Актуальность
В 2019-2020 годах в России прошла серия мероприятий, посвященных 30-летию гендерных исследований, одновременно звучали мнения о более значительном периоде их развития в нашей стране. Отмечались значительные достижения в виде институциализации гендерных исследований в целом, их интеграции во все сферы научной мысли, в социальную психологию в том числе, традиционно сетовали на дефицит диагностического инструментария, однако сложности в понимании методологических оснований и их практического применения прозвучали вскользь [9; 32]. В данной ситуации организованная журналом «Социальная психология и общество» дискуссия о методологических проблемах гендерных исследований весьма своевременна.
Фиксация, с одной стороны, активного проникновения гендерной терминологии и проблематики в научные исследования, широкое публичное пространство и общественные дискуссии в России, бурное развитие гендерного просвещения, в том числе феминистского блогерства и акционизма, с другой – ограниченная представленность мужских исследований, закрепление в Конституции Российской Федерации понятия брака как союза мужчины и женщины, отсутствие обсуждения закона о профилактике домашнего насилия могут свидетельствовать как о серьезном разрыве между академическим дискурсом, философией феминизма и политической риторикой, так и об очередном познавательном повороте в развитии гендерных исследований.
В отечественном научном контексте обсуждение методологических вопросов гендерного подхода велось в нескольких направлениях и уровнях:
- обращение к философским и социологическим концепциям (философии феминизма, социологии знания, социологии повседневности, теории социального конструкционизма) для изучения гендерных представлений, символов, идеологии, культуры, неравенства и т.п. (О.А. Воронина, И.А. Жеребкина, О.И. Ключко, О.B. Рябов) [4; 10; 27];
- критические дебаты о возможности и продуктивности использования понятия «гендер» и его производных, их некорректного использования в квазигендерных исследованиях (Д.В. Воронцов, С. Ушакин, И. Савина) [5; 7; 22];
- выстраивание смысловой связки между гендерными исследованиями и ведущими отечественными методологическими подходами – культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского, деятельностным подходом А.Н. Леонтьева и субъектно-деятельностным подходом С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой (Н.К. Радина, Л.Э. Семенова) [26; 28];
- обоснование и разработка психологических концептов, продуцируемых из понятия «гендер» и традиционных категорий психологии – фемининность и маскулинность, гендерные отношения (И.С. Клецина), гендерное самосознание (А.А. Чекалина), гендерная идентичность (Л.Н. Ожигова) и пр. [15; 23; 35];
- апелляция к гендерным аспектам базовых социально-психологических феноменов – гендерного стереотипа в социальном познании (О.И. Ключко), гендерной социализации (Л.В. Штылева), гендерного конфликта (Дж. О’Нил), гендерных норм (И.С. Клецина, Е.В. Иоффе) [14; 39];
- осмысление методологических оснований и гендерной чувствительности имеющегося диагностического инструментария и разработка новых диагностических средств (Т.В. Бендас, Е.В. Иоффе, Н.К. Радина, Н.П. Фетискин) [2; 14; 26; 38].
Подобные разнонаправленные тенденции иллюстрируют рефлексивную позицию в развитии гендерных исследований, их стремление осмыслить методологические основания, найти свое место и конкретизировать свой предмет и в то же время заставляют обращаться к более масштабным психологическим категориям, позволяющим реализовать как принципы постнеклассической эпистемологии – холизма, полилога, ценностной нагруженности знания, так и методологическую специфику гендерного подхода – отказ от биологической фундированности (антиэссенциализм), фиксацию гендерного неравенства и властных отношений, социального конструирования и активизма в психологических теориях и эмпирических обобщениях. Именно к таковым, с нашей точки зрения, относится категория ментальности, понимаемая как духовно-психологический способ мировосприятия и освоения окружающей действительности, характерный для разных групп людей, что обуславливает особенности способов их поведения [15], и ее разновидность – гендерная ментальность.
