на 1 января 2023 г.

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Всего

в том числе

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

Всего инвалидов по основным возрастным группам:

11877

5204

6673

11633

5134

6499

11331

5046

6285

10933

4876

6057

в возрасте 8-17 лет

476

272

204

496

286

210

521

300

221

525

304

221

трудоспособного возраста

3456

2157

1299

3651

2243

1408

3330

2013

1317

3216

1946

1270

в том числе: в возрасте 18-30 лет

484

268

216

485

242

243

490

262

228

462

279

183

мужчины в возрасте 31-60 лет, женщины в возрасте 31-55 лет

2972

1889

1083

3166

2001

1165

2840

1751

1089

2754

1667

1087

Данные табл. 2 свидетельствуют, что численность инвалидов трудоспособного возраста, в том числе в возрасте 18-30 лет и 31-60 лет (мужчин), 31-55 лет (женщин), снизилась и по состоянию на 1 сентября 2023 года составляет 1270 тыс. человек. Безусловно, необходимо поддерживать тенденцию снижения показателей инвалидности в возрастной группе от 18 лет и старше совершенствованием различных форм оказания реабилитационной помощи, направленной на предупреждение прогрессирования заболеваний и наступления инвалидности. Несмотря на то, что сохраняется положительная динамика снижения численности инвалидов в возрастной группе 18 лет и старше, фокус следующего этапа развития инклюзивного высшего образования сосредоточен на опережающих действиях по вопросам привлечения мультидисциплинарных команд для определения профессиональной траектории человека с инвалидностью и потребностей в образовании, трудоустройства лиц с инвалидностью, получивших профессиональное образование, а также на оказании дальнейшей необходимой помощи инвалидам в части реализации конституционного права на получение доступа к качественному высшему образованию. Видится необходимой реализация комплекса мер, направленных на непрерывное сопровождение образовательной и профессиональной траектории человека с инвалидностью на всех этапах получения образования и последующего доступного трудоустройства.

Из представленного выше краткого обзора достигнутых за период 2016-2022 гг. сетью РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ позитивных результатов совершенно очевидно, что развитие инклюзивного высшего образования должно учитывать социально-экономические и демографические условия и отвечать на новые возникающие потребности лиц с инвалидностью, среди которых:

  • неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей человека с инвалидностью при смене уровней образования;
  • ограниченная доступность образовательных программ высшего образования для различных категорий студентов с инвалидностью в разных регионах Российской Федерации;
  • недостаточное использование потенциала образовательной среды вуза при осуществлении реабилитационных мероприятий в процессе получения студентами с инвалидностью высшего образования;
  • недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональных систем развития инклюзивного высшего образования;
  • дефицит инклюзивных навыков и компетенций;
  • преобладание традиционных образовательных стратегий, ориентированных на однородный контингент;
  • доминирование представлений об инклюзивном образовании на основе медицинской модели инвалидности; представлений об инвалидности как индивидуальном дефиците;
  • недооценка гуманитарных, психологических аспектов инклюзивного образования;
  • несоответствие темпов обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения студентов с инвалидностью темпам развития науки, техники, экономики, технологий;
  • недостаточное обеспечение условий реализации образовательных программ, учитывающих специальные условия обучения студентов с инвалидностью;
  • сохраняющийся дефицит в современном, в том числе реабилитационном оборудовании при реализации образовательных программ высшего образования;
  • ограниченное использование опыта обучения (практик инклюзивного высшего образования) при подготовке специалистов в области образования и социальной сферы;
  • не проработаны механизмы выявления, отбора и тиражирования практик (технологий) в области обучения и сопровождения студентов с инвалидностью;
  • требуются разработка и апробация новой экономической модели развития инклюзии в высшем образовании, актуализация работы по расчету стоимости и повышающих коэффициентов к нормативному финансированию обучения студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования, учитывающей нозологию заболевания, имеющиеся ограничения при освоении программы.

Цели и задачи развития инклюзивного высшего образования

Целями развития инклюзивного высшего образования являются создание условий для самореализации студента с инвалидностью, развитие его успешности, витальности, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой, активной и социально ответственной личности.

Для достижения цели развития инклюзивного высшего образования необходимо решение следующих задач:

  • совершенствование системы организации и управления инклюзивным высшим образованием путем включения в программы развития вузов мероприятий инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов;
  • разработка и внедрение единых критериев оценки инклюзивной образовательной организации высшего образования, разработка типовой модели инклюзивной образовательной организации высшего образования;
  • обновление инфраструктуры образовательных организаций высшего образования, в том числе путем разработки и внедрения эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования;
  • совершенствование системы персонифицированной профориентационной работы, в том числе разработка порядка выдачи сертификата персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния здоровья и уровня материальной обеспеченности семьи, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий;
  • формирование единого открытого образовательно-реабилитационного пространства, расширение спектра набора услуг, предоставляемых образовательными организациями высшего образования при обучении студентов с инвалидностью;
  • включение студентов с инвалидностью в процесс инклюзивного преобразования вуза, учет их голосов при принятии решений;
  • распространение моделей предоставления образовательно-реабилитационных услуг студентам с инвалидностью на базе тех образовательных организаций высшего образования, в которых они учатся;
  • расширение возможностей использования практик по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью в образовательном и воспитательном процессе при подготовке специалистов в области образования и социальной сферы;
  • включение практик инклюзивного высшего образования в образовательные программы подготовки, обеспечивающих формирование у обучающихся практического опыта работы с лицами с инвалидностью;
  • совершенствование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий лиц с инвалидностью между средним общим, средним профессиональным и высшим образованием;
  • вовлечение обучающихся с инвалидностью в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирования навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в условиях реального времени;
  • обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций для вовлечения студентов с инвалидностью в научную деятельность;
  • вовлечение обучающихся с инвалидностью в разработку реабилитационных технологий и ассистивного оборудования;
  • развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся с инвалидностью;
  • совершенствование деятельности по организации академической и социальной мобильности студентов с инвалидностью, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации студенческих культурно-патриотических круизов;
  • создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров, работающих со студентами с инвалидностью;
  • совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам инклюзивного высшего образования;
  • развитие института наставничества при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте выпускника вуза с инвалидностью;
  • совершенствование условий для использования цифровых сервисов и контента, доступных для студентов с инвалидностью, для образовательной деятельности по образовательным программам;
  • развитие инклюзивной культуры среди вузовского сообщества, включая продвижение проектов инклюзивного волонтерства.

Принципы государственной политики в области инклюзивного высшего образования

К принципам государственной политики в сфере инклюзивного высшего образования студентов с инвалидностью относятся:

  • открытость, выраженная в построении межведомственного взаимодействия и повышении степени влияния на сферу инклюзивного высшего образования студентов с инвалидностью и иных субъектов, включая родителей и детей;
  • вариативность образовательных программ, связанная с обеспечением разнообразия образования исходя из запросов, интересов и жизненного самоопределения студентов с инвалидностью;
  • доступность качественного высшего образования для студентов с инвалидностью разных социальных групп, вне зависимости от территории их проживания;
  • клиентоцентричность, персонифицированность, обеспечивающие возможность участия каждого человека с инвалидностью путем внедрения персонифицированного финансирования (образовательного сертификата) независимо от места проживания, состояния здоровья и уровня материальной обеспеченности семьи, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий;
  • практико-ориентированность образовательных программ высшего образования, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут студента с инвалидностью с учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  • доказательность эффективных практик инклюзивного образования;
  • преемственность программ обучения уровней образования в образовательной траектории человека с инвалидностью.

Ожидаемые результаты

Предусматривается достижение следующих результатов:

  • в Российской Федерации осуществлен переход на персонифицированное финансирование вариативной образовательной траектории человека с инвалидностью, обеспечена возможность поступления с использованием сертификатов персонифицированного финансирования во все типы образовательных организаций, в том числе негосударственные;
  • в субъектах Российской Федерации предоставлены сертификаты персонифицированного финансирования не менее чем 25 процентам лиц с инвалидностью на программы СПО – до 2024 года, не менее чем 30 процентам – до 2030 года;
  • в систему организации и управления региональной политикой по развитию инклюзивного образования включены образовательные организации высшего образования с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
  • совершенствована система организации и управления инклюзивным высшим образованием путем включения в программы развития вузов мероприятий инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов;
  • разработаны и внедрены единые критерии оценки инклюзивной образовательной организации высшего образования, разработана типовая модель инклюзивной образовательной организации высшего образования;
  • обновлена инфраструктура образовательных организаций высшего образования, в том числе путем разработки и внедрения эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования;
  • совершенствована система персонифицированной профориентационной работы, в том числе разработка порядка выдачи сертификата персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния здоровья и уровня материальной обеспеченности семьи, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий;
  • сформировано единое открытое образовательно-реабилитационное пространство, расширен спектр набора услуг, предоставляемых образовательными организациями высшего образования при обучении студентов с инвалидностью;
  • разработаны и внедрены модели предоставления образовательно-реабилитационных услуг студентам с инвалидностью на базе тех образовательных организаций высшего образования, в которых они учатся;
  • расширены возможности использования практик по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью в образовательном и воспитательном процессе при подготовке специалистов в области образования и социальной сферы;
  • практики инклюзивного высшего образования включены в образовательные программы подготовки, обеспечивающие формирование у обучающихся практического опыта работы с лицами с инвалидностью;
  • совершенствованы механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий лиц с инвалидностью между средним общим, средним профессиональным и высшим образованием;
  • обеспечено включение обучающихся с инвалидностью в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирования навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в условиях реального времени;
  • обеспечено взаимодействие с наставниками из научных организаций для вовлечения студентов с инвалидностью в научную деятельность;
  • обеспечено вовлечение обучающихся с инвалидностью в разработку реабилитационных технологий и ассистивного оборудования;
  • обеспечено развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся с инвалидностью;
  • совершенствована деятельность по организации академической и социальной мобильности студентов с инвалидностью, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации студенческих культурно-патриотических круизов;
  • созданы условия для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров, работающих со студентами с инвалидностью;
  • совершенствованы механизмы подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам инклюзивного высшего образования;
  • обеспечено развитие института наставничества при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте выпускника вуза с инвалидностью;
  • совершенствованы условия для использования цифровых сервисов и контента, доступных для студентов с инвалидностью, для образовательной деятельности по образовательным программам;
  • обеспечено развитие инклюзивной культуры среди вузовского сообщества, включая продвижение проектов инклюзивного волонтерства.

