Некоторые меры государственной и негосударственной поддержки для семей с детьми: роль организаций некоммерческого сектора

16

Аннотация

детьми и роли организаций некоммерческого сектора в оказании разносторонней поддержки семьям. Цель статьи состоит в обобщении данных и теоретическом анализе разнообразных мер поддержки семей с детьми. Основной метод исследования — теоретический анализ. Результаты — выявлены основные направления мер государственной поддержки и роли организаций некоммерческого сектора, а также спорные моменты и противоречия в имеющихся данных. В ходе теоретического анализа выявлен ряд разноплановых факторов, оказывающих влияние на процесс и результат поддержки семей с детьми. Отмечается, что вовлечение СО НКО в систему проактивного уведомления с условием сохранения персональных данных могло бы усилить результативность реализации социальной политики в Российской Федерации и удвоить заботу для тех, кто в ней нуждается.

Общая информация

Ключевые слова: социальная поддержка, социальная политика, восприятие мер НКО, государство, ребенок

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040202

Финансирование. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Получена: 09.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Телицына А.Ю. Некоторые меры государственной и негосударственной поддержки для семей с детьми: роль организаций некоммерческого сектора [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 2. С. 23–38. DOI: 10.17759/ssc.2023040202

Полный текст

Введение

В условиях происходящих социально-экономических изменений — повышенных экономических рисков, связанных с внешней политикой, которые отражаются на жизни граждан России, остро встает вопрос о мерах социальной поддержки, гарантированных государством.

Эти меры могут включать в себя различные формы помощи, такие как материальная поддержка, доступ к образованию и здравоохранению, социальная защита и трудоустройство. Однако в условиях сложной экономической ситуации этого может оказаться недостаточно. В таких случаях некоммерческие организации, благотворительные фонды и другие общественные институты играют важную роль в оказании гражданам адресной поддержки, включая психологическое, юридическое и консультационное содействие.

Обширные исследования известного социолога Питера Эванса предполагают, что государство, достаточно тесно связанное с негосударственными субъектами, с большей вероятностью достигнет своих целей в области развития [38].

В условиях ослабевающей экономики и вынужденного режима жесткой экономии, с которыми сталкиваются современные государства, например, Великобритания, возрастают роль и влияние некоммерческих организаций, которые пытаются заполнить бреши в системе социальной защиты страны [36]. Само появление и функционирование такого механизма возможно только при условии демократического режима либо режима политического плюрализма [41]. Государство, реализующее социальную политику с привлечением негосударственных организаций, имеет больше шансов на достижение долгосрочных целей, которые касаются, в том числе, формы государственного устройства, например, ориентация на создание государства всеобщего благосостояния [40].

Общемировая практика включения организаций некоммерческого сектора в удовлетворение потребностей населения стран, где неправительственные организации выполняют роль партнеров государства, продемонстрировала результативность и тенденцию к устойчивому развитию [35; 37; 39].

Несмотря на активную демографическую политику страны [34], в России семья остается главным уязвимым социальным институтом, который выполняет ряд важных социальных функций: репродуктивную, воспитательную, социализирующую [6; 29]. А.Г. Волков и Н.Н. Посысоев называют еще одну — функцию безопасности [4; 20]. Для того, чтобы в полной мере ее реализовывать, семья сама должна быть «неуязвима» перед лицом внешних факторов, угрожающих ее стабильности и финансовой устойчивости, что имеет решающее значение для семейного благополучия. Согласно анализу социального положения российских семей, причины неблагополучия связаны, в первую очередь, с низким материальным уровнем жизни семьи, нерегулярными доходами и плохими жилищно-бытовыми условиями [2]. Помимо материальных трудностей, российские семьи сталкиваются и с рядом других:

  • алкогольная или наркотическая зависимость членов семьи;
  • трудности в получении образования;
  • трудности в воспитании детей;
  • трудности при обеспечении должного ухода и присмотра за пожилыми или недееспособными членами семьи [3].

Для защиты института семьи от внешних угроз государство разрабатывает и реализует определенный комплекс мер социального характера. Партнером государства в реализации социальной политики и по предоставлению услуг населению выступают некоммерческие организации.

Цель статьи — обобщить данные и провести теоретический анализ государственных и негосударственных мер поддержки семей с детьми, нацеленных на сбережение безопасного семейного пространства с позиции системного подхода.