Цель данной статьи – продемонстрировать потенциал и основные направления социально-психологических исследований на основе концепции гендерной ментальности.
Категория ментальности
Изучение ментальности в отечественной и зарубежной науке преимущественно проходит в русле философских и культурологических исследований, психологические же концепции данным понятием пренебрегают, скорее в силу сложности операционализации, однако широко используя производные понятия – «этническая ментальность», «ментальность поколения», «городская ментальность» и прочие, обозначающие ту или иную специфику сознания конкретной значительной по размеру группы или отдельный аспект менталитета [21; 29].
В классических работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна обоснована социально-культурная обусловленность сознания, таким образом, исходной позицией в анализе ментальности является понимание сознания как продукта социальных отношений. Разделение сознания на индивидуальное и групповое отражает проблему личности и общества, их взаимодействия и взаимообусловливания. Так, трехуровневая модель группового сознания, предложенная Г.В. Акоповым, представляет специфическое промежуточное образование между общественным и индивидуальным сознанием: уровень группы, уровень личности, уровень межличностных взаимодействий и взаимоотношений [1].
Несмотря на общий исходный посыл, определения ментальности достаточно эклектичны, однако доминирует тенденция определять ментальность через обобщающие социально-психологические категории, такие как образ жизни и система социальных представлений, ценностей и норм в определенной эпохе общества. На основе методологических позиций К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, Т.В. Семеновой и других исследователей [25; 29] мы определяем ментальность как специфику группового сознания людей, детерминированную социокультурными и пространственно-временными особенностями жизнедеятельности группы.
Категория более высокого уровня «менталитет» и «ментальность» соотносятся как «целое» и «частное», что позволяет говорить о менталитете общества и ментальности отдельной группы и конкретной личности. Для нашего анализа будет полезно подчеркнуть устойчивость менталитета, в то время как ментальность более подвержена изменениям.
Соглашаясь с позицией А.В. Юревича, в структуре ментального выделим три универсальных и широко использующихся в описании и анализе психики компонента – когнитивный, эмоциональный и поведенческий:
- когнитивные компоненты менталитета – социальные представления, сознательные и бессознательные установки, умонастроения, образы, картина мира, склад ума и т.п.;
- аффективные и нормативно-ценностные компоненты, придающие когнитивным составляющим эмоциональную окраску и закрепление;
- поведенческие компоненты – модели поведения, стереотипные реакции, традиции, жизненный уклад [40, с. 1089].
Вслед за В.А. Кольцовой целесообразно определить содержательные компоненты менталитета и ментальностей, составляющие их ядерный слой: коллективная память; социальные представления, установки и отношения; закрепляющие их коллективные эмоции, чувства и настроения; нормы, ценности и идеалы; язык и речь как способ его выражения; ментальные репрезентации культуры; стиль мышления и социального восприятия; поведенческие образцы; идентичности и прочее [18]. Отметим, что если иерархия содержания ментальности затруднена в виду его многообразия, то функциональность ментальности, выражающей жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные сообществу и культурной традиции, состоит, прежде всего, по М. Шелеру, в интерсубъективности (общности/тождественности) [19].
В соответствии с положениями психологии социального познания (Г.М. Андреева) ментальность можно представить как образ социального мира, который интерсубъективно создается и используется людьми для ориентации в обществе и своей жизни, помогая найти им собственное место в «текучей» современности [33].
К определению гендерной ментальности
В ментальности содержатся ключевые смысловые концепты, позволяющие выделить и сопоставить ее содержание у разных групп и личностей: представления и отношения к добру и злу, правде и лжи, личности и обществу, собственности, любви, справедливости, здоровью, счастью и, конечно, представления о мужском и женском.
