Современная зарубежная психология
2014. Том 3. № 2. С. 92–106
ISSN: 2304-4977 (online)
Социально-психологическая адаптация выпускников фостерных семей: образование и работа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, жизнестойкость, замещающие семьи, молодые люди из числа детей-сирот, программы независимого проживания, наставничество, профориентация
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Арчакова Т.О. Социально-психологическая адаптация выпускников фостерных семей: образование и работа [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 92–106. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70119 (дата обращения: 05.10.2024)
Полный текст
Введение
Социальная и психологическая адаптация молодых людей из числа детей-сирот является актуальной проблемой во всем мире, включая страны, где дети под опекой государства живут не в учреждениях, а в замещающих (фостерных) семьях. Так, в США существует большое разнообразие форм психолого-социальной поддержки для выпускников замещающих семей, в том числе помогающих выбрать профессию, получить профессиональное образование, освоить другие навыки, полезные в самостоятельной жизни.
В американском законодательстве меры социальной и психологической поддержки выпускников фостерных семей при переходе к самостоятельной жизни определяются рядом актов:
• Программа независимости для молодежи из фостерных семей (Foster Care Independence Program). Ее принятие в 1999 г. привело к удвоению средств, выделяемых из федерального бюджета на услуги по независимому проживанию (independent living services). Цель программы: обеспечение прав на образование и жилье, помощь в трудоустройстве и развитии жизненных навыков.
• Поправки «В поддержку семейной защищенности и стабильности» (Promoting Safe and Stable Families Amendments, 2001) обеспечили финансирование ваучеров на образование и профессиональную подготовку (Educational and Training Vouchers), которыми выпускники могут оплатить часть расходов на обучение в колледже или вузе.
• Необходимость составления индивидуального плана сопровождения в самостоятельной жизни (independent living plan) для каждого 16-летнего подростка в фостерной семье также регулируется федеральным законодательством (42 U.S.C. § 675 (1) (D).
Однако большинство программ адаптации к самостоятельной жизни демонстрирует низкую эффективность. Поэтому особенно ценными являются данные об отдельных элементах системы (услугах, ресурсах), способствующих успешности выпускников, полученные в результате крупномасштабных исследований, а также экспертные оценки и представления самих выпускников о барьерах на пути к эффективной социальнопсихологической поддержке.
Проблема
Молодые люди из числа детей-сирот часто имеют сложности с образованием и трудоустройством. По статистике, 74 % выпускников фостерных семей в США получают полное среднее образование (по сравнению с 84 % в общей популяции); степень бакалавра получают от 3 до 11 % (по сравнению с 28 %). В возрасте 21 года работают только 52 % выпускников (по сравнению с 66 %) [9].
В исследовании Goerge et al. (2002) было проведено сравнение доходов (а) выпускников фостерных семей; (б) молодых людей, которые ранее жили в фостерных семьях, но воссоединились с кровными семьями в возрасте между 14 и 18 годами; (в) молодых людей из малообеспеченных семей, всегда живших с кровными родителями. Доход выпускников фостерных семей был значимо ниже, чем у молодых людей из двух других групп [4].
На процесс профессионального самоопределения (и социально-психологической адаптации в целом) выпускников интернатных учреждений влияет ряд противоречий, которые выделяются как российскими (Кундозерова Л.И., 1999; Быков А.С., 2000; Андреева А.И., Бобылева И.А., 2002; Бобылева А.И., Заво- дилкина О.В., Иванова Н.П., 2005 — подробнее см. обзор в [1]), так и зарубежными авторами.
1. Противоречие между отставанием в развитии когнитивных функций у многих детей-сирот и современными требованиями, предъявляемыми к ним в процессе обучения [1]. Американские исследователи описывают эту тенденцию как противоречия между календарным и психологическим возрастом. Верхняя граница подросткового возраста постоянно повышается, что приводит к появлению новых возрастных периодизаций. Возраст между старшим подростковым и 24—26 годами рассматривается некоторыми исследователями как «становление взрослости» (emerging adulthood). Поэтому ожидание от 18-летнего выпускника полной автономии неадекватно возрастным нормам развития в современном обществе [2].
