Вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в трудах отечественных психологов

43

Аннотация

Проблема профессионального самоопределения личности подростков с отклоняющимся, в том числе противоправным, поведением представляет интерес для психологов и педагогов, так как именно выбор профессии и успешное закрепление в профессиональной деятельности является альтернативой криминальной карьере подростков, испытывающих трудности социализации. Задача психолого-педагогического сопровождения в этом возрасте — развить интерес подростка к профессии, помочь осмыслить значение трудовой деятельности в жизненном контексте. Психолого-педагогическая работа с данной категорией подростков имеет свои особенности. В статье представлены результаты аналитического обзора работ отечественных авторов по проблеме профессионального самоопределения несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, выявлены мишени и предложены подходы к психолого-педагогическому сопровождению.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, противоправное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130408

Получена: 30.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Смоленкова В.А., Шпагина Е.М. Вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в трудах отечественных психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 95–114. DOI: 10.17759/psylaw.2023130408

Полный текст

Введение

Выбор профессии, мотивация к трудовой деятельности и подготовка к ней имеют главенствующее значение в процессе социализации личности, адаптации в обществе.
Профессиональное самоопределение — это непрерывный внутриличностный процесс, в ходе которого формируется представление о собственном профессиональном становлении путем изменения осознанности и активности в отношении выбора профессионального труда; реализации и корректировки этого понимания с учетом внутренних и внешних условий (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [11; 46].
Термин «профессиональное самоопределение» схож по значению с термином «профессиональное определение», однако различие лежит в активной позиции субъекта выбора профессии в первом случае. Одни специалисты рассматривают самоопределение как личностное новообразование в процессе индивидуального развития (Л.И. Божович, Н.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.С. Кон, В.Ф. Сафин), а другие говорят о специально организованном процессе (О.С. Анисимов, Л.М. Карнозова, Т.В. Кудрявцев, Т.Е. Резник, В.Ю. Шегуров) [25].
Профессиональное самоопределение напрямую связано с пониманием жизненного пути. В подростковом возрасте эти вопросы стоят особенно остро для еще неокрепшей психики так называемого «оптанта». Процесс профессионального самоопределения требует сопровождения, как со стороны родителей, так и всего социального окружения ребенка. Вопросы профориентации входят в структуру деятельности психолога образовательных учреждений всех типов. Особое значение приобретает вопрос профессионального самоопределения для подростков с отклоняющимся поведением, так как профессиональная деятельность является средством (или ресурсом) профилактики большинства видов девиантного (отклоняющегося) поведения. Формирование мотивации к зарабатыванию денег социально приемлемыми путями способствует отказу от криминальной карьеры у подростков и молодых взрослых, испытывающих трудности социализации. Ведь, как известно, криминальная субкультура предполагает отрицание трудовой деятельности.
Одно из правил профориентации требует соотнесения желаний и способностей человека с требованиями трудового поста и работодателей. Мы предлагаем выделить мишени профориентационной работы среди подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, опираясь на анализ имеющихся исследований в области психологии и педагогики.

Аналитический обзор работ по профессиональному самоопределению
подростков с девиантным, в том числе делинквентным, поведением