Исследование представляет собой аналитический обзор, в основе которого лежит теоретический анализ нормативно-правовых актов и теоретических исследований российской практики осуществления мер государственной и негосударственной поддержки семей с детьми за последние 5 лет.

Методология и методы

Были изучены меры государственной и негосударственной поддержки для семей с детьми, предоставляемые государством и СО НКО в России за временной период с 2019 по второй квартал 2023 года, через системный подход, то есть в совокупности усилий обозначенных субъектов в реализации социальной политики страны.

В этом исследовании использовались библиометрические данные из открытых баз, которые включают индексированные рецензируемые журналы, в том числе публикации, посвященные некоммерческому сектору и его роли в реализации государственной социальной политики (Web of Science, Scopus, eLibrary, Cyberleninka).

Учитывая цель этого исследования, выбранные академические статьи были сосредоточены на разнообразии существующих мер социальной поддержки по реализующему их субъекту (государство или СО НКО).

Выбранные источники анализировались методом содержательного качественного анализа с применением дескриптивного анализа изучаемых текстов.

Было закодировано несколько запросов в поисковой системе, содержащих некоммерческие и государственные термины, связанные с областью социальной политики, точнее, с мерами поддержки семей с детьми, способствующими сбережению безопасного семейного пространства и защите института семьи от внешних угроз.

Поисковые запросы были сосредоточены на поиске терминов, связанных с мерами социальной поддержки как государственных, так и реализуемых усилиями некоммерческих организаций, в полях заголовка, аннотации или ключевых слов специально для академических статей.

Всего было найдено 68 статей, из которых подходящими для исследования оказались 34 источника. Остальные статьи не отвечали в полной мере исследовательскому интересу, поэтому были исключены из настоящего анализа.

Большинство отобранных источников сосредоточены на российских нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, часть отведена информации о деятельности СО НКО в исследуемой области, остальная часть приходится на научно-исследовательские публикации последних четырех лет.

Поиск источников осуществлялся на официальных интернет-порталах правовой информации, официальных сайтах Правительства России, базах данных России. Основной пул анализируемых статей оказался сосредоточен в тематических журналах.

Научные результаты и дискуссия

Наиболее известные меры государственной поддержки семьи

Результаты теоретического анализа показывают, что в России действует целый ряд государственных мер по поддержке семей с детьми, и эта линейка постоянно расширяется.

Социальные выплаты, предназначенные для семей с детьми, по периодичности бывают единоразовые и продолжительные (ежемесячные или ежегодные). Основания для назначения выплат подразумевают определенный уровень дохода, имущественный и возрастной ценз, количество членов семьи, правило «нулевого дохода».

Правительство Российской Федерации регулярно выделяет денежные средства на выплату пособий малообеспеченным и неполным семьям, уделяя особое внимание тому, чтобы люди своевременно получали положенные им выплаты [7; 17; 20; 23; 24; 25; 26; 27; 30].

Самая популярная мера материальной и социальной поддержки семьи — материнский капитал, суть которой заключается в единовременной денежной выплате семье с новорожденными. С 2007 года назначалась семьям, родившим второго или последующего ребенка, с 1 января 2020 — семьям, родившим первенца. Данная выплата распространялась также и на усыновленных детей. Эта мера поддержки помогла многим семьям увеличить свое благосостояние и обеспечить детей лучшим будущим и получила широкое признание как населением, так и экспертами.

Правительство Российской Федерации использует и другие формы помощи семьям, например: компенсации транспортных расходов, родительской платы за детский сад, страховой части пенсии, расходов на коммунальные услуги; бесплатное обеспечение лечением, питанием; бесплатный доступ к социальным и культурным услугам; частичная оплата социальных услуг; предоставление земельных участков в собственность; налоговые вычеты [10].

Среди инициатив поддержки семей — субсидированная льготная аренда с погашением до 50% стоимости аренды жилья, таким образом, семьи смогут оплачивать только половину стоимости аренды жилья [15]. На улучшение жилищных условий молодых семей направлена государственная программа «Молодая семья», суть которой заключается в предоставлении субсидии молодым семьям на приобретение квартир и домов [22].

Меры социальной защиты реализуются в первую очередь за счет своевременного информирования потенциальных получателей услуг о возможности получить необходимую помощь.