2. Противоречие между излишней опекой над детьми и реальной жизнью, требующей принимать решения и справляться с проблемами самостоятельно, отмечается в российских учреждениях интернатного типа [1]. В США у социальных работников и фостерных родителей также наблюдается двойственное отношение к процессу эмансипации вырастающих детей. Они считают, что важно давать подросткам практиковаться в принятии решений и отрабатывать другие навыки, обеспечивающие самостоятельность в жизни. В то же время они видят систему семейного устройства и себя лично ответственными за каждый «неверный шаг», совершенный воспитанниками, в результате чего приходят к необходимости защищать молодых людей, ограничивая их автономию и возможность рисковать [10].
3. Отечественные исследователи отмечают противоречие между социальной дезадаптацией детей-сирот и необходимостью обеспечения их социальной защищенности, например, желанием учиться и отсутствием такой возможности, дефицитом индивидуализированного общения в интернатном учреждении и принудительным характером общения с определенным кругом людей и др. [1]. В США подобная проблема описывается как несоответствие предлагаемых социально-психологических услуг индивидуальным потребностям. Это противоречие отражает и проблемы межведомственного взаимодействия (необходимого для создания уникального «пакета» услуг для конкретного выпускника), и несовершенства планирования. Только 31 % планов сопровождения выпускников составляется при реальном участии его социального работника-куратора [10].
4. Мечты и надежды выпускников вступают в конфликт с реальными ограничениями. По данным Gil-Kashiwabara et al., 20 % молодых людей из замещающих семей вообще не вписывают в план сопровождения никакие свои цели. Многие кураторы имеют смутные представления о возможностях выпускников, особенно молодых людей с инвалидностью, и слишком пессимистично оценивают их шансы самостоятельно жить и работать. В результате выпускники замещающих семей значимо реже (по сравнению со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, выросшими в кровных семьях) ставят себе целью продолжить учиться по окончании средней школы [10]. Отечественные исследователи отмечают проблему потери личностного потенциала одаренных воспитанников интернатов [1].
Методы
Чтобы понять опыт молодых людей, выходящих в самостоятельную жизнь из замещающих семей и адаптирующихся на рабочем месте или в учреждении профессионального образования, в США было проведено несколько масштабных исследований [3; 9; 15]. В таблице 2 представлены данные о трех из них.
Основная методика этих исследований — large simple design, т. е. крупное длительное исследование с упрощенной процедурой включения и сбора данных. Такой дизайн исследования применяется:
• когда базой для исследования служит большое количество организаций (программы поддержки самостоятельного проживания разных штатов; населенные пункты, в которых проживают выпускники);
• есть основания полагать, что в их работе с испытуемыми больше сходств, чем различий (единый набор социальнопсихологических услуг). Перечень наиболее распространенных социальнопсихологических и социально-педагогических услуг, доступных выпускникам фостерных семей, приведен в табл. 1;
• методы исследования позволяют ог- формации можно получить из докумен- раничиться одной встречей с каждым из тированных источников (личных дел, испытуемых и/или большую часть ин- медицинских карт).
Таблица 1
Социально-психологические и социально-педагогические услуги в программах поддержки независимого проживания выпускников фостерных семей [16]
Поддержка в получении образования |
• Развитие учебных навыков • Профориентация в школе • Консультирование по вопросам профориентации • Подготовка к GED (аналог ГИД) |
Услуги по подготовке к поступлению в колледж |
• Подготовка к SAT (аналог ЕГЭ) • Помощь в подаче документов в колледж • Помощь в подаче заявок на стипендию / учебный займ • Посещение ярмарки колледжей |
Услуги по поиску работы |
• Мастер-класс по написанию резюме • Помощь в заполнении заявлений о приеме на работу • Помощь в получении разрешений на работу / карт пенсионного страхования • Прохождение стажировки • Помощь в выделении круга потенциальных работодателей • Подготовка к собеседованию для приема на работу • Участие в летних программах содействия трудоустройству • Направление на работы / ходатайство • Использование библиотеки ресурсов по планированию профессиональной карьеры |
Услуги на рабочем месте |
• Знакомство с системой социальных льгот, бонусов • Помощь в оформлении налоговых вычетов • Знакомство с ценностями компании • Развитие финансовой грамотности, осознанного отношения к потреблению и тратам • Курсы по решению финансовых проблем (money management courses) • Обучение планированию бюджета • Обучение действиям со сберегательными счетами • Обучение грамотному использованию (своевременному погашению) кредитов • Развитие потребительской грамотности • Обучение работе с информацией по сберегательным и кредитным счетам |
Жилищные услуги |
• Помощь в поиске жилья для аренды • Помощь в оформлении договора аренды • Обучение использованию систем безопасности в квартире (противопожарная сигнализация и др.) • Обучение улаживанию конфликтов с собственником жилья |