Гендерную ментальность мы предлагаем трактовать как разновидность ментальности социальных групп в фиксированном пространственно-временном диапазоне с характерными параметрами социокультурной общности, соответствующей идентификацией и поведенческими паттернами. Лежащие в основе современной гендерной методологии концепции социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана [3], этнометодологии Г. Гарфинкеля [6] и драматургического интеракционизма И. Гофмана [45], а также гендерной системы И. Хирдман и Р. Коннел [42; 46] позволяют рассматривать феномен гендерной ментальности как вариативное и изменяющееся социальное знание, основанное на представлениях о мужском и женском в культуре и обществе, включенных в систему социальных отношений, характеризуемых на настоящем этапе социогенеза как властные и иерархичные.
Используя категорию «гендерная ментальность» как обобщающую для целого спектра феноменов, включенных во все аспекты психологии человека и общества, – гендерной идентичности, гендерных представлений и стереотипов, гендерных норм, гендерных отношений и прочих, мы исходим из идеи о том, что все они касаются восприятия и понимания людей как представителей конкретного пола и следующих из этого когнитивных, эмоционально-смысловых и поведенческих паттернов, которые и создают ментальное поле мужчин и женщин как представителей этнических, возрастных, профессиональных и прочих групп.
Сохраняя понимание ментальности как исторического и культурного феномена, для исследования гендерной ментальности необходимо обратиться к ее развитию в рамках конкретного общества, исторического времени и пространства. Изучая гендерную ментальность, важно соотносить ее развитие как с историей и спецификой региона, национальными и религиозными ценностями, так и с возрастными и ролевыми (семейными, учебными, профессиональными и др.) практиками. Освоение языка, знаков, социальных ролей, системы отношений является общекультурным контекстом социально-психологического исследования [8, с. 14-17].
В социогуманитарном знании предпринято немало попыток осмыслить то общее, что характеризует общество с точки зрения представлений о мужском и женском, принятого для мужчин и женщин поведения и соответствующего общественного устройства, – гендерная культура (О.А. Воронина) в философии [4], гендерный порядок (Е. Здравомыслова, А. Темкина) [24] и гендерная система (Р. Коннел, Й. Хирдман) в социологии [42; 46], гендерные отношения и нормы (И.С. Клецина) в психологии. Дополняя их, концепт гендерной ментальности позволяет увидеть отдельный компонент образа социального мира, который интерсубъективно создается и используется людьми разных групп как в повседневности, так и на уровне принятия государственных решений.
В социальной психологии разработаны концепции, релевантно реализующие идеи гендерного подхода, – гендерной стереотипии, гендерной социализации, гендерного самосознания, гендерной идентичности и другие, которые могут быть обозначены как теории среднего уровня по отношению к методологии гендерных исследований и раскрывающие отдельные компоненты, содержание и механизмы освоения гендерной ментальности и ее трансформации в изменяющихся общественных условиях.
Так, одна из наиболее известных – концепция гендерной схемы С.Л. Бем – описывает когнитивные механизмы социального познания как знаменитые «линзы гендера», приводящие к гендерно схематизированной социализации. Собственные практики воспитания С. Бем, основанные на альтернативных гендерным схемах – индивидуальных различий и культурного релятивизма, должны позволить детям усвоить иной (неполотипичный) тип гендерной ментальности [41].
И.С. Клецина в концепции гендерных отношений указывает, что гендерные отношения включают реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с гендерными представлениями, стереотипами, установками, и выражаются в доминантно-зависимых или партнерских отношениях [15], отражая разные варианты гендерной ментальности субъектов и групп.
Таким образом, значимыми характеристиками гендерной ментальности как разновидности ментальности социальных групп и отдельного аспекта группового сознания можно считать историческую изменяемость, социокультурную вариативность, интерсубъективность.