Заключение

Генеральные направления развития инклюзивного, в том числе и высшего образования были сформулированы в Меморандуме форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», проходившего в г. Грозный 18-19 апреля 2023 года. Меморандум определяет политику образовательной инклюзии, которая опирается на следующие ценности нашего сообщества:

  • дружелюбие и безопасность образовательной среды;
  • отсутствие дискриминации;
  • непрерывность включения в течение всей жизни;
  • персонализация и релевантность поддержки.

Исходя из следующих принципов:

  • доказательности практик;
  • командности и синергии участников образовательного процесса;
  • ученикоцентричности в организации образовательного процесса;
  • партнерства детей и взрослых и учета мнения учеников;
  • универсального дизайна обучения;
  • связи школы со всеми институтами общества;
  • признания и учета культурно-исторического контекста и традиций страны.

В данном документе определены задачи профессионального и общественного сообщества на 2023 год, которыми являются:

  1. Формирование целостного глоссария инклюзии;
  2. Выработка картины системного подхода к субъективной оценке зрелости инклюзии и показателей инклюзивной культуры образовательного учреждения (оценка конечным благополучателем);
  3. Формирование критериев и механизма оценки доказательности лучших практик;
  4. Выработка модельных решений для ресурсной обеспеченности инклюзии (сетевое взаимодействие, социальное партнерство, наставничество, новая методология расчетов финансирования инклюзивных процессов);
  5. Формирование детско-взрослых сообществ.

Таким образом, федеральная сеть РУМЦ является уникальным инструментом развития ИВО на территории Российской Федерации, значительные результаты качественных и количественных показателей этого процесса убедительны и стабильно повышаются. При этом мы видим, что, запустив и стабилизировав процесс развития ИВО, миссия данного проекта не может быть закончена, так как поставлены новые задачи, определены результаты до 2030 г. Деятельность федеральной сети выходит на новый стратегический уровень. Это определяется:

  • увеличением категории лиц с инвалидностью, в том числе после СВО, которым гарантировано государством обучение на бюджетной основе как при получении первого высшего, так и второго высшего образования;
  • неоднородностью социально-психологических и психолого-педагогических характеристик молодых людей с инвалидностью (в том числе после СВО), требующей выработки новых подходов к сопровождению ИВО;
  • поддержкой и реализацией федеральных инициатив на уровне регионов в рамках реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
  • развитием реабилитационной отрасли и необходимостью использования потенциала РУМЦ ВО в развитии средств реабилитации инвалидов;
  • необходимостью создания лабораторий на базе вузов, позволяющих осуществлять научные (фундаментальные и прикладные) исследования, формировать практики ИВО с доказанной эффективностью, а также рассматривать эти лаборатории в качестве баз практики, эффективных для подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых связана с образовательной и социальной инклюзией;
  • необходимостью широкой популяризации полученных результатов сетью РУМЦ ВО;
  • гармонизацией требований к показателям развития инклюзивного высшего образования министерств, РАО, РАН;
  • необходимостью экспертной оценки участниками федеральной сети РУМЦ ВО и Ассоциацией инклюзивных вузов деятельности по развитию инклюзивного высшего образования, осуществляемой структурами и организациями, не входящими в данный федеральный проект.

Литература

  1. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред.: Н. Борисова; под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
  2. Волосникова Л.М., Загвязинский В.И., Кукуев Е.А., Федина Л.В., Огороднова О.В. Конвергенция концепций академического и инклюзивного совершенства исследовательских университетов // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 43–78. DOI:10.17853/1994-5639-2021-4-43-78
  3. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3(79). С. 13–48.
  4. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование») / под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 64–73.
  5. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (утв. Правительством Российской Федерации 10.04.2023 № 3838п-П8) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449388/ (дата обращения: 15.06.2023).
  6. Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/keywords.asp (дата обращения: 22.08.2023).
  7. ООН. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 01.09.2023).
  8.  Саитгалиева Г.Г., Васина Л.Г., Гутерман Л.А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе // Психолого-педагогические исследования. Т. 11. № 3. С. 57–71. DOI:10.17759/psyedu.2019110305

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, директор Ресурсного учебно-методического центра, Кафедра дефектологического образования, Череповецкий государственный университет, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-За- падного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, e-mail: denisova@inbox.ru

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, профессор Школы образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Professor at the School of Education, Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4774-3720, e-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru

Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6294-4910, e-mail: laguterman@sfedu.ru

Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8929-9368, e-mail: tfk1001@yandex.ru

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-7132, e-mail: nataboroz@yandex.ru

Осьмук Людмила Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-3055, e-mail: osmuk@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 477
В прошлом месяце: 98
В текущем месяце: 176

Скачиваний

Всего: 140
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 29