|
• Обучение основам здорового образа жизни и безопасности • Знакомство с правами и обязанностями квартиросъемщика • Обучение приготовлению еды и планированию меню • Занятия по обучению домоводству • Курсы домашнего ремонта |
Здоровье и благополучие |
• Обучение навыкам персональной гигиены • Знакомство с планированием рациона • Знакомство с физической культурой • Знакомство с системой диспансеризации и профилактической медициной • Обучение работе с информацией по медицинскому страхованию • Курсы первой помощи • Обучение работе с информацией по медицинской карте • Обучение планированию семьи и методам контрацепции • Просвещение в сфере профилактики зависимостей от ПАВ |
Таблица 2
Масштабные исследования выпускников замещающих семей, проведенных в США: данные об организации исследований
Выборка |
Вопросы исследования |
Исследуемые переменные |
Midwest Study [15] |
||
В выборку вошли 785 выпускников в возрасте от 17 лет, которые были помещены в фостерные семьи в возрасте до 16 лет по причине жестокого или пренебрежительного обращения в кровной семье |
Какие факторы связаны с получением услуг по подготовке к самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников фостерных семей в возрасте от 17 до 21 года? Ставилась задача оценить вероятность получения молодыми людьми адекватной помощи с учетом взаимодействия |
Демографические переменные (пол, раса, место жительства). Достижения (уровень образования, занятость, доход). Психическое здоровье (оценивалось при помощи CIDI): ПТСР, тревожное расстройство, депрессия, дистимия. Реабилитационные услуги (профориентирование, помощь в трудоустройстве, обучение написанию резюме, помощь в поиске работы, обучение прохождению собеседования, направление на работу, доступ к библиотеке ресурсов по трудоустройству, |
|
потенциальных индикаторов потребности в помощи и барьеров на пути к ее получению |
консультации по льготам, помощь в оформлении разрешения на работу, рабочая практика, летние трудовые программы) |
Casey National Alumni Study [3] |
||
Лонгитюдное исследование, которое проводилось в 23 офисах организации Casey в 13 штатах. В выборку вошли 1609 выпускников, начавших жить самостоятельно в период с 1966 по 1998 гг. Их проживание в семьях было организовано агентством Casey Family Programs |
1. Как адаптируются к взрослой жизни выпускники фостерных семей с детским опытом жестокого обращения? Насколько они отличаются от основной популяции? 2. Существуют ли ключевые факторы или компоненты реабилитационных программ, которые связаны с более успешным социальнопсихологическим функционированием выпускников? |
55 характеристик выпускника и его социального окружения - предикторов успешности - организованные в 4 фактора: I. Особенности и анамнез выпускника и его кровной семьи: детские травмы; структура кровной семьи; занятость, наличие зависимостей или психических нарушений у кровных родителей; условия жизни ребенка; защитные факторы в окружении и др. II. Опыт жизни в фостерной семье и взаимодействия с системой защиты детей: особенности фостерной семьи, возраст на момент первого размещения, общее число размещений, полученные реабилитационные услуги (психотерапия, подготовка к самостоятельной жизни и др.), субъективная оценка этого опыта и др. 1П. Недавний стресс: проблемы в партнерских или дружеских отношениях, стресс на работе, болезни, неблагоприятные события. IV. Переменные, опосредующие влияние травм и стресса, в том числе защитные факторы: социальная поддержка, наличие доверительных отношений, наставник, религиозность, волонтерство, самооценка и др. |
Northwest Foster Casey Alumni Study [9] |
||
В выборку вошли 659 выпускников фостерных семей, начавших жить самостоятельно в период с 1988 по 1998 гг. Их проживание в семьях было организовано одним из трех агентств: (1) Casey Family |
1. Как выпускники фостерных семей адаптируются в самостоятельной жизни? 2. Есть ли отдельные факторы или компоненты программ сопровождения, которые связаны с более успешной адаптацией? |
Предикторы: демографические данные (пол, возраст, национальность), тип организации, курирующей фостерную семью (государственная / НКО), факторы риска помещения в фостерную семью (25 переменных), опыт в фостерной семье (22 переменные). Результаты: психическое здоровье (10 переменных), образование (10 переменных), занятость и доход (9 переменных) |
Programs; (2) the Oregon Department of Human Services, Division of Children, Adults, and Families; (3) the Washington Department of Social and Health Services, Children’s Administration, Division of Children and Family Services |
|
|
Результаты
Midwest Study. Результаты показали, что большинство участников исследования получали несколько видов социально-реабилитационных услуг, но все равно имели больше проблем с адаптацией, чем их сверстники, выросшие в кровных семьях. Половина испытуемых заявила о своем желании окончить колледж, однако у многих были серьезные препятствия для этого: 50 % окончили специальные школы, 40 % — оставались на второй год, около 30 % — сменили в своей жизни пять и более школ [15].
