Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии 1199

Сапогова Е.Е., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, esapogova@yandex.ru

Аннотация

Феномен нарративности в русле культурно-исторического подхода обоснован как фундаментальный компонент социального взаимодействия; предложено понимание процесса создания автобиографического нарратива как когнитивного наложения культурных прототипов и нарративных форм на цепочку индивидуальных жизненных случаев; знакомство развивающегося субъекта с текстами культуры представлено как один из ключевых аспектов культурного социогенеза; авто-наррация рассмотрена как механизм самопонимания и самопостроения субъекта; описаны некоторые возможные типы автобиографических нарративов. Автобиографический нарратив, будучи рассказываемым и одновременно, в процессе рассказывания, считанным самим субъектом в качестве отчужденного продукта, снимает многозначность в пользу «здесь-и-теперь» творимого субъектом выбора и тем самым выполняет и когнитивные, и эмоциональные, и побудительные, и терапевтические функции. Конструирование автобиографии есть не только подытоживание того, что прожито, но и некоторая разметка, планирование будущего.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Идея овладения развивающимся субъектом самим собой через посредство знаковых систем и культурных артефактов, изучение механизмов идентификационных процессов и построения системы отношений «Я–Мир» активно развиваются в таких направлениях психологии, как психосемиотика, кросс-культурная (этническая), экзистенциальная, конструктивистская, нарративная психология. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского оказался близок и современным исследованиям прагматики языка, анализу дискурсов и контекстов, изучению интертекстуальности. В последние годы, как кажется, все они в известном смысле реализуют символический лозунг «Назад к субъекту!», поскольку в центр исследовательского внимания помещается не предельно обобщенный, усредненный до неких значимых характеристик абстрактный субъект, а конкретный человек с его уникальным жизненным путем, субъективно найденными способами жизнесовладания, осмысления и упорядочивания жизненного опыта, обретенными смыслами существования и переживаниями. Интерес к самоописаниям жизненного пути, в свою очередь, рождает новые способы их психологического исследования и истолкования.

Одной из быстро развивающихся современных объяснительных парадигм является нарративная психология, суть которой в самом общем виде может быть отражена в следующих положениях:

  • культурные артефакты рассматриваются предельно широко — как повествовательные структуры (тексты) — носители специфически человеческих значений и смыслов, к которым в процессе социализации приобщается развивающийся субъект;
  • признается, что жизнь и отношения людей формируются культурно закрепленными повествованиями разного типа, усвоенными в процессе социализации; базовые концепты, сюжеты, мотивы, персонажи этих историй используются ими для осмысления, структурирования и описания собственного опыта, т. е. фактически составляют основу организации содержания сознания и поиска смыслов существования;
  • жизненный путь личности понимается как осмысленное целое, существующее для нее самой и для других в форме завершенной истории — автобиографического нарратива [22, 23]. Сторонники нарративного подхода предлагают считать нарратив универсальной характеристикой любой культуры, поскольку все культуры аккумулируют и транслируют собственные символы, смыслы, ценности посредством текстов. При таком понимании разнообразные культурные тексты с фиксированными в них значениями становятся существенным элементом культурного социогенеза как непрерывного «здесь и теперь» себя-творения, независимо от того, в какой знаково-символической системе они представлены: вербальной – в форме литературных текстов или дискурсов – либо невербальной музыкальной, живописной, архитектурной и т. п.
Литература
  1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. М., 1987.
  2. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2000.
  3. Варламов М.В. «Крест реальности» и вторичная номинация // Studia Linguistica-7. Языковая картина в зеркале семантики, прагматики и перевода. СПб., 1998.
  4. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
  5. Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum Philosophicum. М.; Екатеринбург, 1988.
  6. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СПб., 2000.
  7. Козловски П. Миф о модерне. Политическая философия Эрнста Юнгера. М., 2002.
  8. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2003.
  9. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.
  10. Кудрявцев В.Т. К методологии исследования личности и личностного роста в культурно-исторической психологии // Московский семинар по культурно-исторической психологии, 2004. http:// www.tovievich.ru.
  11. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
  12. Нуркова В.В. Планирование прошлого: Автобиографическая память клиента как объект психотерапевтического воздействия // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004.
  13. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
  14. Сапогова Е.Е. Семейный нарратив как прецедентный текст для ребенка // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции «Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое обоснование в контексте развития толерантности» (Кемерово, 2002). Кемерово, 2002.
  15. Сапогова Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза // Индивидуальные и стилевые особенности личности. Ростов н/Д, 2002.
  16. Сапогова Е.Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Сер. «Психология». 2003. Вып. 3.
  17. Сапогова Е.Е. «Легенды о себе»: к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании // Психологическая служба (Минск). 2003. № 2.
  18. Сапогова Е.Е. Игры с самим собой: Я-метафо-ры в содержании индивидуальных нарративов субъекта // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2004.
  19. Сапогова Е.Е. «Psychocadabra»: субъективная «картина мира» как гипертекст // Известия ТулГУ. Сер. «Психология». 2004. Вып. 4.
  20. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004.
  21. Слышкин Г.Г. От текста к символу. Лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000.
  22. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: Материалы к специальному курсу. Екатеринбург, 2002. http://www2.usu.ru/philoso-phy/soc_phil /rus/courses/narratology.html.
  23. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. М., 2000.
  24. Щирова И.А. Этот «бесконечно разветвленный психологизм» // Studia Linguistica-7. Языковая картина в зеркале семантики, прагматики и перевода. СПб., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика