Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

212

Аннотация

Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско- родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/ Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, расстройства аутистического спектра, аутизм, РАС

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.204

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00285.

Для цитаты: Плешкова Н.Л., Татаренко О.В., Севрюгин Д.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 2. С. 162–178. DOI: 10.21638/spbu16.2021.204

Литература

  1. Вершинина Е. А., Сафарова Г. Л. О применении методов математической статистики в клинических и экспериментальных исследованиях // Успехи геронтологии. 2019. Т. 32. № 6. С. 1052–1062.
  2. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.
  3. Галасюк И. Н., Киселев С. Ю. Взаимодействие родителей с ребенком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2020. С. 161– 163.
  4. Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Киншт И. А. Оценка психического здоровья в раннем возрасте // Бюллетень СО РАМН. 2007. T. 125 (3). C. 46–52.
  5. Плетенева М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 22–31.
  6. Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии раз- вития. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 2006.
  7. Токарская Л. В., Лаврова М. А., Лазаускене З. С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Педагогическое образование в России. 2017. Вып. 11. С. 150–157.
  8. Achenbach T. M., Rescorla L. A. Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington: University of Vermont, Research Center for Children, Youth & Families, 2000.
  9. Baptista J. et al. Maternal Interactive Behaviours in Parenting Children with Williams Syndrome and Autism Spectrum Disorder: Relations with Emotional/Behavioural Problems / J. Baptista, A. Sampaio, I. Fachada, A. Osório, A. R. Mesquita, E. Garayzabal, I. Soares // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 49 (1). P. 216–226. https://doi.org/10.1007/s10803-018-3715-6 170
  10. Beebe B. et al. The origins of 12-month attachment: A microanalysis of 4-month mother — infant interaction / B. Beebe, J. Jaffe, S. Markese, K. Buck, H. Chen, P. Cohen, S. Feldstein // Attachment & Human Development. 2010. Vol. 12 (1–2). P. 3–141. https://doi.org/10.1080/14616730903338985
  11. Belsky J., Bakermans-Kranenburg M. J., van IJzendoorn M. H. For Better and For Worse // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (6). P. 300–304. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8721.2007.00525.x
  12. Bernabei P., Camaigni L., Levi G. An Evaluation of Early Development in Children with Autism and Pervasive Developmental Disorders from Home Movies: Preliminary Findings // Autism. 1998. Vol. 2 (3). P. 243–258. https://doi.org/10.1177/1362361398023003
  13. Berthelot N. et al. Intergenerational Transmission of Attachment in Abused and Neglected Mothers: the Role of Trauma-Specific Reflective Functioning / N. Berthelot, K. Ensink, O. Bernazzani, L. Normandin, P. Luyten, P. Fonagy // Infant Mental Health Journal. 2015. Vol. 36 (2). P. 200–212. https://doi. org/10.1002/imhj.21499
  14. Beurkens N. M., Hobson J. A., Hobson R. P. Autism Severity and Qualities of Parent — Child Relations // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 43 (1). P. 168–178. https://doi.org/10.1007/ s10803-012-1562-4
  15. Clark R. The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study // Educational and Psychological Measurement. 1999. Vol. 59 (5). P. 821–846. https://doi.org/10.1177/00131649921970161
  16. Crittenden P. M. A Dynamic-Maturational Model of Attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. Vol. 27 (2). P. 105–115. https://doi.org/10.1002/j.1467-8438.2006.tb00704.x Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association. 2013. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
  17. Hoffman C. D. et al. Parenting Stress and Closeness / C. D. Hoffman, D. P. Sweeney, D. Hodge, M. C. Lopez- Wagner, L. Looney // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24 (3). P. 178– 187.
  18. Levy G. et al. Disrupted maternal communication and attachment disorganization in children with autism spectrum disorder / G. Levy, D. Oppenheim, N. Koren-Karie, I. Ariav-Paraira, N. Gal, N. Yirmiya // Attachment & Human Development. 2019. Vol. 22 (5). P. 568–581. https://doi.org/10.1080/14616734.20 19.1666287
  19. Oppenheim D. et al. Maternal Insightfulness and Resolution of the Diagnosis Are Associated with Secure Attachment in Preschoolers with Autism Spectrum Disorders / D. Oppenheim, N. Koren-Karie, S. Dolev, N. Yirmiya // Child Development. 2009. Vol. 80 (2). P. 519–527. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8624.2009.01276.x
  20. Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15 (3). P. 355–362. https://doi.org/10.1177/1359104510365453
  21. Rozga A. et al. A short-term longitudinal study of correlates and sequelae of attachment security in autism / A. Rozga, E. Hesse, M. Main, R. Duschinsky, L. Beckwith, M. Sigman // Attachment & Human Development. 2017. Vol. 20 (2). P. 160–180. https://doi.org/10.1080/14616734.2017.1383489
  22. Rutgers A. H. et al. Autism and attachment / A. H. Rutgers, M. H. van IJzendoorn, M. J. Bakermans-Kranenburg, S. H. N. Swinkels // Autism. 2007. Vol. 11 (2). P. 187–200. https://doi.org/10.1177/1362361307075713
  23. Ruble L. et al. Caregiver Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children with Autism / L. Ruble, A. McDuffie, A. S. King, D. Lorenz // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28 (3). P. 158–170. https://doi.org/10.1177/0271121408323009
  24. Siller M., Sigman M. Modeling longitudinal change in the language abilities of children with autism: Parent behaviors and child characteristics as predictors of change // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44 (6). P. 1691–1704. https://doi.org/10.1037/a0013771
  25. Syrjänen M. et al. Attachment and sensitivity among parents with ADHD — a multiple-case study / M. Syrjänen, A. Hautamäki, N. Pleshkova, S. Maliniemi // Emotional and Behavioural Difficulties. 2019. Vol. 24 (2). P. 156–166. https://doi.org/10.1080/13632752.2019.1602985

Информация об авторах

Плешкова Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fanciulla@yandex.ru

Татаренко Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, e-mail: tat_oks@mail.ru

Севрюгин Денис Владимирович, Психолог, Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1, Ставрополь, Россия, e-mail: sevryugin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 366
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 212
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5