В США прослеживается надежная корреляция между уровнем образования и дохода во всех слоях населения; это также справедливо и для выпускников замещающих семей. Выпускники, имеющие среднее профессиональное или неоконченное высшее образование, получают примерно на 50 % больше, чем их сверстники, окончившие только среднюю школу [15].
Исследование не выявило связи между получением реабилитационных услуг по профориентации и заработком выпускников. Это можно объяснить тем, что лишь небольшое число выпускников пользовались такими интенсивными услугами как направления на работу, стажировки или трудоустройство на лето. В качественном исследовании Geenen and Powers (2007), основанном на интервью с 27 выпускниками, 21 фостерным родителем и 40 социальными работниками, изучались потребности молодых людей в услугах по адаптации к самостоятельному проживанию. Оно показало, что курсы и тренинги недостаточно связаны с проблемами повседневной жизни [5]. В работе Scannapieco, Connell-Carrick and Painter (2007) уточняется, что неадекватность таких курсов выражается не в их содержании, а в невозможности сразу проверить свои силы на практике. Иными словами, об эффективной подготовке к получению профессии можно говорить только при включении подростков из фостерных семей в реальную трудовую деятельность [17].
Именно опыт оплачиваемой работы (подработки) в подростковом возрасте связан с лучшими учебными достижениями и более высокими шансами на трудоустройство в будущем. Это показано в работе Leventhal, Graber, and Brooks- Dunn (2001), в которой исследовались предикторы успешного трудоустройства на выборке молодых людей афроамериканского происхождения. Ранний опыт работы положительно связан и с успешным получением полного среднего / среднего профессионального образования в возрасте 19—20 лет [13].
Исследование не показало значимых преимуществ от наличия наставника у выпускников, начинающих жить самостоятельно. Технология наставничества (natural mentoring) является распространенным способом разрешения противоречия между потребностью в привязанности и поддержке и необходимостью адаптироваться к жизни вне семьи. Наставник, как правило, не является молодому человеку кровным или приемным родителем, а сопровождает его как в обретении самостоятельности, социальной и профессиональной идентичности. В то же время наставник — это человек, отношения с которым не заканчиваются по достижении выпускником 18 лет, обеспечивая постоянство эмоциональных и социальных связей (permanency).
В настоящее время в США действует около 5000 программ наставничества над молодежью. Основными тенденциями в развитии этих программ являются [8]:
• более узкий подход к целевым группам и условиям их реализации (например, наставничество над выпускниками замещающих семей на рабочем месте);
• развитие альтернативных форм общения: наставничество по интернету (ementoring), наставничество по принципу «равный-равному» с разницей в возрасте (cross-age peer mentoring) (например, сотрудник зрелого возраста шефствует над выпускником, пришедшим на аналогичную должность).
Мета-анализ 55 исследований эффективности программ наставничества показал, что они работают при сочетании научно обоснованных оснований и большой вовлеченности наставника в отношения с подопечным. Однако результаты отдельных исследований неоднозначны, а мета-анализ позволяет говорить об умеренном влиянии [8].
В качестве свидетельства эффективности наставничества можно привести исследование Greeson et al., которое показало, что наличие наставника статистически значимо связано с уровнем материального благополучия как у выпускников замещающих семей, так и у молодых людей, выросших в кровных семьях. Результат не зависел от специфики ролевой позиции наставника: был ли он «заменой родителя», ролевой моделью и примером или руководителем и советчиком [7].
В выборку Midwest Study были включены и выпускники с разными особенностями соматического и психического здоровья, если эти особенности не препятствовали проведению опроса. Выяснилось, что выпускники с психологическими и/или психиатрическими проблемами (посттртавматическое стрессовое расстройство, эмоциональные расстройства) в анамнезе зарабатывают достоверно меньше, чем условно благополучные.