Рассмотрим в первую очередь личностные особенности подростков с девиантным поведением, оказывающие влияние на успешность выбора трудовой деятельности.
В основе любой деятельности лежит мотивация, опора на ценности и установки. В философском, стратегическом плане профессиональное определение включает в себя понимание смысла труда и его места в жизненной траектории человека, необходимость профессионального выбора [27]. Выбор профессии предполагает также знание о содержании конкретных видов трудовой деятельности, осознание необходимости получения профессионального образования. Сравнительные исследования показывают, что у подростков с отклоняющимся поведением данные представления и смысловые категории развиты слабее, чем в группе сверстников с социально нормативным поведением [15]. Так, например, исследование особенностей профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением показало, что 80% опрошенных подростков с девиантным поведением имеют выраженный низкий уровень профессиональных представлений, 20% опрошенных — средний уровень, и ни один респондент из выборки не показал высокий уровень профессиональных представлений (в сравнении с группой подростков с социально приемлемым поведением (15% — низкий уровень; 25 — средний; 60% — высокий уровень) [29]. Авторы объясняют полученные различия тем, что «…подростки с социально приемлемым поведением имеют первичные представления о выборе будущей профессии в связи с нормальной социализацией, а подростки с девиантным поведением, в связи с отсутствием адекватной оценки социальных связей и отношений, имеют крайне ограниченные, даже первичные представления о профессиях». В работе С.Г. Головиной, Т.В. Смолиной [15] показано, что для подростков с девиантным поведением характерна разбросанность профессиональных интересов. В меньшей степени сформирована ценностно-нравственная составляющая самоопределения; в основе выбора профессии лежат «азарт жизни и интересные события, власть и влияние и в меньшей степени, чем у подростков с нормой поведения, развиты чувство полезности людям». У подростков с девиантным поведением в большей степени развит интерес к профессиям, связанным со странствиями, и в меньшей степени, чем у подростков с нормой поведения, сформирован интерес к профессиям, связанным с наукой и педагогикой.
О.Б. Юсипова отмечает, что большинство подростков, вступивших в конфликт с законом (подростки, реализующие «делинквентный потенциал») [47], имеют диффузный (неопределенный) статус профессиональной идентичности, неразвитость профессиональных интересов, связывают свое будущее с профессиями, не требующими высокого уровня квалификации труда. Автор приходит к выводу, что профессиональные интересы этой категории подростков, как правило, не совпадают с личными интересами, склонностями, идеалами и др.
И.С. Арон отмечает, что для подростков с отклоняющимся поведением характерна недостаточная личностная готовность к профессиональному самоопределению по всем четырем компонентам готовности: слабо выражено стремление к познанию окружающего мира, восприятие мира и людей по большей части фрагментарно, нарушено построение причинно-следственных связей, уровень творческого потенциала ниже возрастной нормы Самопонимание, саморефлексия, контактность, самопроизвольность, гибкость и другие элементы деятельностного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению у этих подростков мало развиты по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. Уровень субъектности профессионального выбора у подростков с девиантным и делинквентным поведением в целом ниже, чем у старшеклассников с социально приемлемым поведением [4].
С.Г. Конюхова определяет систему ценностей подростков с отклоняющимся поведением как систему ориентиров мотивации поведения. Наиболее значимыми блоками ценностей по убыванию являются «здоровье», «общение со сверстниками» (потребность в общении выражена сильно, поскольку обычно такие подростки отвергаются коллективом) и «ценность свободы и независимости» как иммунитет на негативные стили педагогического воздействия (трудности или отсутствие должного контроля, неприемлемые наказания, непоследовательное воспитание и др.). Престижность и хорошая заработная плата (утилитарное отношение к профессии), согласно Т.В. Цубиной, являются смысловыми основаниями профессионального выбора таких подростков [4]. А.Н. Смирнова дополнила, что на последнем месте по значимости для этих подростков оказались ценности «самопожертвование», «работа (учеба)» и «нравственность» [28].