Содержание и уровни анализа гендерной ментальности
Структурно-содержательное наполнение гендерной ментальности детерминировано развитием менталитета нации, ментальности регионального социума, индивидуальной ментальности. Анализ гендерной ментальности возможно представить в виде макро-, мезо- и микроуровней:
- Макроуровень анализа – менталитет нации, этнической группы;
- Мезоуровень анализа – гендерная ментальность представителей социальных групп, например:
– гендерная ментальность жителей мегаполиса/провинции; коренных жителей региона и мигрантов; проживающих в мирном регионе или там, где ведутся военные действия;
– гендерная ментальность детей/подростков/молодежи/взрослых/пенсионеров и пр.;
– гендерная ментальность студента/учащегося;
– гендерная ментальность представителей профессиональных групп;
– гендерная ментальность семьи;
- Микроуровень анализа – гендерная ментальность субъекта, входящего в различные группы и репрезентирующего ментальность этих групп [34].
Политический, экономический, правовой, идеологический контексты составляют основу психологического изучения макроуровня гендерной ментальности, например, представления граждан о справедливости, гендерном равенстве, сексизме, дискриминации, насилии, а также широкие общественные дискуссии об их содержании и проявлениях. Психологические исследования репрезентаций гендерных представлений в разных этносах наглядно демонстрируют трансформации гендерной ментальности в условиях транзитивного общества. Например, исследование гендерных норм у российских, казахских и туркменских студентов показало статистически достоверные различия прежде всего в представлении о нормах женского поведения [12; 16].
К мезоуровню изучения развития гендерной ментальности отнесем территориальные, профессиональные, образовательные факторы и группы. Так, Т.В. Семенова обнаружила значительные различия в ментальностях, порожденные условиями мегаполиса и провинции, центральной или окраинной России [29]. Место жительства, особенно в период ранней социализации, и этническая принадлежность определяются как ведущие факторы содержания гендерной ментальности, оказывающие влияние на содержание гендерных представлений, идеалов, норм. Изучение тенденций в развитии гендерной ментальности отдельных этнических групп имеет как прогностический, так и профилактический смысл, например, в разработке мер молодежной и миграционной политики, образовательных условий и пр.
В исследованиях 2019-2020 гг. мы зафиксировали неравномерность сдвига от традиционного к эгалитарному типу гендерной ментальности у разных групп молодежи в зависимости от места проживания: наиболее существенные изменения произошли у девушек и юношей мегаполиса, в то время как молодежь провинциальных городов чаще демонстрирует приверженность традиционным канонам женского поведения, однако у девушек провинциальных городов произошли большие изменения по сравнению с юношами [8].
Содержание гендерной ментальности определяется возможностями выбора и реализации профессиональной деятельности мужчин и женщин российского общества, вертикальной и горизонтальной профессиональной сегрегацией. К примеру, на ментальность субъекта учебной деятельности, несомненно, будет оказано влияние условий и факторов гендерной социализации обучающегося в образовании, параметров гендерного пространства образовательного заведения, феминизации учительства, гендерной асимметрии образования. Так, многолетние исследования Л.В. Штылевой показали содержание и изменения гендерного компонента педагогической культуры и гендерной социализации в образовании на протяжении 18-20 веков [39].
Наконец, само содержание гендерной ментальности, ее конкретный тип могут являться основанием для выделения группы и изучения ее социально-психологических характеристик, например, гендерная ментальность про- и антифеминистских сообществ [37], что ставит перед исследователями проблему типологий гендерной ментальности по разным основаниям, в том числе и небинарным [5; 20].
Исследование гендерной идентичности иллюстрирует микроуровень гендерной ментальности – ментальность субъекта, одновременно включенного в разные группы. Ее необходимым элементом выступают гендерные аспекты самосознания и Я-концепции: представления о себе, своем теле, репрезентация себя в разных контекстах. В качестве иллюстрации, например, выступает изучение оценочных суждений педагогов-женщин относительно своих профессиональных ролей. Так, например, педагог-женщина одновременно репрезентирует групповое сознание представителей женской, профессиональной, педагогической групп и их объединений, чья ментальность конструируется в гендерной системе, определяющей индивидуальные возможности образования, профессиональную ориентацию, публичное и приватное поведение и т.д. Исследование А.А. Чекалиной показало, что активность и направленность педагога-женщины формируются в противоречии между влиянием патриархатных ценностей и трансформацией понимания женственности/мужественности. Специфика женского профессионального педагогического труда проявляет конфликты между гендерной идеологией, стереотипами и требованиями профессионального поведения [35].