В отличие от многих других исследований ([12]), была обнаружена положительная связь между употреблением психоактивных веществ и размером дохода выпускников. Это может быть связано со спецификой диагностических критериев (употреблявшие ранее могут не употреблять в настоящее время). Также возможно, что потребность в средствах на алкоголь или наркотики на первых этапах развития зависимости стимули
рует выпускников на поиск и сохранение работы.
Casey National Alumni Study. В этом исследовании успешность социальной адаптации определялась как наличие психического и физического здоровья, высокого уровня образования и дохода, а также благополучных межличностных отношений. Индекс успешности был подсчитан для всех испытуемых, о которых имелась информация хотя бы по трем пунктам из следующих пяти:
• длительность получения образования (лет)
• доход
• физическое здоровье на основе шкалы SF-121
• психическое здоровье на основе шкалы SF-12
• удовлетворенность отношениями (для выпускников, состоявших в зарегистрированном или незарегистрированном браке).
Были выявлены факторы успешной адаптации выпускников: обучение жизненным навыкам, получение диплома о среднем или полном среднем образовании до выхода из фостерной семьи, профессиональное обучение с выплатой стипендии, участие в клубах по интересам, отсутствие эпизодов потери жилья / бродяжничество в первый год самостоятельной жизни, низкий уровень проблем с алкоголем и наркотиками. Некоторые важные условия успешности оказались несколько неожиданными [3].
Так, успешность оказалась связана с «менее позитивной» родительской заботой замещающей матери. Такая забота оценивалась в ходе интервью с выпускниками на основании трех вопросов: об уделяемом времени и внимании, о позитивных ожиданиях от ребенка и о последовательности родительских требований. Возможно, такой тип родительского отношения способствует эмансипации у подростков. В то же время позитивная оценка отношений в семье в целом (но не с кем-то из фостер- ных родителей или сиблингов по отдельности) является еще одним фактором успешности, более чем в два раза повышая шансы на получение высшего образования [3].
Частая помощь репетиторов оказалась связана с низкой успешностью в самостоятельной жизни. Изучая связь между реабилитационными услугами и адаптацией выпускников, необходимо учитывать, что некоторые услуги выступают не столько индикаторами удовлетворения потребностей, сколько маркерами существующих проблем [3].
Из ответов на вопросы об опыте жизни в кровной семье складывается картина большой распространенности именно жестокого обращения, однако есть связь между жизнью в кровной семье и образовательными достижениями. Выпускники, которые были помещены в фостерные семьи в возрасте старше пяти лет, в 1,5 раза чаще получают высшее образование, чем их сверстники, покинувшие кровные семьи в раннем возрасте [3].
В числе предикторов успешности оказался мужской пол, хотя в литературе существует масса свидетельств большей жизнестойкости девочек. Среди выпускников фостерных семей меньшую успешность девушек можно объяснить высоким риском ранней и/или незапланированной беременности. По некоторым данным, 71 % девушек из фостерных семей в возрасте до 21 года сталкивались с нежеланной и/или незапланированной беременностью; более половины выпускниц в этом возрасте уже имеют ребенка [15].
Распространенность посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) среди выпускников составила 21,5 %, что в пять раз выше, чем в среднем в популяции, а также превышает частоту ПТСР у ветеранов боевых действий во Вьетнаме (15 %), Афганистане (6 %) и в Ираке (12—13 %). Эффективное восстановление отмечается у 28,2 % выпускников с ПТСР, а в общей популяции — 47,0 % (восстановление оценивалось как отсутствие симптомов ранее поставленного диагноза в течение последних 12 месяцев) [3].
Связь адаптации к самостоятельной жизни с травмой исследовалась в работе Yates & Grey (2012), которые выделили четыре профиля социально-психологической адаптации молодежи из приемных семей [20]:
• плохо адаптированные (16,5 % от выборки) — дезадаптированы в обществе, а также имеют психологические проблемы. Особую роль здесь играет нарушение способности к установлению межличностных отношений;
• жизнестойкие (47 %) — успешно используют возможности для образования и профессионального развития, устанавливают близкие отношения; имеют низкий уровень депрессивных симптомов и высокую самооценку. Результаты диагностики по этим характеристикам у них даже несколько выше, чем у молодых людей, выросших в кровных семьях;
• внутренне жизнестойкие (30 %) — испытывают самый большой дефицит социальных навыков в сферах работы и учебы, но при этом успешно устанавливают межличностные отношения и демонстрируют самый высокий уровень самооценки и самый низкий уровень депрессии среди всех выделенных групп;
• внешне жизнестойкие (6,7 %) — хорошо адаптированы на работе / в учебном заведении, но при этом имеют проблемы с установлением отношений, низкую самооценку и выраженную, вплоть до клинического уровня, депрессивность.