С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев также установили, что жизненные и профессиональные планы подростков с отклоняющимся поведением практически не сформированы или сформированы слабо и противоречиво. Как мы уже говорили, профессиональный выбор носит инфантильный характер, иными словами, отношение к профессиональному самоопределению и развитию легкомысленное, из-за чего можно столкнуться с негативизмом и циничным отношением к труду [4].
Инструментальными ценностями (ценности-цели) для подростков, реализующих «делинквентный потенциал», согласно результатам исследования Ю.Ю. Стрельниковой, Е.И. Ильянковой, являются: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей» (что было выявлено и С.Г. Конюховой) и «уверенность в себе». «Нетерпимость к своим и чужим недостаткам», «твердая воля» и «честность» (не в традиционном понимании, а только в рамках референтной группы, например, «справедливое распределение» ролей, товаров, продуктов и проч.) — ценности-средства или терминальные ценности, которые выделили для себя старшеклассники с делинквентным поведением [28].
В целом, большинство исследований, в том числе работы И.С. Арон [2; 3; 4], Е.Г. Дозорцевой, А.А. Федонкиной [16], Т.В. Цубиной [42], С.П. Акутиной, Е.В. Киселевой [24], С.Г. Головиной, Т.В. Смолиной [15], указывают на недостаточность развития ценностно-мотивационной сферы, преобладание мотивов избегания неудачи и принуждения; наличие внешних мотивов выбора профессии (избегание наказания, материальное вознаграждение); недостаточную осознанность своих ценностей и мотивов; несформированность системы ценностных ориентаций, преобладание материальных потребностей.
Наиболее сильно мотивационная сфера нарушена у подростков с суицидальным поведением: когда потерян смысл жизни, вопрос профессионального самоопределения и самореализации становится малозначимым [4].
Специфические качества личности, затрудняющие профессиональное самоопределение и возможную адаптацию в профессии, выделяют многие исследователи, изучающие девиантное поведение. Так, И.С. Арон, обобщая работы Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой, Д.И. Фельдштейна, Т.А. Шиловой и др., выделила в структуре личности подростков с девиантным поведением такие черты, как агрессивность, вспыльчивость, инертность, лживость, повышенную конфликтность, заниженную самооценку, низкую коммуникативность, стремление избежать ответственности, пониженную переносимость повседневных трудностей, стереотипность поведения, нарушение ощущения самостоятельности, принадлежность к среде, не поддерживающей интереса к профессиональному развитию, и одновременно сильная зависимость от нее.
В условиях профессионального выбора подростки с девиантным поведением отличаются от подростков с нормативным поведением большей предприимчивостью и инициативностью, однако волевые и коммуникативные качества у них менее развиты [15].
Когнитивный компонент у таких подростков имеет различные дефициты, что определяет низкие интеллектуальные возможности. У них слабо сформированы потребность в познании, мотивация к получению знаний, что выливается в низкую успеваемость и отрицательное отношение к учебе, проявляющееся в систематических прогулах, нежелании обучаться после окончании школы и продолжить профессиональное образование. Им свойственна неадекватность представлений об окружающем мире, о себе и о мире профессий [4; 16].
Агрессивное поведение подростков часто мешает установить контакты, несущие информацию о мире профессий. Трудновоспитуемые подростки отличаются сиюминутными развлекательными и игровыми интересами, что мешает им ставить долгосрочные цели [31].
Большое значение для успешности профессионального самоопределения и дальнейшей профессиональной адаптации имеют особенности саморегуляции подростков с отклоняющимся поведением [41]. Симптомокомплекс личностной незрелости (как специфическое психологическое и психопатологическое явление, потенциальная способность к осознанной волевой регуляции собственной деятельности) [16] и степень проявления трудностей волевого контроля активности [6] будут определять выраженность поведенческих девиации у подростка.
Естественная незрелость личности, свойственная младшим подросткам, в норме должна трансформироваться в осознанную саморегуляцию и сформироваться как «функция развитой личности» к концу подросткового возраста (14—15 лет). Однако у подростков с отклоняющимся поведением в этой сфере наблюдаются трудности. Е.Г. Дозорцева, А.А. Федонкина выделяют обобщенные группы признаков, характеризующие личностную незрелость старших подростков-правонарушителей — бедность мотивов и трудности организации деятельности, пониженный уровень морального развития и недифференцированность оценок находят свое выражение в дефицитах личностной смысловой регуляции деятельности [16].