Информированность населения о существующих мерах государственной поддержки семей осуществляется через специализированные интернет-сервисы (портал Госуслуги, в категории «Семья и дети») [30]. С декабря 2021 года, согласно приказу Минтруда России от 16 ноября 2021 года, с помощью портала Госуслуг осуществляется проактивное информирование граждан о получении положенных пособий или выплат в связи с наступлением определенных жизненных событий, например, установление инвалидности [21]. Перечень оснований для проактивного уведомления граждан увеличивается: так, с января 2023 года информирование будет связано с получением статуса многодетной семьи, лица, подвергшегося воздействию радиации, и при присвоении звания ветерана. А в 2024 году — с созданием молодой семьи, потерей кормильца и установлением опеки [13]. Роль активного уведомителя тех, кому положены государственные выплаты и пособия, отведена Социальному фонду Российской Федерации (СФР), который будет выявлять граждан с низкими доходами и предлагать им обратиться за помощью к государству. Сведения для оценки финансового положения предполагаемого адресата помощи в СФР будут предоставлять ФНС, Росреестр, МВД и МЧС. По мнению экспертов, подобные изменения позволят увеличить охват получателей соцподдержки, сократить время на оценку нуждаемости и оперативно учитывать изменения материального положения семьи [19].

Помимо государственного портала Госуслуги, функционируют и региональные специализированные сервисы (например, соцнавигатор «Социальная поддержка семей в Республике Коми» [31], Автоматизированная информационная система «Справочник мер социальной поддержки населения» в Свердловской области [32]).

Кроме информирующих сервисов разработаны также аналитические, которые содержат статистику о количестве получателей мер социальной поддержки. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, свыше 15000000 человек получили денежные выплаты в виде пособий от государства в 2021 году. Согласно данным за 2019 и 2020 гг., благополучателями стали 13014352 человек и 21805515 человек соответственно [33]. Большее количество реципиентов мер социальной поддержки в 2020 году по отношению к 2021 году может быть обусловлено социально-эпидемиологическими условиями, связанными с распространением коронавирусной инфекции по всему миру, неблагоприятными последствиями которой стало сокращение занятого населения в связи с депрессивной ситуацией в экономике [5]. Полученная информация позволяет Правительству Российской Федерации отслеживать и корректировать усилия по реализации социальной политики.

Также мы можем высказать еще одно предположение относительно представленных статистических данных по количеству граждан, получивших пособия и выплаты от государства. Снижение числа человек (2020–2021 гг.), обратившихся за финансовой поддержкой к государству, может быть обусловлено успешной реализацией целей по достижению проактивной позиции государства по информированию отдельных категорий граждан, которым полагаются социальные выплаты, адресности предоставляемой помощи, что в целом ведет к результативному освоению выделенных средств. Кроме того, это может быть связано с социально-демографическими показателями, например, возрастом ребенка, на которого выплачивается пособие, или фактом трудоустройства его родителей, ростом совокупного семейного дохода.

Роль организаций некоммерческого сектора в оказании узкоспециальной помощи семьям

Моральные, социальные, экономические, политические потери общества не могут быть компенсированы только материальными затратами со стороны государства [11]. Равноправным партнером в вопросе помощи российским семьям являются СО НКО, реципиентами помощи которых могут быть различные виды семей: многодетные, неполные, малообеспеченные, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, семьи с детьми-инвалидами, семьи с зависимостями от алкоголя и психотропных веществ и т. д.

СО НКО предоставляют спектр различных социальных услуг и видов помощи, реализуют различные проекты, направленные на поддержку и стабилизацию ситуации в семье (психологическая, юридическая, консультационная поддержка); сбережение безопасного семейного пространства (продуманное планирование и организация пространства, чтобы предотвратить травмы, пожары и другие чрезвычайные ситуации, использование безопасных материалов и мебели, обучение семьи правилам безопасности); защиту семьи от внешних угроз (защита прав и интересов семьи).

Одним из примеров является создание домашних микрореабилитационных центров для семей с детьми-инвалидами. Данное направление очень востребовано, поэтому домашние микрореабилитационные центры существуют в различных субъектах Российской Федерации: Ставропольский край — ГБУСО «Нефтекумский комплексный центр социального обслуживания населения», Астраханская область — ГАУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Камчатский край — КГАУСЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям» и т. д. [9].