Направления исследования гендерной ментальности
Приведем примеры исследований компонентов ментальности в зарубежной и отечественной психологии, которые демонстрируют именно те существенные характеристики, что мы отметили выше – изменяемость, вариативность, интерсубъективность. Так, многолетние исследования ключевых показателей мужественности и женственности мужчин по шкале Bem Sex Role Inventory в западных странах показывали их относительную стабильность, тогда как показатели андрогинности женщин значительно выросли с 1974 по 1993 годы, по данным К. Доннелли и Дж.М. Твенг (К. Donnelly, J.M. Twenge), что объясняется существенным изменением прав и возможностей, ролевого диапазона, уровня образования и профессиональной реализацией женщин и гораздо большей сохранностью моделей идентичности и поведения мужчин [44].
В то же время в анализе динамики изменения ценностей граждан разных стран обнаружено отсутствие существенных взаимосвязей между изменениями в гендерном равенстве и гендерными различиями. Более того, значительное число исследований, изучавших различия в психике мужчин и женщин, показали, что гендерные различия более выражены в развитых и эгалитарных странах. Можно было бы ожидать, что гендерные различия уменьшаются, а не увеличиваются, поскольку ресурсы становятся более доступными и равномерно распределенными, что приводит к сходным условиям жизни для мужчин и женщин. Однако наличие широких возможностей, вероятно, позволяет раскрываться индивидуальности личности, поддерживая разнообразие и гендерные различия в том числе. Ф. Коннолли (F. Connolly) с коллегами называют положительную связь между гендерным равенством и гендерными различиями «парадоксом гендерного равенства» [43].
Обсуждения типов современной семьи, ее функций и представлений о ней у представителей разных социальных групп становятся в дискуссиях последних лет крайне острыми. Признавая ключевую роль семьи в трансляции социальных и культурных ценностей на начальных этапах социализации, в исследованиях Е.В. Иоффе, Н.Ф. Сухаревой, Ж.В. Черновой фиксируются значительные изменения в готовности к семейной жизни молодежи, в том числе высокие ожидания девушек/женщин от семьи, выполнение семьей психотерапевтической функции, однако представления о семье юношей/мужчин некомплиментарны, что дает основания говорить о незавершенной гендерной революции [12; 31; 36].
Продуктивным является изучение гендерных конфликтов как компонента и одного из показателей гендерных отношений и ментальности в целом. Дж. О'Нил (J. O'Neil) много лет исследует явление гендерного ролевого конфликта (GRC) у мужчин как психологическое состояние, при котором содержание представлений о мужественности ограничивают мужское благополучие и потенциал общества. Обширные исследования связывают мужской GRC с множеством поведенческих проблем, включая сексизм, насилие, гомофобию, депрессию, злоупотребление психоактивными веществами и проблемы в отношениях [48].