Исследователи выделяют у подростков с отклоняющимся поведением дефицит способности к осознанной саморегуляции поведения [37], что выражается в трудностях выбора жизненной перспективы, профессионального самоопределения и связывают это с проблемой в сфере принятия решений. По их мнению, на выбор подростков влияет либо референтная группа, либо значимый взрослый. Действительно, этом возрасте референтная группа имеет для подростка решающее значение со всеми вытекающими отсюда последствиями: если в групповые ценности и нормы входит определенное негативное отношение к труду, то это не может не повлиять на подростка.
И еще одна важная характеристика личностной зрелости подростка, которую важно учитывать при сопровождении профессионального самоопределения — это использование эффективных стратегий разрешения проблемных ситуаций. В исследовании К.Г. Савоничевой, Н.Н. Авраменко выявлено, что подростки с отклоняющимся поведением предпочитают копинг-стратегию «избегание проблем» за счет того, что кризисная или фрустрирующая ситуация намеренно воспринимается как субъективно малозначимая, либо индивид вовлекается в ситуацию меньше, чем она того требует [35].
Помимо этого, такие параметры блока личностно-средовых ресурсов, как негативная и искаженная Я-концепция, низкий уровень перцепции социальной поддержки, экстернальный локус контроля, отсутствие расхождения между реальным и идеальным компонентами самооценки и пр., способствуют развитию деструктивных стилей копинг-поведения [6], которые также используются в процессе профессионального самоопределения и, соответственно, негативно влияют на успешность профессионального выбора и его реализации.
В довершение всего актуализация защитно-преодолевающей системы личности такого подростка обнаруживается в сверхнормативной напряженности копинг-стратегии, в доминировании примитивных копингов и сниженной саморегуляции, в слабом волевом контроле поведения (в силу преобладания деструктивных копингов) [33].
К.Д. Хломов, А.А. Бочавер, А.А. Корнеев установили различия между копинг-стратегиями, используемыми подростками с социально допустимым (школы с высоким рейтингом) и с девиантным (школы с низким рейтингом, наличие эпизодов с участием полиции, КДН и ЗП) поведением в контексте образовательной среды: подростки с нормой поведения предпочитают рефлексию, чаще используют такие копинг-стратегии, как «планирование решения проблемы», «позитивная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль»; младшие подростки с отклоняющимся поведением и/или социально-психологической дезадаптацией из школ с низким рейтингом чаще используют конфронтацию (открытая агрессия, конфликтность, нетерпимость), хотя ее уровень снижается с возрастом; способность к планированию и самоконтролю у них изначально развита слабо [39]. Подростки со склонностью к девиантному поведению чаще, чем подростки с нормативным поведением, используют неадаптивные, часто примитивные копинг-стратегии в условиях фрустрации и стресса, что отрицательно влияет на процесс профессионального самоопределения и профессиональной адаптации в дальнейшем.
Рассмотрев результаты исследований, связанных с личностными особенностями подростков с отклоняющимся поведением, стоит обратить внимание и на встречающийся во многих работах акцент на социальной ситуации развития и среде, в которой формируется профессиональное самоопределение подростка.
В контексте профессионального самоопределения объективный компонент социальной ситуации развития отражает значимые для этого процесса особенности общения и межличностных отношений, а субъективный — на психологическую готовность к профессиональному самоопределению, что влияет на успешность осуществления профессионального выбора и реализации стратегии профессионального развития.
Особенности профессионального самоопределения и психологической готовности к профессиональному самоопределению этой категории подростков были проанализированы в трудах Б.Н. Алмазова. И.С. Арон, Е.Н. Кондрата, Н.Ф. Родичева, Т.В. Цубиной, С.Н. Чистяковой и др. В работах Б.Н. Алмазова, Л.И. Божович, Е.В. Змановской, Д.И. Фельдштейна акцент сделан на особенностях социальной ситуации развития, которая определяет специфику их профессионального самоопределения [1; 4; 32; 34; 38; 39].
Выбор профессии подростков со склонностью к девиантному поведению, как правило, затруднен социально-психологической дезадаптацией, педагогической запущенностью, плохой ориентацией в мире профессий др. [34].
Неблагоприятная социокультурная среда вместе с негативным психологическим содержанием субъективного компонента социальной ситуации развития (в том числе личностные дисгармонии, нарушения здоровья) не позволяют включиться таким подросткам в социокультурные связи общества, удовлетворить свои потребности в общении и уважении социально допустимым способом, из-за чего процесс профессионального самоопределения сильно затруднен, развивается социально нежелательная ориентация: установки на нарушение правопослушного норматива и антисоциальная направленность личности приобретают устойчивый (привычный) характер [1; 3].
Опираясь на выявленные в процессе теоретического анализа особенности профессионального самоопределения подростков с отклоняюшимся поведением, рассмотрим возможные подходы к психологическому сопровождению данного процесса в рамках работы психолога образовательного учреждения и других специалистов, включенных в социализацию несовершеннолетних.
Современные подходы к самоопределению в мире профессий (исчезновение одних и появление других) связаны с динамикой изменений на рынке труда, которые «…требуют от человека в его профессиональной жизни зрелости, рефлексивности, умения широко и многогранно подходить к построению собственной профессиональной карьеры, объединяться в профессиональные сообщества и выходить из них, в ходе социальной жизни менять сферы профессиональной деятельности» [36].
Очевидно, что основные трудности в профессиональном самоопределении в старшем школьном возрасте одинаковы для подростков с нормой и отклонением в поведении (мы понимаем, что подростки со склонностью к девиантному поведению решают те же задачи развития), однако у последних неблагоприятная социокультурная среда, в которой они находятся, индивидуально-психологические особенности существенно затрудняют их личностное и профессиональное развитие. Иными словами, трудности профессионального самоопределения подростков с отклоняющимся поведением проявляются в более утрированной, грубой форме, в силу этого они нуждаются в повышенном внимании к себе со стороны семьи и педагогических работников, социальной защите и поддержке.
В педагогическом подходе «предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного с обучающимся определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самоопределиться в профессиональном выборе, профессиональной карьере». С.Н. Чистякова выделяет информационный, проективный, имитационный (моделирующий) и продуктивный подходы к построению модели профориентационной работы [44]. В рамках психологического подхода М.Р. Битянова [8] предлагает рассматривать сопровождение как «…систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия». Э.Ф. Зеер предлагает понимать сопровождение как «…целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности» [20]. Н.В. Богданович, В.В. Делибалт сопровождение в юридической психологии объясняют как «…направление деятельности психолога, целью которого является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников какой-либо определенной деятельности» [10].
К ошибкам и затруднениям в процессе профессионального самоопределения Е.А. Климов, Н.Н. Зотова относят: отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий (фатальность профессионального выбора), предвзятое отношение к конкретным видам трудовой деятельности («предрассудки чести»), выбор профессии «за компанию» или под давлением старших родственников, перенос отношения к человеку на профессию, отождествление учебного предмета в школе с профессией, незнание или слабое представление о трудовых действиях и операциях в конкретной профессии, неверные представления о своих возможностях и способностях [21; 27].
О.Р. Бусарова отметила, что при работе с подростками с девиантным поведением помощь в профессиональном самоопределении является не дополнением к воспитательным и коррекционно-развивающим задачам, а одним из средств их реализации [12].
Важным условием успешного профессионального самоопределения подростков этой категории является формирование осознанного и адекватного самосознания (О.С. Тоистева) [4], осознанной личностно-смысловой регуляции с помощью регуляторно-ориентированного тренинга (О.К. Осницкий) [45]; актуализация внутренних субъектных ресурсов, определяющих действенную (активную) позицию самоопределяющейся личности в отношении воздействий внешней среды (иными словами, развитие субъективного компонента социальной ситуации развития — готовности к профессиональному самоопределению); формирование устойчивых просоциальных ценностных ориентаций и профессиональных интересов; актуализация потребности в построении четкой личной профессиональной перспективы; формирование мотивации к обучению и трудовой деятельности, развитие «социальной управляемости поведением» в ходе профилактических бесед в групповом и индивидуальном форматах [14; 24].