Наличие члена семьи с инвалидностью накладывает определенные ограничения и увеличивает круг обязанностей остальных ее членов, обязывая их строить свою жизненную траекторию с учетом человека, который нуждается в их помощи и не может позаботиться о себе сам. Однако на тех, кто окружает человека с ограничениями здоровья и дееспособности любовью и помощью, со временем могут повлиять жизненные обстоятельства, в силу которых продолжать заботу и уход станет невозможно. Своеобразной «подушкой безопасности» в таких случаях является проект ассоциации «ГАООРДИ» «Центр для размещения людей с инвалидностью» или дом сопровождаемого проживания (Санкт-Петербург). Центр предназначен для временного проживания взрослых с тяжелыми нарушениями интеллектуального и физического развития в кризисных ситуациях, например, когда опекун попал в больницу или уехал в командировку [1].

Вышеприведенные примеры — виды узкоспециальной помощи семьям. Зачастую семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, становятся полиреципиентами, то есть объектами деятельности сразу нескольких СО НКО. Например, проект «Ты можешь!» Благотворительного детского фонда «Виктория» направлен на заботу о семьях, воспитывающих детей-подростков. При этом единственный критерий для семей, которые могут стать участниками проекта, — наличие в семье ребенка-подростка. Состояние его здоровья, степень родства, количество детей значения не имеют. СО НКО организует поддержку работы с кризисом подросткового возраста на разных уровнях: от предоставления информации до индивидуальной психотерапевтической поддержки путем проведения индивидуальных и групповых тренингов [16].

СО НКО являются сильным партнером государства в предоставлении социальных услуг населению, однако информированность населения в данной сфере не является достаточной. Этому могут быть разные причины: от нежелания СО НКО взаимодействовать со СМИ из опасений того, что их деятельность может быть неверно интерпретирована для широкой общественности, до ограниченных ресурсов (человеческих, финансовых, временных), нехватки специалистов, готовых заниматься оповещением потенциальной целевой аудитории о тех услугах, которые предоставляет СО НКО [12].

Государство контролирует деятельность СО НКО и их численность путем введения процедуры отчетности и включения их в специализированный реестр [22; 28], однако публикация отчетности и обнародованное количество некоммерческих организаций на территории России не гарантируют повышения уровня информированности населения о тех СО НКО, которые могут помочь в трудной жизненной ситуации. Информационная открытость, осуществляемая в форме активного сотрудничества со СМИ и самопубликаций в интернет-источниках, может способствовать повышению уровня информированности, но это долгоиграющая стратегия постоянных упоминаний с целью постепенного охвата как можно большего процента аудитории [8].

Заключение

В условиях слабой экономики государства первыми страдают системы социальной защиты, поскольку эта сфера традиционно является дотационной, находящейся полностью на содержании у государства. Несмотря на то, что реализация социальной политики является обязанностью государства, в силу различных причин такая его функция в разные временные периоды может осуществляться с недостаточной эффективностью. Надежным партнером государства по предоставлению социальных услуг населению становятся организации некоммерческого сектора. Для информирования населения о мерах социальной поддержки и государство, и СО НКО реализуют информационную политику, направленную на повышение осведомленности граждан о доступной им помощи.

Внимания заслуживает активная деятельность государства в создании системы проактивного уведомления категорий граждан, которым полагается финансовая помощь и поддержка. У государства есть для этого все возможности и ресурсы, в то время как у СО НКО нет доступа к базам персональных данных, что делает невозможным создать аналогичную систему. Однако это не значит, что СО НКО не может стать элементом этой системы, подставив свое плечо помощи в непростом деле оказания социальных услуг и поддержки населения. Государство, обладая сведениями о видах услуг, оказываемых СО НКО, и сферах их реализации, при осуществлении проактивного уведомления могло бы, с предварительного согласия реципиентов помощи, предоставлять им перечень СО НКО, которые могут помочь в трудной жизненной ситуации, либо информацию о том, где можно самостоятельно ознакомиться с видами негосударственной социальной помощи. Вовлечение СО НКО в систему проактивного уведомления с условием сохранения персональных данных могло бы усилить результативность реализации социальной политики в Российской Федерации и удвоить заботу для тех, кто в ней нуждается.