Northwest Foster Care Alumni Study. Исследование было посвящено поиску эффективных стратегий помощи выпускникам. Для этих целей использовалась статистическая симуляция. Для каждой из трех изучаемых сфер — психическое здоровье, образование, занятость и доход — подсчитывались максимальные значения успешности адаптации выпускников, выраженные в баллах. Затем на основе этих максимальных оценок при помощи регрессионного анализа определялось, как у какого количества молодых людей потенциально могли бы улучшиться результаты в условиях, в которых они фактически выпустились из фостерных семей. Наконец, переменные, описывающие эти условия, были оптимизированы (например, кратчайшее время в фостерной семье, минимальное число переводов из одной школы в другую и др.). Разница в количестве смоделированных позитивных результатов до и после оптимизации переменных, описывающих опыт и условия жизни выпускников, и представляет собой ожидаемый эффект [9].
В этой модели значительное улучшение в сфере психического здоровья (на 22 % меньше негативных исходов) связано с фактором «История и опыт размещения в фостерную семью». Другими словами, можно было бы ожидать на 22 % меньше эмоциональных нарушений, если оптимизировать обстоятельства размещения детей, сведя к минимуму смены фостерных семей, время проживания вне кровной семьи и риск повторного отобрания, предотвратив побеги и ситуации неофициального проживания с друзьями или родственниками. «Опыт и помощь в получении образования» (количество переводов из одной школы в другую; доступ к услугам репетиторов) снизил бы риск для психического здоровья еще на 13 % [9].
В сфере образования более значимыми оказались другие факторы: «История и опыт размещения в фостерную семью» и «Ресурсы для выпуска» (17,8 % и 14,6 %, соответственно). При этом оптимизация фактора «Фостерная семья и другие источники поддержки» в данной модели снижала вероятность успеха в образовании на 7 %. В сфере трудоустройства и дохода оптимизация фактора «Ресурсы для выпуска» (водительские права, материальная помощь, денежная помощь) улучшали результаты на 12,2 %; остальные факторы влияли незначительно [9].
С учетом этих результатов можно сформулировать рекомендации для развития работы с молодыми людьми из числа детей-сирот в России:
• всесторонне развивать программы профилактики социального сиротства, чтобы, с одной стороны, уменьшить число случаев жестокого или пренебрежительного обращения, а с другой стороны, дать шанс кровной семье справиться с проблемами, чтобы предотвратить или хотя бы отсрочить попадание ребенка под опеку государства;
• В работе с молодыми людьми из числа детей-сирот учитывать большую вероятность наличия у них ПТСР или других последствий травмы; включить навыки по распознаванию симптомов ПТСР и терапии травмы в программу подготовки психологов, сопровождающих выпускников; информировать других специалистов о влиянии этой проблемы на адаптацию выпускников;
• оптимизировать процесс работы со случаем в период после выпуска, разрабатывать планы адаптации к самостоятельному проживанию с участием как самого выпускника, так и курирующего его социального работника;
• способствовать продолжению учебы на более высоких ступенях образования. Эффективной мотивацией к осознанному получению профессии и трудоустройству могут стать опыт самостоятельного заработка, пример успешных выпускников и учет мнения самих молодых людей;
• подробнее исследовать взаимосвязи между стилем родительского воспитания в профессиональной замещающей семье и адаптацией выпускников к самостоятельной жизни. В отечественных интернатных учреждениях полезно оценить эффективность «учебных квартир» и других технологий, где молодые люди получают навыки планирования жизни и самообслуживания, с точки зрения особенностей поддержки и контроля курирующего педагога.
Литература
- Бобылева И.А. Профессиональное самоопределение детей, оставшихся без попечения родителей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2006. Т. 6, № 1. С. 91–99.
- Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55, № 5. P. 469–480.
- Assessing the effect of foster care: Early results from the Casey national alumni study / Pecora P.J., Williams J., Kessler R.C., Downs A.C., O’Brien K., Hiripi E. Seattle, WA: Casey Family Program, 2003. 57 p.