С целью формирования активной социальной и гражданской позиции, развития устойчивой, просоциальной позиции личности, правосознания (как антитезы формированию антисоциальных ориентаций) желательно привлекать подростков с отклоняющимся поведением к активной социальной деятельности (аналитической, творческой, продуктивной и проч.), к участию в общественных объединениях, волонтерских организациях [24; 47] Н.С. Пряжников предлагает психологам-профконсультантам ориентировать подростков на решение проблем в ходе личностного и профессионального самоопределения «цивилизованным способом» (социально допустимым) [33]. Е.И. Ильянкова, Ю.Ю. Стрельникова дополнительно рекомендуют проводить со старшеклассниками с делинквентным поведением проблемные игры, направленные на разъяснение правовых норм [24].
Вариантами практической помощи самоопределяющейся личности, по Е.А. Никитской, могут быть: дополнительные общеразвивающие профориентационные программы с ориентацией на социальную адаптацию, с расширением «социальной практики» (имеется в виду использование интерактивных методов обучения и воспитания); экскурсии по ознакомлению с конкретной профессией, встречи с представителями профессий; конференции, дискуссии, беседы, в рамках которых обсуждаются вопросы профессионального самоопределения, ориентации и пр.; создание банка трудовых биографий выпускников и др. [28; 32].
В.В. Делибалт, Н.В. Богданович обобщили технологии помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций [9]. Назовем некоторые из них, которые, на наш взгляд, применимы в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
  • Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего (технология сбора информации — ОРВ) — позволяет оценить многие факторы риска и возможностей, социальную ситуацию развития (объективный и субъективный компоненты) профессионально самоопределяющейся личности: семейные обстоятельства, взаимоотношения со сверстниками, образование и трудовую занятость, досуг и свободное время, жизненные установки и социальную ориентацию и др., все, что также важно в процессе профессионального самоопределения.
  • Технологии раннего вмешательства (направленные на предотвращение неблагополучия всех компонентов социальной ситуации развития).
  • Технологии мотивирования (направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, в нашем случае — на изменение ценностных ориентаций на просоциальные, повышение ценности труда, образования, мотивации к обучению и труду).
  • Технологии, ориентированные на работу с семьей, на организацию социальной среды подростка (например, включение в социально активную деятельность подростков с девиантным поведением — молодежные социальные проекты, социальная реклама ЗОЖ и вовлечение в спортивные проекты для молодежи [24]: секции, соревнования, туристические походы).
  • Технологии информирования, активного социального обучения, формирования социальных альтернатив (идея формирования альтернативного просоциального поведения — «антитеза формированию антисоциальной ориентации», как говорил Н.С. Пряжников), постпенитенциарные технологии помощи несовершеннолетним и их родителям и др. — применимы, если перед осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания стоит вопрос профессионального выбора.
На основе проведенного анализа современных зарубежных исследований Т.А. Егоренко предлагает [17] включать в содержание профориентационных программ мероприятия, направленные на активизацию профессионального интереса старшеклассников к профессиям, востребованным на современном рынке труда. Для этого автор рекомендует использовать: а) приемы релевантных интервенций, которые формируют понимание старшеклассниками важности изучаемых в школе учебных предметов для будущей профессии и таким образом воздействуют на их профессиональные интересы; б) практику наставничества как эффективного механизма познания мира профессий и активизации профессионального самоопределения личности, включения в учебный процесс технологий начального профессионального образования и обучения; в) интеграцию цифровых технологий в учебный процесс, включая инновации, такие как цифровая дистрибуция, меню с QR-кодом, искусственный интеллект, технологии распределенных реестров, которые будут способствовать формированию знаний у старшеклассников об их применении в современном мире профессий.