Используя значительный объем данных об отдельных проявлениях гендерной ментальности и описанную выше трехкомпонентную структуру ментальности, выделим основное содержание гендерной ментальности, которое может являться предметом социально-психологического исследования:
– когнитивный компонент – социальные представления о «мужском» и «женском» в конкретных группах, в том числе о реальных и долженствующих ролях, качествах и свойствах мужчин и женщин, юношей и девушек, мальчиков и девочек. Так, представления о том, чему и как учить мальчиков и девочек, какое дополнительное образование для них предпочтительно, какую профессию выбрать юношам или девушкам, каким образом им достойно выглядеть и вести себя, напрямую проистекают из данного компонента;
– аффективные и ценностно-смысловые компоненты, придающие когнитивным составляющим эмоциональную окраску и закрепление в виде социальных норм и традиций, включают прежде всего соответствующие образы идеальных («настоящих») мужчин и женщин, формирующие важную часть коллективного сознания, которые всегда выступают образцом, квинтэссенцией смысла мужественности и женственности. Их подтверждение или нарушение всегда эмоционально окрашено. Наиболее ярко эмоциональный компонент гендерной ментальности проявляется в разнообразных табу («запретах») как проявлениях доминирующих социальных норм. Так, в российском обществе ярко проявляется табу на попытки обсуждения и тем более реализации сексуального просвещения в семьях, школах, колледжах, вузах, выражаясь в виде негативной реакции на попытки провести исследование сексуальных установок и представлений молодежи при одновременном широком распространении секс-услуг и продвигающих их сайтов, компьютерных игр и фильмов с эротическим и порнографическим содержанием, ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем). Косвенным подтверждением подобной ситуации является отсутствие программ сексуального просвещения в российских образовательных организациях, рекомендованных Минпросвещения России, эмпирических данных о сексуальных установках и поведении подростков и масштабных сексологических исследований на российских выборках. Немногочисленные публикации на данную тему демонстрируют фрагментарность данных и отсутствие комплексного подхода в изучении сексуальности в отечественных исследованиях [30]. Ярким примером подобных табу в профессиональном сообществе является субъективизм в понимании небинарной гендерной идентичности и трансгендерности у медиков, в частности психиатров, что, по мнению В.Д. Менделевича, обусловлено жесткой бинарной гендерной установкой врачей и исследователей [20].
Именно диапазон позитивных или негативных реакций и, конечно, степень их выраженности на нарушение табу иллюстрируют аффективный и ценностно-смысловой компонент гендерной ментальности;
– поведенческий компонент включает правила, образцы поведения, стандарты деятельности мужчин и женщин как членов общества и представителей разных социальных групп, так называемые гендерные нормы. Гендерные нормы фиксируют некоторые стандарты для конкретной культуры и исторической эпохи поведения и наряду с ценностями, традициями, смыслами составляют социокультурное пространство, в котором находятся мужчины и женщины современного общества. В гендерных нормах находят отражение как позитивные характеристики действия (предписания), так и негативные характеристики (запреты). Нормы дают мужчинам и женщинам представление о том, что считается «должным», «обязательным», «желаемым», «одобряемым», «ожидаемым», «отклоняемым». Концепция и методика диагностики эгалитарных и традиционалистских норм, разработанная И.С. Клециной и Е.В. Иоффе, широко применяется к анализу взаимоотношений, супружеских установок, сексуальности [14]. Следует отметить, что разработка теории и диагностического инструментария для оценки гендерных норм идет уже более двадцати лет, продолжается их конкретизация и валидизация методик, например, Э. Седландер (E. Sedlander) предлагает различать описательные и предписывающие нормы [50].
Обобщая многочисленные данные о содержании и развитии гендерной ментальности, выделим основные исследовательские подходы к изучению компонентов и проявлений гендерной ментальности:
– сравнительный подход на основе изучения своеобразия личности мужчин и женщин разных групп при их сопоставлении по разным основаниям и критериям. Благодаря сравнительному подходу было найдено значительное число различий в психике мужчин и женщин, но еще большее число предполагаемых различий не подтвердилось или обнаружилось на одних выборках и отсутствовало в других. С некоторой долей условности базовой работой в этом русле следует считать знаменитый обзор Э. Маккоби и К. Джаклин, который зафиксировал многие мифологические или стереотипные половые различия и стимулировал переход от полоролевого подхода к гендерному [47]. Ярким примером детальной разработки данного подхода являются учебники «Гендерная психология» Т.В. Бендас [2] и «Пол и Гендер» Е.П. Ильина [11], огромный объем систематизированных данных позволил усомниться в тотальной биологической фундированности гендерных различий и считать их вероятностными и вариативными;
– структурный подход на основе изучения содержания ключевых феноменов гендерной ментальности и, прежде всего, «маскулинности» и «фемининности», которые постепенно из аналитического конструкта превратились в массе квазигендерных исследований в сущностную характеристику мужчин и женщин, посредством которых оценивалось их соответствие своему полу. Безусловно, самым ярким примером подобного исследования является концепция андрогинии С.Л. Бем (S.L. Bem), несмотря на то, что позднее сама автор ее раскритиковала и перешла к теории гендерной схемы или «линз гендера» [41].
Благодаря структурному подходу произошло выделение многочисленных гендерных феноменов – гендерной идентичности (Л.Н. Ожигова) [23], гендерного самосознания (А.А. Чекалина) [35], гендерного ролевого конфликта [48] по аналогии с существующей структурой личности и ее проявлениями. Данный подход позволяет продемонстрировать проникновение гендерного аспекта во все структурные компоненты психики и поведения и представить гендерную ментальность как всепроникающий метафеномен.
Вычленение в структуре гендерной ментальности стереотипов как одного из видов социальных представлений, разработка их типологии, функций, исследование их влияния на поведение и отношения стали серьезным шагом к разработке нормативного подхода к изучению гендерной ментальности;
– нормативный подход, основанный на классификациях полотипичной личности, полоролевой социализации и моделях гендерных отношений и социализации: гендерно-схематизированной и нейтральной (С. Бем) [41]; партнерской и доминантно-зависимой модели отношений (И.С. Клецина) [15]; традиционной и эгалитарной социализации в образовании (Л.В. Штылева) [39]. Данный подход позволяет осознать, что и диагностика, и интерпретация свойств, ролей, поведения мужчин и женщин невозможны вне зависимости от доминирующих в обществе и сознании личности гендерных норм, либо традиционных (патриархатных, иерархичных, строго соответствующих полу), либо эгалитарных (партнерских, вариативных, взаимозаменяемых).
Широкое распространение психологических данных, их доступность и варьирование способов представления, активная общественная и педагогическая позиция исследователей становятся серьезным фактором формирования гендерной ментальности, прежде всего учащейся молодежи, что косвенно подтверждается высокой популярностью страниц социальных сетей, мероприятий, образовательных программ, просветительских ресурсов по гендерной проблематике.
Выводы и исследовательские перспективы
Таким образом, концепция гендерной ментальности о вариативном и изменяющемся социальном знании, основанном на представлениях о мужском и женском в культуре и обществе и включенном в систему социальных отношений, может стать теоретико-методологическим основанием социально-психологических исследований посредством определения когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих паттернов и их трансформаций у представителей разных групп на макро-, мезо- и микроуровне, используя сравнительный, структурный и нормативный подходы.
Перспективными направлениями социально-психологического изучения гендерной ментальности, с нашей точки зрения, выступают:
- кросс-культурные исследования гендерной ментальности, позволяющие определить как ее этническую специфику, так и потенциально возможные тенденции развития;
- выявление содержания и сравнительный анализ компонентов гендерной ментальности поколений;
- определение динамики гендерной ментальности различных групп – возрастных, территориальных, профессиональных и прочих;
- выделение противоречий в когнитивных, ценностно-смысловых и поведенческих компонентах гендерной ментальности как оснований для психологической помощи субъекту;
- выявление социально-психологических механизмов и направлений трансформации гендерной ментальности и социализации.
С нашей точки зрения, исследования гендерной ментальности имеют существенное как теоретическое, так и практическое значение в прогнозировании процессов общественного развития, конструктивного разрешения противоречий на уровне личности, больших и малых социальных групп, что особенно актуально в условиях транзитивности.