Совместные усилия государства и некоммерческих организаций позволяют создать более эффективную систему социальной поддержки и обеспечить положительные изменения в жизни граждан. Важно развивать партнерство между государственными структурами и некоммерческим сектором, сотрудничать в реализации проектов и программ, а также повышать осведомленность о возможностях помощи и поддержки со стороны некоммерческих организаций. Таким образом, меры социальной поддержки, гарантированные государством и некоммерческими организациями, играют важную роль в смягчении последствий социально-экономических изменений и улучшении жизни граждан. Это требует усиления сотрудничества и координации действий между структурами для достижения наилучших результатов в обеспечении социальной стабильности и благополучия общества.

Литература

  1. Ассоциация «ГАООРДИ» открыла в Петербурге новый центр для размещения людей с инвалидностью [Электронный ресурс] // Агентство Социальной Информации. 2022. URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/06/20/dom-na-vremya-assocziacziya-gaoordi-otkryla-v-peterburge-novyj-czentr-dlya-razmeshheniya-lyudej-s-invalidnostyu/ (дата обращения: 21.09.2023).
  2. Бистяйкина Д.А., Лизина О.М. Появление социально уязвимых семей как следствие теневой экономики // Дискуссия. Т. 2. № (9)3. С. 64–72. DOI:10.24411/2077-7639-2019-10007
  3. Возмилкина Е.Н. Семья как объект деятельности СО НКО [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. № 11(55). С. 917–920. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58982 (дата обращения: 21.09.2023).
  4. Волков А.Г. Семья — объект демографии. М.: Мысль, 1986. 271 с.
  5. Вызванный пандемией экономический кризис спровоцировал рост преступности в городах [Электронный ресурс] // Новости ООН. 2021. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/04/1401432 (дата обращения: 09.09.2023).
  6. Гуров Д.В., Гурова Е.В. Реализация воспитательного потенциала семьи в современном обществе [Электронный ресурс] // МНКО. 2017. № 2(63). С. 241–243. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-vospitatelnogo-potentsiala-semi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 21.09.2023).
  7. Заседание Правительства, 13 октября 2022 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/news/46772/ (дата обращения: 08.08.2023).
  8. Информационная открытость НКО [Электронный ресурс] // Консультационно-методический центр СО НКО Самарской области. Социально ориентированные некоммерческие организации Самарской области. 2017. URL: http://songoru/2017/05/18/informatsionnaya-otkrytost-nko/ (дата обращения: 21.09.2023).
  9. Информация о лучших практиках субъектов Российской Федерации по оказанию социальных услуг семьям с детьми-инвалидами, нуждающимися в постоянном уходе, а также семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, в том числе силами негосударственных поставщиков за 2020 год // Министерство социальной защиты Алтайского края. 2020. URL: https://www.aksp.ru/gu/obsch/sonko/inf_met_nko/03.pdf (дата обращения: 21.09.2023).
  10. Калачикова О.Н., Груздева М.А. Социальная уязвимость семей с детьми в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 12. № 2. С. 147–160. DOI:10.15838/esc.2019.2.62.9
  11. Касаркина Е.Н., Бистяйкина Д.А., Соловьева Т.В. Семья как субъект социальной защиты: социологический анализ [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2013. № 11(41). C. 72–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-subekt-sotsialnoy-zaschity-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 21.09.2023).
  12. Комадорова И.В. Современные формы и методы информирования о деятельности социально–ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 3. C. 35–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-i-metody-informirovaniya-o-deyatelnosti-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy (дата обращения: 21.09.2023).
  13. Минтруд утвердил перечень событий для проактивного информирования о мерах соцподдержки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда Российской Федерации. 2021. URL: https://mintrud.gov.ru/social/365 (дата обращения: 21.09.2023).
  14. Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении: постановление от 9 апреля 2022 года № 630 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. 2022. URL: http://static.government.ru/media/files/qsK1XvUYoZmAoHSm1DEa00rnCKbCndXpdf (дата обращения: 08.08.2023).
  15. Общественная палата рассматривает проект по субсидированию жилья многодетным семьям [Электронный ресурс] // Федеральное Агентство Новостей. 2022. URL: https://riafan.ru/22914184-obschestvennaya_palata_rassmatrivaet_proekt_po_subsidirovaniyu_zhil_ya_mnogodetnim_sem_yam (дата обращения: 21.09.2023).
  16. Помощи много не бывает: как НКО помогает семьям с подростками [Электронный ресурс] // Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. URL: https://dszn.ru/press-center/news/3080 (дата обращения: 21.09.2023).
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2022 г. № 769 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 и об особенностях осуществления некоторых мер социальной поддержки» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404458198/ (дата обращения: 08.08.2023).
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71849506/ (дата обращения: 21.09.2023).