- Employment outcomes for youth aging out of foster care [Electronic resource]: Final Reports / Goerge R.M., Bilaver L., Lee B.J., Needell B., Brookhart A., Jackman W. Chicago, IL.: Chapin Hall Center for Children, 2002. URL: http://aspe.hhs.gov/hsp/fostercare-agingout02/ (Accessed: 15.01.2014).
- Geenen S., Powers L.E. «Tomorrow is another problem»: The experiences of youth in foster care in transition into adulthood // Children and Youth Services Review. 2007. Vol. 29, Iss. 8. P. 1085−1101.
- Greeson J.K.P. Foster Youth and the Transition to Adulthood: The Theoretical and Conceptual Basis for Natural Mentoring // Emerging Adulthood. 2013. Vol. 1, № 1. P. 40–51.
- Greeson J.K.P., Usher L., Grinstein-Weiss M. One adult who is crazy about you: Can natural mentoring relationships increase assets among young adults with and without foster care experience? // Children and Youth Services Review. 2010. Vol. 32, № 1. P. 565–577. doi: 10.1016/j.childyouth.2009.12.003.
- How Effective Are Mentoring Programs for Youth? A Systematic Assessment of the Evidence / DuBois D.L., Portillo N., Rhodes J.E., Silverthorn N., Valentine J.C. // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12, № 2, P. 57–91.
- Improving family foster care: Findings from the Northwest foster care alumni study / Pecora P.J., Kessler R.C., Williams J., O’Brien K., Downs A.C., English D. Seattle, WA: Casey Family Program. 2005. 68 p.
- Improving Transition Outcomes for Marginalized Youth Career / Gil-Kashiwabara E., Hogansen J.M., Geenen S., Powers K., Powers L.E. // Development for Exceptional Individuals. 2007. Vol. 30, № 2. P. 80–91.
- Keller T., Cusick G.R., Courtney M.E. Approaching the transition to adulthood: Distinctive profiles of adolescents aging out of the child welfare system // Social Service Review. 2007. Vol. 81, № 3. P. 453–484. doi: 10.1086/519536.
- Lenz-Rashid S. Employment experiences of young adults: Are they different for youth with a history of foster care? // Children and Youth Services Review. 2006. Vol. 28, Iss. 3. P. 235−259. doi: 10.1016/j.childyouth.2005.03.006.
- Leventhal T., Graber J.A., Brooks-Gunn J. Adolescent transitions to young adulthood: Antecedents, correlates, and consequences of adolescent employment // Journal of Research on Adolescence. 2001. Vol. 11, Iss. 3. P. 297−323. doi: 10.1111/1532-7795.00014.
- Massinga R., Pecora P.J. Providing better opportunities for older children in the child welfare system. The Future of Children: Children, Families and Foster Care. 2004. Vol. 14, Iss. 1. P. 151–173.
- Midwest evaluation of the adult functioning of former foster youth: Outcomes at age 21 / Courtney M. E., Dworsky A., Cusick G.R., Havlicek J., Perez, A., Keller T. Chicago: Chapin Hall Center for Children at the University of Chicago, 2007. 96 p.
- Oldmixon S., Eyster L. State Policies to Help Youth Transition Out of Foster Care. Washington, DC: NGA Center for Best Practices, 2007. 24 p.
- Scannapieco M., Connell-Carrick K., Painter K. In their own words: Challenges facing youth aging out of foster care // Child and Adolescent Social Work Journal. 2007. Vol. 24, № 5. P. 423−435.
- The Composite International Diagnostic Interview: An epidemiologic instrument suitable for use in conjunction with different diagnostic systems and in different cultures / Robins L.N., Wing J., Wittchen H.-U., Helzer J.E., Babor T.F., Burke J., Farmer A., Jablensky A., Pickens R., Regier D.A., Sartorius N., Towle L.H. // Archives of General Psychiatry. 1989. Vol. 45, № 12. P. 1069–1077. doi: 10.1001/archpsyc.1988.01800360017003.
- Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF-12: How to Score the SF-12 Physical and Mental Health Summary Scales. 4th ed. Boston: The Health Institute, New England Medical Center, 2002. 101 p.
- Yates T.M., Grey I.K. Adapting to aging out: Profiles of risk and resilience among emancipated foster youth // Development and Psychopathology, 2012. Vol. 24, Iss. 2. P. 475–492. doi: 10.1017/S0954579412000107.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3262
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 925
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0