Заключение

Проблематика профессионального самоопределения подростков с противоправным поведением в научных трудах изучена слабо. Негативные особенности социальной ситуации развития, по мнению И.С. Арон, еще больше обостряются у подростков с делинквентным поведением. Деформация нравственных и правовых ценностных ориентаций, криминогенные сдвиги влияют на профессиональное самосознание осужденных несовершеннолетних с делинквентным поведением следующим образом: жизненные (в том числе профессиональные) цели связаны с потребительством, комфортом в референтной группе; мотивация и интерес к учебной и трудовой деятельности выражены слабо; преобладают досуговые интересы; потребности носят примитивный характер; такие подростки практически не включены в трудовой коллектив, имеют утилитарное отношение к профессии; профессиональные планы, представления о будущем у этой категории подростков гораздо чаще отсутствуют или недостаточно конкретны [4; 11; 13]. Дополним, что в целом состояние факторов (жизненных обстоятельств) построения личного профессионального плана, по Е.А. Климову, у подростков с отклоняющимся поведением хуже, чем у их ровесников: позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих, и сверстников, как правило, мешает успешному профессиональному самоопределению (они сами часто являются носителями антисоциальных установок) [27]; компоненты самосознания, по В.С. Мерлину, развиты слабо [11] в результате утраты базисного доверия к окружающему миру; подростки испытывают затруднения в способности самостоятельно принимать решения; у них отсутствуют четкие временные перспективы; по Е.А. Никитской [32], фактором, влияющим на профессиональное самоопределение девиантных подростков, является неспособность заглянуть в будущее, а значит, и невозможность адекватной самооценки.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Проблема профессионального определения подростков с отклоняющимся (девиантным, в том числе делинквентным, поведением) неизменно вызывает интерес, как у практиков, так и у теоретиков в области психологии и педагогики. Однако современных исследований, ориентированных на потребности актуального рынка труда практически нет.
Качества личности подростков, склонных к девиантному поведению, на которые можно было бы опереться при раскрытии способностей к профессиональному самоопределению, — это предприимчивость, инициативность, приспособляемость и жизнестойкость.
Большинство исследователей указывают на качества личности подростков с девиантным поведением, которые затрудняют профессиональное самоопределение. Это проблемы в мотивационной сфере: трудности с пониманием смысла труда и его морально-нравственной ценности. Дефициты в когнитивной области затрудняют обучение и способствуют отказу от продолжения профессионального обучения, определяют выбор профессий, не требующих особого образования. Недостаточный кругозор определяет слабое знание содержательной стороны профессионального выбора, несоответствие категорий «хочу» и «могу», непонимание потребностей рынка труда в определенных профессиях. Проблемы волевой саморегуляции приводят к непоследовательности в процессе профессионального самоопределения, подверженности влиянию со стороны, в том числе референтной группы (часто таких же «трудных» подростков). Склонность к деструктивным копингам также затрудняет профессиональное самоопределение и профессиональную адаптацию подростков с девиантным поведением.
Важнейшее значение для профессионального самоопределения подростков имеет социальная ситуация развития и окружение. В связи с тем, что подростки с девиантным поведением находятся в окружении «моделей подражания», дезориентирующих их в адекватном социально приемлемом и социально значимом способе зарабатывания денег (дисфункциональная семья, плохая компания с установками криминальной субкультуры), важно включать в процесс профессионального самоопределения позитивные примеры для подражания, такие как привлечение наставников, использование средств искусства (например кино), просвещение через интернет-ресурсы и социальную рекламу.
В программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков следует включать по крайне мере три компонента: 1) изучение ресурсов личности, на которых можно построить профессиональную карьеру; 2) коррекция и формирование личностных качеств и жизненных навыков, способствующих социальной адаптации, в том числе и профессиональной адаптации (таких как навыки саморегуляции, коммуникативные навыки, социальный и эмоциональный интеллект и другие); 3) расширение кругозора и содержательной стороны профессий с помощью наставничества и информирования, использования возможностей цифровых технологий.
Дальнейшие исследования по данной тематике могут быть направлены как на уточнение содержания программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения по основным видам девиаций отдельно, так и на поиск новых эффективных методов профориентации подростков с отклоняющимся поведением в условиях изменяющихся требований современного общества и рынка труда.

Литература

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: Монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 180 с.
  2. Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 154–164. doi:10.17759/psyedu.2015070115
  3. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 20–27. doi:10.11621/npj.2013.0303
  4. Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: Монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. 284 с.
  5. Арчакова Т.О. Социально-психологическая адаптация выпускников фостерных семей: образование и работа [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 92–106. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70119 (дата обращения: 06.08.2023).
  6. Банников И.А. Копинг-стратегии девиантных подростков // Студенческий. 2020. № 12 (98). С. 29–32.
  7. Барышева А.В. Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки // Пенитенциарная наука. 2018. № 2 (42). С. 133–140.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2001. 298 с.
  9. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Определение понятия «психологическое сопровождение несовершеннолетних в суде» // Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 20–22 октября 2015 года / Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб: Скифия-принт, 2015. С. 207–
  10. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: Сборник материалов. Т. 1. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 458–473. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/covid19challenges2020/covid19challengespdf (дата обращения: 09.08.2023).
  11. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. № 4. С. 57–67. doi:10.14529/ped170407
  12. Бусарова О.Р. Профориентационная работа с подростками и юношами с девиантным поведением: опыт подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 35–44. doi:10.17759/psylaw.2019090303
  13. Бусарова О.Р., Евсина Е.О. Особенности личной профессиональной перспективы старших подростков и юношей со склонностью к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 147–159. doi:10.17759/psylaw.2022120112
  14. Глебова А.А. Социально-психологические особенности формирования просоциальности у подростковых лидеров отрицательной направленности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 185–194. doi:10.17759/psylaw.2022120414
  15. Головина С.Г., Смолина Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением // Инновационное развитие. 2019. № 1 (28). С.63–69.
  16. Дозорцева Е.Г., Федонкина А.А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62522 (дата обращения: 12.12.2023).
  17. Егоренко Т.А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 61–70. doi:10.17759/jmfp.2022110306
  18. Ермаков Д.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 75–79.
  19. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 89–102. doi:10.17759/jmfp.2020090408
  20. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
  21. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 2. С. 102–110.
  22. Иванова С.А., Тимофеева Е.Д. Развивающая психолого-педагогическая программа «Познаю себя. Развиваюсь. Стремлюсь» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 4. С. 7–28. doi:10.17759/bppe.2022190401
  23. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263. doi:10.17759/psyedu.2014060324
  24. Ильянкова Е.И., Стрельникова Ю.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности делинквентных подростков [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 283–288. doi:10.33910/herzenpsyconf-2019-2-34
  25. Исакова Т.А. Профессиональное самоопределение в контексте формирования жизненных и профессиональных планов учащейся молодежи // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научных статей. 2012. Том 1. № 2-1. С. 139–144.
  26. Киселева Е.В., Акутина С.П. Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 1038–1041.
  27. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
  28. Костикова А.В. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук. Тезисы II Международной студенческой научно-практической конференции: Сборник статей. М.: ООО «Издательство РИТМ», 2019. С. 164–170.
  29. Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С. 81–86.
  30. Нагорная Ю.О., Ефремов Д.А. Особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, включенной в программу Всероссийского форума. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. С. 193–195.
  31. Науменко М.В., Панкратова И.А. Особенности профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Том 7. № 5. doi:10.15862/141EVN515
  32. Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 25–33. doi:10.17759/psylaw.2017070103
  33. Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С.144–150. doi:10.11621/npj.2017.0316
  34. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
  35. Савоничева К.Г., Авраменко Н.Н. Особенности выбора копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением, стоящих на учете в детской комнате полиции // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Том 2. № 2 (3). С. 46–56.
  36. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 60–64.
  37. Федонкина А.А. Способность несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью к осознанному руководству своими действиями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 178–192. doi:10.17759/psylaw.2016060313
  38. Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113. doi:10.17759/psyedu.2016080110
  39. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 180–199. doi:10.17759/sps.2020110211
  40. Царькова Л.В. Психологическое обеспечение развития профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012. 31 с.
  41. Царькова Л.В. Развитие профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов [Электронный ресурс] // Психология и психотехника. 2012. № 4 (43). С. 84–91. doi:10.7256/2454-0722.2012.4.5724
  42. Цубина Т.В. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении школы открытого типа // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, 25–26 марта 2009 г. / Отв. ред. М.Е. Умрихина. М.: Школьная книга, 2010. С. 253–257.
  43. Чекалина М.С., Манякова П.О. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Том 26. № 1. С. 65–71. doi:10.34216/2073-1426-2020-26-1-65-71
  44. Чистякова С.Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 4–14.
  45. Чуркина Ю.А. Коррекция ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению // Психологические и биологические особенности нарушенного поведения : Материалы всероссийского научно-практического круглого стола с международным участием, Москва, 21 мая 2020 года — 25 марта 2021 года / Под ред. Т.А. Шиловой. М.: ООО «Издательство РИТМ», 2021. С. 209–212.
  46. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Вестник университета. 2021. № 10. С. 187–194. doi:10.26425/1816-4277-2021-10-187-194
  47. Юсипова О.Б. Профессиональное самоопределение подростков, вступивших в конфликт с законом // Технологии развития сензитивности и коммуникации подростков с девиантным поведением: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.В. Москвина. Екатеринбург, 2017. С. 71–80.

Информация об авторах

Смоленкова Виктория Алексеевна, студент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2663-9390, e-mail: v5sage@yandex.ru

Шпагина Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3325-3402, e-mail: shpaginaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 105
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 43
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6