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2022 г. № 1230 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 1342» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2023. URL: https://base.garant.ru/405000819/ (дата обращения: 21.09.2023).
  20. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Владос Пресс, 2004. 328 с.
  21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2022 г. № 759н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат» [Электронный ресурс] // Гарант. 2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406215327/ (дата обращения: 21.09.2023).
  22. Приказ Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. 2022. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8075/ (дата обращения: 21.09.2023).
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 2022 года № 2968-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/docs/all/143641/ (дата обращения: 08.08.2023).
  24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 июня 2022 года № 1435-р [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. 2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206060023 (дата обращения: 08.08.2023).
  25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 года № 1509-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/docs/45670/ (дата обращения: 08.08.2023).
  26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 2022 г. № 2967-р «О выделении в 2022 г. Минтруду России бюджетных ассигнований в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению осуществления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405347439/ (дата обращения: 08.08.2022).
  27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 887-р «О выделении бюджетных ассигнований Минфину России на осуществление в 2022 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставляемой нуждающимся в социальной поддержке гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404387576/ (дата обращения: 08.08.2023).
  28. Реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2021. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 21.09.2023).
  29. Рябова В.В. Трансформация функций семьи в современном обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. № 3(17). С. 106–112.
  30. Семья и дети [Электронный ресурс] // Единый портал государственных услуг Российской Федерации (ГОСУСЛУГИ). URL: https://www.gosuslugi.ru/category/family (дата обращения: 08.08.2022).
  31. Социальный навигатор для семей в Республике Коми [Электронный ресурс] // Социальная поддержка семей в Республике Коми. URL: https://xn--e1aon0cp.xn--h1adghi.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.08.2023).
  32. Справочник мер социальной поддержки населения [Электронный ресурс] // Министерство социальной политики Свердловской области. Организационно-методический центр социальной помощи. 2019. URL: https://est-ekb.ru/service-reference-book/ (дата обращения: 08.08.2023).
  33. Статистика. Аналитика. Открытые данные [Электронный ресурс] // Единая государственная информационная система социального обеспечения. URL: http://egisso.ru/#/statistics/recipients (дата обращения: 08.08.2023).
  34. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2014. URL: https://base.garant.ru/191961/ (дата обращения: 28.08.2023).
  35. Armah E., Adjei P.OW. Non-Governmental Organizations as Partners for Sustainable Local Development: Ghana’s Experiences // Democratic Decentralization, Local Governance and Sustainable Development. Advances in African Economic, Social and Political Development / Adjei P.O.W., Adu-Gyamfi S. (eds.). Cham: Springer, 2022. P. 259–269. DOI:10.1007/978-3-031-12378-8_15
  36. Barford A., Gray M. The tattered state: Falling through the social safety net // Geoforum. 2022. Vol. P. 115–125. DOI:10.1016/j.geoforum.2022.09.020
  37. Danish G., Bazila S., Dr. Javeed A.B., Dr. Rajvinder K. Role of Policy Measures and Non-State Actors for Tribal Upliftment in Jammu and Kashmir: A Socio-Economic Perspective // Journal of Pharmaceutical Negative Results. 2023. Vol. 14. № 3. P. 2867–2876. DOI:10.47750/pnr.2023.14.03.362
  38. Evans P. In search of the 21st century developmental state // The Centre for Global Political Economy. 2008. № 1. P. 25.
  39. Fuseini M.N., Sulemana M., Abdulai I.A. et al. Role of non-governmental organizations in poverty reduction in the global South: evidence from world vision Ghana, Kintampo South district // SN Soc Sci. 2022. Vol. 2. № 11. P. 240. DOI:10.1007/s43545-022-00545-y
  40. Hoekstra M.S., Ter Voert M.J. Acting on justiciable problems in a welfare state context: Does income matter? // Law & Policy. 2022. Vol. 44. № 4. P. 367–387. DOI:10.1111/lapo.12199
  41. Post A.E., Kuipers N. City Size and Public Service Access: Evidence from Brazil and Indonesia // Perspectives on Politics. 2022. Vol. 21. № 3. P. 811–830. DOI:10.1017/S1537592722003176

Информация об авторах

Телицына Александра Юрьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, доцент, департамент политики и управления, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0186-3989, e-mail: atelitsyna@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 149
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 16
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4